ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1266/19 от 11.04.2019 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-1266/2019 «11» апреля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой Н.М.,

при секретаре Поляковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «АДЕЛАНТЕ» к Главному Управлению МЮ РФ по Санкт-Петербургу об оспаривании отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы,

УСТАНОВИЛ:

Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «АДЕЛАНТЕ» (далее – «Аделанте») обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Главному Управлению МЮ РФ по Санкт-Петербургу, в котором просит признать незаконным отказ ГУ МЮ РФ по Санкт-Петербургу, оформленный уведомлением от 29.08.2018 и распоряжением -р от 29.08.2018 в государственной регистрации изменений, вносимых в устав учреждения, утвержденного решением собственника от 21.05.2018 и обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в устав «Аделанте», утвержденного решением собственника от 21.05.2018 .

В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что «Аделанте» 21.06.2018 обратилось к ответчику с заявлением о государственной регистрации изменений, внесенных в устав учреждения, утвержденной решением собственника от 21.05.2018, в части внесения дополнений в перечень видов деятельности организации в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ».

Внесение указанных изменений было обусловлено изменением ФЗ «Об образовании в РФ» в части формулировки видов деятельности образовательного учреждения, включая положения о разработке и реализации образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых, в том числе образование в области культуры.

В связи с указанными изменениями, в уставе образовательной организации в обязательном порядке должна содержаться информация о видах образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности.

Административный истец полагает, что без внесения в устав соответствующих дополнений деятельность «Аделанте» по реализации новых образовательных программ была бы невозможна.

В соответствии с решением собственника «Аделанте» в устав учреждения были внесены дополнения.

Уведомлением от 06.07.2018 «Аделанте» было извещено об отказе государственной регистрации новой редакции устава на основании пп. 1 п. 1. ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях». «Аделанте» были исправлены все указанные недостатки.

16.08.2018 исправленная в соответствии с замечаниями административного ответчика редакция устава «Аделанте» была повторно подана для государственной регистрации.

Уведомлением от 29.08.2018 со ссылкой на распоряжение от 29.08.2018 «Аделанте» вновь было извещено об отказе в государственной регистрации новой редакции устава на основании пп.1 п.1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», то есть в связи с тем, что учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ.

Административный истец полагает, что отказ административного ответчика в государственной регистрации новой редакции устава является необоснованным и не соответствует действующему законодательству, а также нарушает их законные права и интересы, поскольку не позволяет им продолжать законную образовательную деятельность в соответствии с имеющейся лицензией.

Представитель административного истца в судебное заседание явился, требования поддержал в полном объеме.

В судебное заседание явились представители административного ответчика Иванова А.А., Бондарева-Ряпалова З.В., возражающие против удовлетворения административного иска.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

На основании ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 3 указанного закона предусмотрено, что некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В силу ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 25.02.2005 при создании юридического лица было образовано Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «АДЕЛАНТЕ» (сокращенное наименование – ЧОУ ДПО «АДЕЛАНТЕ») ОГРН 1057810097509, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

В качестве основного вида деятельности указана деятельность по дополнительному профессиональному образованию, не включенная в другие группировки (код 47.29.39).

Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга ЧОУ ДПО «АДЛЕАНТЕ» предоставлена бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности от 09.06.2016.

Уведомлением об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы «Аделанте» от 29.08.2018 , оспариваемым административным истцом, учреждению отказано в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы «Аделанте», документы на которую представлены 16.08.2018, распоряжением от 29.08.2018, так как учредительные документы противоречат законодательству РФ.

