ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1262/2021 от 13.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

68RS0002-01-2021-001475-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 13 октября 2021 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

судьи Воронцовой Е.С.,

при секретареШинкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1262/2021 по административному иску Шубина Михаила Алексеевича к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области об обязании признать недостоверной запись ЕГРЮЛ,

У С Т А Н О В И Л:

Шубин М.А. обратился с административным иском в суд, в котором указал, что с 14.06.2016 на основании постановления Тамбовской областной Думы от 30.03.2005 № 1140 «О ликвидации областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства» и постановления администрации области от 18.04.2005 № 265 «Об утверждении списка ликвидационной комиссии областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства» он исполнял функции председателя ликвидационной комиссии областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства г.Тамбова.

Данные обязанности Шубин М.А. выполнял будучи в должности генерального директора АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области».

С мая 2019 года с Шубиным М.А. как генеральным директором АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области» трудовые отношения прекращены.

Согласно постановлению главы администрации Тамбовской области от 24.04.2019 № 480 срок полномочий ликвидатора истек.

Между тем в данных ЕГРЮЛ запись в отношении Шубина М.А. как ликвидатора является действующей.

Шубин М.А. обратился 27.11.2020 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области с заявлением о недостоверности сведений по форме № Р34001.

Ответом от 05.12.2019 Шубину М.А. указанным Управлением сообщено о том, что заявление рассмотрено. Областному внебюджетному фонду поддержки индивидуального жилищного строительства г.Тамбова вынесено письменное предупреждение о необходимости в течение одного месяца с момента получения предупреждения предоставить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области комплект документов для государственной регистрации изменений в сведения, содержащихся в ЕГРЮЛ (сведения о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица). В случае неустранения нарушений Управлением будут приняты меры реагирования.

Шубин М.А. в административном иске считает, что по его заявлению не принято какого-либо решения. Тогда как в силу п.п. 5, 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» после установления недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и проведения соответствующей проверки регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений. Для некоммерческих организаций регистратором является Министерство юстиции и его территориальные органы. Однако, до настоящего времени Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области соответствующие сведения в ЕГРЮЛ в отношении Шубина М.А. как председателя ликвидационной комиссии областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства г.Тамбова не внесены.

В этой связи, Шубин М.А. просит суд с учетом уточнений признать незаконным уклонение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от рассмотрения заявления по внесению изменений в ЕГРЮЛ об исключении записи о Шубине М.А. как председателе ликвидационной комиссии указанной некоммерческой организации и обязать данное Управление признать недостоверной данную запись ЕГРЮЛ.

В судебное заседание Шубин М.А. и его представитель по ходатайству Кораблев Д.Н. требования административного иска поддержали по изложенным в нем основаниям. Кораблев Д.Н. указал, что запись в ЕГРЮЛ о Шубине М.А. как председателе ликвидационной комиссии областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства г.Тамбова влечет для него негативные последствия, поскольку как действующий по сведениям ЕГРЮЛ руководитель Шубин М.А. должен нести ответственность за невыполнение обязанности предоставления соответствующей отчетности в налоговые органы, Пенсионный фонд и т.д. Вместе с тем фактически взаимоотношения Шубина М.А. с данным юридическим лицом прекращены, но ни УФНС России по Тамбовской области, ни Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области соответствующие записи в ЕГРЮЛ не вносят.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, В письменных возражениях указал, что принятие решений по заявлениям о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, влекущих внесение в него соответствующих сведений, к компетенции территориальных органов Минюста России не отнесено. В случае поступления в территориальный орган Минюста России заявлений о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, применяются исключительно меры реагирования в рамках контроля за деятельностью некоммерческих организаций. Указанная позиция Департаментом по делам некоммерческих организаций Минюста России была доведена до территориальных органов (Письмо Минюста России от 27.07.2018 №11-99821/18 «О направлении Обзора применения законодательства Российской Федерации при решении проблемных вопросов в сфере государственной регистрации и осуществления контроля за деятельностью общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций»). Позже, была также доведена письмом от 31.03.2021 №11-36382/21 «О направлении обзора деятельности Минюста России и его территориальных органов по защите интересов в судах по вопросам государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций».

27.11.2019 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области поступило заявление от руководителя ликвидационной комиссии областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства города Тамбова Шубина М.А., в котором он просил исключить из ЕГРЮЛ сведения о нем как о руководителе ликвидационной комиссии вышеназванной организации. Кроме того, было представлено заявление физического лица о недостоверности сведений по форме №Р34001.

