УИД 36RS0006-01-2021-008829-22
№ 2а-1262/22
Строка 3.024а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«11» марта 2022 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Каданиной Т.А.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного истца по заявлению ФИО2,
представителя административного ответчика по доверенности ФИО3,
представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном направлении уведомления об исключении проведения работ на земельном участке до принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо отказе в его включении в перечень, о признании незаконным приказа об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия Воронежской области в перечень выявленных объектов культурного наследия Воронежской области,
установил:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 03.08.2021 Управление по охране объектов культурного наследия приняло приказ № 71-01-07/294 «О включении объекта в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия», согласно которому в данный список был включен «Дворец культуры им. 50-летия Октября «Структурное подразделение «Воронежского Механического завода» - филиала ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» ().
24.09.2021 Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области приняло приказ № 71-01-07/376 «Об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, «Дворец культуры им. 50-летия Октября «Структурное подразделение «Воронежского Механического завода» - филиала ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» () в перечень выявленных объектов культурного наследия Воронежской области», которым указанный объект был исключен из списка объектов, обладающими признаками объекта культурного наследия Воронежской области, расположенного на территории Воронежской области.
На первом этаже «Дворца культуры им. 50-летия Октября «Структурное подразделение «Воронежского Механического завода» - филиала ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» (далее – Объект) находилось мозаичное панно «Космос» (длина 19м, высота 3,5м), на котором изображены планеты и звезды. Автором данного панно является Заслуженный деятель искусств РСФСР, который в период с 1971 по 1978 год был главным художником города Воронежа; для создания мозаики он использовал смальту и антрацит.
29.08.2021 данное панно было демонтировано работниками АО ФК «Аксиома». О включении «Дворца культуры им. 50-летия Октября «Структурное подразделение «Воронежского Механического завода» - филиала ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» АО ФК «Аксиома» должно было быть уведомлено административным ответчиком уведомлением от 10.08.2021, но этого сделано не было.
Полагает, что административный ответчик допустил бездействия, выраженное в не направлении должным образом уведомления АО ФК «Аксиома» о необходимости исключить проведение строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на земельном участке до принятия Управлением решения о включении данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области, либо об отказе в его включении в перечень таких объектов, что повлекло демонтаж мозаичного панно.
Кроме того, административный истец считает оспариваемый приказ незаконным, поскольку он был принят из-за необъективной оценки историко-культурной ценности данного объекта, что не позволило преодолеть необходимое количество баллов (200): не обоснованно сделан вывод об отсутствии купольного перекрытия; не учтено наличие авторской мозаики, которая временно демонтирована; полагает, что объект связан не только с участием Механического завода в создании двигателя для ракеты ФИО5, в честь чего на здании имеются горельеф «Космонавты» и мозаичное панно с космической тематикой, но и Великой Октябрьской социалистической революцией, которая является не только национальным, но и мировым событием; не учтено наличие общественной значимости объекта.
Считая, что данным бездействием административного ответчика и вынесенным им оспариваемым приказом нарушаются культурные права административного истца, гарантированные ч.2 ст. 44 Конституции РФ, а также возлагающие на нее обязанность согласно ч.3 ст. 44 Конституции РФ заботиться о сохранении культурного наследия, беречь памятники культуры, а также гарантированное ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, право на участие в культурной жизни, ФИО1 обратилась в суд и в иске просит:
- признать незаконным бездействие Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области в период с 03.08.2021 по 29.08.2021 в связи со своевременным не направлением уведомления АО ФК «Аксиома» о том, что АО ФК «Аксиома» надлежит исключить проведение строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на земельном участке по адресу: во Дворце им 50-летия Октября до принятия решения Управлением о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области, либо об отказе в его включении в перечень выявленных объектов культурного наследия;
- признать недействующим, со дня вступления в законную силу решения суда, приказ Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 24.09.2021 № 71-01-07/376 «Об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Дворец культуры им. 50-летия Октября «Структурное подразделение «Воронежского Механического завода» - филиала ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» () в перечень выявленных объектов культурного наследия Воронежской области» и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения культурных прав, сообщить об исполнении данного в Центральный районный суд г. Воронежа и административному истцу в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.5-7,27).
В судебном заседании административный истец ФИО1 и её представитель по заявлению ФИО2, исковые требования поддержали, пояснили изложенное, представили письменные пояснения и просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области по доверенности ФИО3 считал заявленные требования не обоснованными; представлены письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица АО ФК «Аксиома» по доверенности ФИО4 считала заявленные требования не обоснованными, не подлежащими удовлетворению, представлены письменные возражения и дополнения к возражениям.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и реализации законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.218 - КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст. 226 КАС РФ).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшими оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
На основании части 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).
Согласно ст. 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, относятся: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
На основании ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ региональные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ.
Согласно ч.3 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 13.04.2015 № 275, Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области (далее - Управление) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (региональным органом охраны объектов культурного наследия), в том числе в части исполнения полномочий, переданных Российской Федерацией в отношении объектов культурного наследия, а также обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики в сфере охраны объектов культурного наследия.