В частности, в данном уведомлении указано, что наименование организации, указанное в п. 1.4.1 Устава в новой редакции не содержит транслитерации с указанием перевода на русский язык слова «Аделанте», что противоречит положениям ФЗ от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке РФ», ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Также в нарушение п. 4 ст. 50 ГК РФ и пп. 1 и 2 ст. 24 ФЗ от 12.01.2016 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» п. 8.9 Устава предусматривает формирование имущества Организации за счет такого источника как приносящая доход деятельность, перечисленная в п. 3.5 Устава, тогда как данный пункт Устава предусматривает виды предпринимательской деятельности, таким образом, Устав не содержит указания на конкретные виды приносящей доход деятельность, что допускает осуществление Организацией деятельности, не предусмотренной Уставом, поскольку предполагает открытый перечень видов деятельности.

Таким образом, в качестве оснований для отказа в государственной регистрации изменений административный ответчик указал два основания:

наименование «Аделанте» в новой редакции не содержит транслитерации с указанием перевода на русский язык слова «Аделанте»;

пункты устава организации не содержат указания на конкретные виды приносящей доход деятельности, что допускает осуществление организацией деятельности, не предусмотренной уставом, поскольку предполагает открытый перечень видов деятельности.

В части требований административного ответчика об указании в наименовании организации транслитерации с указанием перевода на русский язык слова «Аделанте» административный истец ссылается на то, что «Аделанте» является именем собственным и не подлежит переводу. В качестве доказательств данной позиции от административного истца представлены распечатки из социальных сетей людей с именем «Аделанте», которые, в соответствии со ст. 84 КАС РФ не отвечают критериям оценки доказательств и не могут с достаточной степенью достоверности подтверждать позицию административного истца, так как в социальных сетях имеется возможность указывать любое имя, не всегда являющееся именем собственным.

Представленный ответ на запрос из Республики Гватемала об отсутствии ограничений по наименованию граждан испаноязычным именем Adelanta, также не является достоверным и достаточным доказательством использования наименования Аделанте в качестве имени собственного, в силу того, что ответ на запрос содержит лишь информацию об отсутствии ограничений на его использование, но не данные о точном его использовании и кем именно.

Опровергая позицию административного истца, административный ответчик представил доказательства перевода слова «Аделанте» в качестве значения: «вперед, наперед, в будущем», что подтверждается Испано-русским|русско-испанским словарем.-3-е изд. - И84 М.:ВАКО,2019. -736 с. и Испанско-русским словарем: 45 000 слов и более 65 000 словосочетаний. – М.: Цитадель, 1999. – 576 с.

При этом суд, применяя положения действующего законодательства РФ к спорной ситуации, в частности к ситуации с указанием перевода «Аделанте» на русский язык и транслитерации, считает неправомерным данное требование в силу ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которая указывает обязательные реквизиты к наименованию некоммерческой организации, которое должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. ЧОУ ДПО «АДЕЛАНТЕ» содержит указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности, выполняя тем самым требования к наименованию некоммерческой организации.

Также суд полагает необходимым указать на то, что под транслитерацией понимается способ замены разных графических систем, используемых разными языками мира, т.е. побуквенная передача текста или отдельных слов, записанных с помощью одной графической системы, средствами другой графической системы.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Ушакова Д.Н. указывается, что транслитерация происходит от латинских слов «trans» (через) и «littera» (буква), и дается определение указанного термина: «Написание путем передачи букв одного алфавита буквами другого алфавита» (6, с. 409).

Из редакции Устава ЧОУ ДПО «АДЕЛАНТЕ», представленной для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, следует, что наименование Организации написано на русском языке, буквами русского алфавита, т.е. наименование не содержит букв иностранного алфавита, требующих написания путем передачи букв русского алфавита буквами другого алфавита.

При этом указание на необходимость транслитерации букв русского алфавита буквами другого алфавита ни ФЗ «О государственной языке Российской Федерации», ни ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержит.

Кроме того, по мнению суда, административный ответчик в уведомлении об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЧОУ ДПО «Аделанте» от 19.08.2019, указывая на то, что наименование Организации в новой редакции не содержит транслитерации с указанием перевода на русский язык слова «АДЕЛАНТЕ», не разделяет два понятия «транслитерация» и «перевод», которые не являются тождественными, поскольку под переводом иностранного слова понимается преобразование устного или письменного текста с одного языка в текст (устный или письменный) на другом языке, понятие транслитерации приведено судом выше.