Письмом от 05.12.2019 №68/03-4790 Шубин М.А. уведомлен о рассмотрении поступившего заявления. Указанным письмом ему сообщено, что Фонду вынесено письменное предупреждение (предупреждение от 05.12.2019 №68/03-4789) о необходимости в течение одного месяца с момента получения предупреждения представить в Управление комплект документов для государственной регистрации изменений в сведениях ЕГРЮЛ о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица. Однако, указанная обязанность до сих пор не исполнена.

С учетом изложенного просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Тамбовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешить спор на усмотрение суда. В письменной позиции указал, что регистрация некоммерческих организаций находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; пп. 30.7 п.7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»). Регистрацией изменений в устав или сведений в ЕГРЮЛ о некоммерческих организациях также занимается Министерства юстиции Российской Федерации.

Запись о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства г.Тамбова Шубине МА. внесена в ЕГРЮЛ 14.06.2016 за государственным регистрационным номером 2166800054705. Заявителем является Шубин М.А. 14.06.2016 за регистрационным номером 2166800054705 в ЕГРЮЛ также внесена запись «Принятие НКО решения о ликвидации». После внесения данной записи поменялся статус Фонда с «Действующее» на «Находится в стадии ликвидации».

При исключении записи о действующем ликвидаторе из ЕГРЮЛ будет также отменена запись «Принятие НКО решения о ликвидации» и Фонд перейдет в статус «Действующее». При этом лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, будет являться ФИО2 (***) - предыдущий руководитель Фонда, который не может являться таковым по причине смерти (дата смерти ***). В силу положений ст.53 ГК РФ Фонд потеряет свою правоспособность ввиду отсутствия исполнительного органа юридического лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Пунктами 4.3 и 4.4. названной статьи Федерального закона предусмотрено, что основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона № 129-ФЗ федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

В силу п.п. 1, 2 и 3 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ с учетом установленного Федеральным законом № 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 8 ст. 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 указанного Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. Взаимодействие уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.

Исключений из правил о специальном порядке государственной регистрации некоммерческих организаций относительно внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений законодательство не устанавливает.

При этом абз. первый п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.

Согласно п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, закон предусматривает специальные правовые последствия необеспечения достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о некоммерческих организациях, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации.

Из материалов дела следует, что в ЕГРЮЛ содержатся сведении о том, что Шубин М.А. является руководителем ликвидационной комиссии областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства г.Тамбова.

Шубин М.А. обратился 27.11.2020 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области с заявлением о недостоверности сведений по форме № Р34001.

Ответом от 05.12.2019 Шубину М.А. указанным Управлением сообщено о том, что заявление рассмотрено. Областному внебюджетному фонду поддержки индивидуального жилищного строительства г.Тамбова вынесено письменное предупреждение о необходимости в течение одного месяца с момента получения предупреждения предоставить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области комплект документов для государственной регистрации изменений в сведения, содержащихся в ЕГРЮЛ (сведения о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица). В случае неустранения нарушений Управлением будут приняты меры реагирования.

Таким образом, материалами административного дела подтверждается, что в связи с поступившим заявлением Шубина М.А. о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, территориальный орган Минюста России применил меры реагирования в рамках контроля за деятельностью некоммерческих организации.

Доводы административного истца со ссылкой на пп. 5, 6 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочных выводах о распространении указанной нормы на рассматриваемые правоотношения.

Принятие решений по заявлениям о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, влекущих внесение в него соответствующих сведений, к компетенции территориальных органов Минюста России не отнесено.

В отсутствие правового регулирования процедуры исключения из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (некоммерческой организации), учитывая сложившееся обстоятельства и необходимость соблюдения принципа достоверности сведений ЕГРЮЛ, Шубин М.А. имеет возможность устранить возникшие противоречия путем рассмотрения вопроса о прекращении его полномочий как руководителя ликвидационной комиссии областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства г.Тамбова и, как следствие, исключении таких сведений из ЕГРЮЛ в порядке гражданского судопроизводства.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Шубина Михаила Алексеевича признании незаконным уклонение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от рассмотрения заявления по внесению изменений в ЕГРЮЛ об исключении записи о Шубине М.А. как председателе ликвидационной комиссии областного внебюджетного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства г.Тамбова и обязании данное Управление признать недостоверной данную запись ЕГРЮЛ отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Воронцова

Решение в окончательной форме изготовлено 18.10.2021

Судья Е.С. Воронцова