Согласно указанному Положению, Управление организует проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (п. 3.1.10.); формирует и ведет перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области (п.3.1.16); организует работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (3.1.20.); в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты – приказы (п.3.3.7).
Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 № 1905 (ред. от 24.09.2020) утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Законом Воронежской области от 09.12.2015 № 188-ОЗ «О порядке организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, на территории Воронежской области» так же установлен порядок определения работ по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного на терртории Воронежской области.
Приказом Управления от 23.07.2021 № 71-01-07/277 утверждены Методические рекомендации по определению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области».
Согласно материалам дела, в Управление поступило заявление ФИО1 от 28.07.2021 о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении Дворца культуры им. 50-летия Октября «Структурного подразделения «Воронежского Механического завода» - филиала ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева», расположенного по адресу: .
Данное заявление было зарегистрировано и принято к рассмотрению, о чем в адрес заявителя 02.08.2021 было направлено уведомление (л.д.83).
Приказом Управления от 03.08.2021 № 71-01-07/294 Дворец культуры им. 50-летия Октября «Структурного подразделения «Воронежского Механического завода» - филиала ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева», расположенного по адресу: включен в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (л.д.84)
Приказом Управления от 03.08.2021 № 71-01-07/295 с учетом приказа от 10.08.2021 № 71-01-07/300 о внесении изменений в приказ от 03.08.2021 № 71-01-07/295, АУК ВО «Государственная инспекция историко-культурного наследия» поручено проведение работ по установлению историко-культурной ценности Объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (л.д.85-86,87).
Приказом Управления от 14.09.2021 № 71-01-07/369 создана комиссия по определению историко-культурной ценности Объекта, члены комиссии в срок до 20.09.2021 обязаны осуществить расчет критериев историко-культурной ценности Объекта на основании материалов, предоставленных АУК ВО «Государственная инспекция историко-культурного наследия» в соответствии с приказом от 03.08.2021 № 71-01-07/295 (л.д.88-90).
Комиссией по определению историко-культурной ценности Объекта произведен расчет критериев историко-культурной ценности Объекта, которые согласно протоколу от 16.09.2021 составили 185 баллов при необходимых 200 баллов. Согласно данному протоколу, члены комиссии в связи с неоднозначностью подсчетов по отдельным критериям приняли решение вынести результаты расчета историко-культурной ценности Объекта на рассмотрение заседания Общественного совета при управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области (л.д.185-195).
Согласно п. 3 ст. 6 Закона Воронежской области от 09.12.2015 N 188-ОЗ (ред. от 01.06.2016) "О порядке организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, на территории Воронежской области" в целях привлечения специалистов в области охраны объектов культурного наследия вопрос определения историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выносится уполномоченным органом на заседание общественного научно-экспертного совета при уполномоченном органе (далее - Совет) в следующих случаях:
- отсутствие в уполномоченном органе историко-культурных исследований и иных материалов, подтверждающих историко-культурную ценность объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;
- наличие в уполномоченном органе историко-культурных исследований по объекту, обладающему признаками объекта культурного наследия, содержащих противоречивые выводы относительно его историко-культурной ценности.
Таким образом, вынесение вопроса об историко-культурной ценности Объекта на рассмотрение заседания Общественного совета при управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области не противоречит Закону Воронежской области № 188-ОЗ.
Согласно п.4 ст.6 Закона Воронежской области № 188-ОЗ решения Совета носят рекомендательный характер.
По итогам заседания Общественного совета при управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области, оформленного протоколом № 7 от 20.09.2021 было принято решение не рекомендовать управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области включить здание «Дворца культуры им. 50-летия Октября» в Перечень выявленных объектов культурного наследия Воронежской области (л.д.207-214).
Приказом Управления от 24.09.2021 № 71-01-07/376 в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ, ст. 7 Закона Воронежской области № 188-ОЗ и с учетом рекомендации Совета было отказано во включении Объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области; Дворец культуры им. 50-летия Октября «Структурного подразделения «Воронежского Механического завода» - филиала ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева», расположенный по адресу: исключен из списка объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (л.д.216-217).
Согласно п. 4 ст. 16.1 Федерального Закона № 73-ФЗ, уполномоченный орган по принятии решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.
Аналогичная норма содержится и в ст. 7 Закона Воронежской области № 188-ОЗ.
О принятом решении (об отказе во включении Объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области) ФИО1 была уведомлена 27.09.2021 по адресу, указанному в заявлении, однако данное уведомление было возвращено в адрес Управления, что подтверждается конвертом, приобщенным в материалы дела.
Таким образом, Управление свою обязанность по уведомлению административного истца о принятом решении, предусмотренную нормами законодательства исполнило. Неполучение административным истцом корреспонденция не является ответственностью Управления.
Оспариваемый приказ вынесен уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий; каких-либо нарушений по процедуре его принятия судом не установлено.
Довод административного истца о бездействии административного ответчика в период с 03.08.2021 по 29.08.2021 в связи с несвоевременным уведомлением АО ФК «Аксиома» об исключении проведения строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на земельном участке по адресу: во Дворце культуры 50-летия Октября до принятия решения о включении Объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области, либо об отказе его включения в данный перечень суд считает не состоятельным исходя из следующего.
На основании п. 5 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Согласно п. 8 ст. 16.1 Федерального Закона № 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
В силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 9.2 Закона об объектах культурного наследия к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр.
Согласно положениям пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 16.1 названного Закона региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.
Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика. Работы по выявлению объектов археологического наследия осуществляются в соответствии со статьей 45.1 Закона об объектах культурного наследия.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
По истечении срока, установленного пунктом 3 названной статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Порядок включения объектов культурного наследия в реестр установлен статьей 18 Закона об объектах культурного наследия, согласно которой после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы, на основании которой поименованный орган в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.
В соответствии с Порядком проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1905, государственный учет объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия путем ведения списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Включение объекта в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия на основании заявления. Основанием для исключения объекта из списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, является решение о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в данный перечень (пункты 7, 8, 10 Порядка).
Таким образом, до принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия у административного ответчика отсутствовала обязанность по направлению уведомления в адрес собственника.
Кроме того, согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРН, право собственности АО ФК «Аксиома» на спорный объект было зарегистрировано 27.08.2021. Следовательно, оснований для направления уведомления 10.08.2021, на которое ссылается административный истец, не имелось.
Довод административного истца о том, что неверно определены численные значения критериев историко-культурной ценности Объекта, а также не были учтены отдельные элементы, а также связь Объекта с определенными историческими событиями и личностью, обладающие ценностью согласно системе баллов, утвержденной Приказом № 71-01-07/277, суд с читает не состоятельными исходя из следующего.
Так, административный истец указывает, что наличие в фойе первого этажа Объекта авторской мозаики на тему космоса должно было быть оценено в 25 баллов согласно п. 9 Методических рекомендаций.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования положений п.9 Методических рекомендаций при установлении ценностных характеристик объекта с точки зрения архитектуры и искусства во внимание принимаются декоративные элементы фасада здания.
Согласно пп. 3.3.2.44 ГОСТ Р ИСО 6707-1-20 "Здания и сооружения. Общие термины", фасадом здания является наружная поверхность стены, ограждающей здание.
Как указывалось выше, и не оспаривалось административным истцом в ходе рассмотрения дела, спорная мозаика на тему космоса располагалась в фойе первого этажа, а следовательно не имеет отношения к оценке по п. 9 Методических рекомендаций.
В то же время, указанной мозаике комиссией была дана оценка в п.15 в составе отделки интерьеров (л.д.191).
Каких-либо доказательств наличия купольного перекрытия в двухэтажной части здания (в «шайбе») для оценки в дополнительные 30 баллов согласно п. 11 таблицы критериев, как указывает административный истец в своем иске, в материалы дела не представлено. Из имеющегося технического паспорта здания (л.д.161-184) данное обстоятельство также не усматривается.
Довод административного истца о не присвоении 70 баллов по критерию «Мемориальная ценность» (п.3 Методических рекомендаций): связь с исторической личностью или событием общемирового значения (родился, учился, жил, работал), суд считает не состоятельным, поскольку не представлено каких-либо доказательств наличия указанных связей Объекта с историческим событием и личностью.
Эксперты, принимавшие участие в заседании Общественного совета являются аттестационными экспертами по проведению государственной историко-культурной экспертизы, что подтверждается реестром аттестованных экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы, скрин-шоты из которого приобщены в материалы дела.
Кроме того, доводы административного истца о том, что численные значения критериев историко-культурной ценности указанного объекта были определены административным ответчиком неверно, судом отклонены, поскольку в соответствии с положениями Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, определение историко-культурной ценности осуществляется Управлением на основании критериев историко-культурной ценности, утверждаемых правовым актом Управления, и относится таким образом к компетенции административного ответчика.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что Управлением проводилась оценка историко-культурной ценности объекта по названному выше адресу на основании критериев, утвержденных приказом Управления от 23.07.2021 № 71-01-07/277; что заявление административного истца было рассмотрено административным ответчиком в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закона Воронежской области от 09.12.2015 № 188-ОЗ «О порядке организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающими признаками объекта культурного наследия, на территории Воронежской области», а также в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, в установленные сроки, с соблюдением предусмотренной действующим законодательством процедуры, проведена оценка историко-культурной ценности объекта, в ходе которой оснований для включения здания по вышеуказанному адресу в перечень выявленных объектов культурного наследия не установлено.
Учитывая, что объект, расположенный по адресу: г, не является объектом культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Воронежской области, суд считает, что право административного истца на доступ к культурным ценностям, гарантированное частью 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации, действиями административного ответчика и оспариваемым приказом не нарушено, в связи с чем суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО1 к Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном направлении уведомления об исключении проведения работ на земельном участке до принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо отказе в его включении в перечень, о признании незаконным приказа об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия Воронежской области в перечень выявленных объектов культурного наследия Воронежской области, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 24.03.2022.