Таким образом, в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы административного истца по изложенным в п. 1 уведомления от 29.08.2018 основаниям не могло быть отказано по мотиву противоречия законодательству РФ положений Устава в части фирменного наименования организации.

Вместе с тем изложенное не опровергает иные основания к отказу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЧОУ ДПО «АДЕЛАНТЕ» и не дает оснований для признания решения регистрирующего органа, оспариваемого административным истцом, незаконным в целом.

Так, суд не может согласиться с доводами административного иска о неправомерности решения административного ответчика от 29.08.2018 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по изложенным в п. 2 уведомления основаниям.

Статьей 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

В силу части 2 статьи 13.1 этого же Закона решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации (статья 23 этого же Закона).

Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации.

В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (часть 1 статьи 23.1 этого же Закона).

Согласно п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции регистрации некоммерческих организаций.

Пунктом 5 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", предусмотрено, что уполномоченный орган (т.е. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В силу статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

В материалах дела имеется устав ЧОУ ДПО «АДЕЛАНТЕ», утвержденный решением собственника учреждения от 21.05.2018 г. Кирилловой В.А. (далее – устав).

Пунктом 3.5 Устава предусмотрено, что учреждение в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых оно создано, соответствует этим целям и указано в уставе. Такой деятельностью признается:

торговля покупными товарами, оборудованием, книгами по образовательной тематике учреждения;

оказание консультационных услуг по образовательной тематике учреждения;

дополнительные платные услуги по образовательным программам, реализуемым учреждением, а именно: репетиторство, индивидуальные занятия с обучающимися, консультации, прием квалификационных экзаменов по заявкам предприятий и организаций, преподавание специальных циклов и курсов дисциплин, организация и проведение культурно-массовых мероприятий на иностранных языках, организация летнего отдыха для обучающихся с общением на иностранных языках, курсы подготовки по иностранным языкам для поступления в ВУЗы.

В соответствии с п. 8.9 устава одним из источников формирования имущества учреждения в денежной и иных формах является приносящая доход деятельность, перечисленная в п. 3.5 устава.

Из смысла названных положений следует, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Пунктом 3.1 устава определено, что основной целью деятельности учреждения является реализация программ дополнительного профессионального образования (переподготовка, повышение квалификации, стажировка) по направлениям, предусмотренным разделом 4 устава.

Дополнительными целями деятельности учреждения являются:

- удовлетворение потребностей личности и общества в получении знаний по направлениям, предусмотренным разделом 4 устава, путем осуществления образовательной деятельности;

- реализация программ дополнительного образования детей и взрослых: дополнительных общеобразовательных программ, по направлениям, предусмотренным разделом 4 устава;

- реализация программ дополнительного образования детей и взрослых: дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных предпрофессиональных программ;

- реализация программ дополнительного образования детей и взрослых в области культуры.

В отношении некоммерческих организаций предусмотрено, что они могут осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. При этом законодатель явно разграничивает данные понятия, при которых предпринимательская деятельность не всегда совпадает с иной деятельностью, приносящей доход. В таком случае, в ситуации, при которой законодатель разграничивает понятие предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, с учетом императивного правила о необходимости указания в учредительных документах видов деятельности, приносящей доход, некоммерческие организации обязаны указывать в своих учредительных документах как виды предпринимательской деятельности, так и виды деятельности, приносящей доход.

Таким образом, учитывая, что устав ЧОУ ДПО «АДЕЛАНТЕ» не содержит приносящих доход видов деятельности, данное нарушение противоречит требованиям законодательства и на основании пп. 1 п. 1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» административный ответчик правомерно отказал в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЧОУ ДПО «Аделанте».

Руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «АДЕЛАНТЕ» в удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.

Мотивированное решение изготовлено «28» июня 2019 года.

Судья: