Дело № 2а-1267/2021
УИД 42RS0035-01-2021-003448-25
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Таштагол 20 декабря 2021 года
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Малыгина Е.А.,
при секретаре Долгополовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, административный иск прокурора г.Таштагола в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шерегешского городского поселения о признании незаконным бездействия, об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Таштагола обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шерегешского городского поселения о признании незаконным бездействия, об обязании совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой города по результатам проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления Таштагольского муниципального района законодательства в сфере муниципальной собственности, установлены нарушения в деятельности Администрации Шерегешского городского поселения по ведению реестра муниципальной собственности.
Установлено, что на официальном сайте Администрации Шерегешского городского поселения <данные изъяты> в разделе «Документы» в подразделе «Муниципальное имущество» размещен реестр муниципальной собственности Шерегешского городского поселения Таштагольского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки установлено, что реестр ведется с нарушениями установленного порядка и в нем отсутствует значительный объем обязательных сведений.
Так, в разделе 1 Реестра подраздел 1.1 «Жилой фонд», подраздел 1.3, «Встроенно-пристроенные жилые помещения», подраздел 1.4. «Земельные участки» не заполнены.
Подраздел 1.2. «Здания, строения, сооружения» раздела 1 Реестра - в полном объеме не заполнена информация, отсутствуют кадастровый номер муниципального недвижимого имущества, сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества, даты возникновения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, реквизиты документов - оснований возникновения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества.
Раздел 2 Реестра по подразделу 2.1 «Транспорт» и подразделу 2.2. «Прочее движимое имущество» также не в полном объеме заполнена информация.
В Реестре отсутствуют разделы, содержащие информацию о муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях.
Кроме того, реестр, размещенный на официальном сайте по структуре не соответствует разделу 4 «Структура реестра» Положения о порядке ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Шерегешское городское поселение, утвержденному постановлением Администрации Шерегешского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№«а»-п.
Таким образом, установлено, что в нарушение ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, ст. 4 Устава муниципального образования на территории Шерегешского городского поселения надлежащим образом Реестр муниципальной собственности ни на бумажном носителе, ни на электронном носителе органом местного самоуправления не ведется.
В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ прокурором города в адрес Главы Шерегешского городского поселения было внесено представление об устранении нарушений закона №, которое было рассмотрено Администрацией Шерегешского городского поселения и ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города был предоставлен ответ на представление об устранении нарушений закона за №, согласно которого, Администрацией Шерегешского городского поселения нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений закона признаны, частично устранены.
В ходе проведения контрольного мониторинга при исполнении Администрацией Шерегешского городского поселения требований федерального законодательства по ведению реестра муниципальной собственности установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Шерегешского городского поселения реальных мер по устранению нарушений федерального законодательства, изложенных в представлении об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ№, в полном объеме не принято.
В ходе проверки установлено, что Реестр ведется с нарушениями установленного Порядка и в нем отсутствует значительный объем обязательных сведений, с момента внесения представления прокурора города об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ№ ничего не изменилось, реестр муниципальной собственности Шерегешского городского поселения Таштагольского муниципального района не ведется как в электронном, так я в бумажном виде, что не соответствует требованиям п. 5 Порядка.
В нарушение ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131- ФЗ, пункта 3 Порядка не утвержден нормативный правовой акт, определяющий уполномоченный орган, порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Шерегешского городского поселения.
Просит признать незаконным бездействие Администрации Шерегешского городского поселения, выразившееся в отсутствии реестра муниципального собственности Шерегешского городского поселения Таштагольского муниципального района, соответствующего требованиям Приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», выразившееся в не разработки и утверждении нормативного правового акта, определяющий уполномоченный орган, порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Шерегешского городского поселения.
Обязать Администрацию Шерегешского городского поселения сформировать реестр муниципальной собственности Шерегешского городского поселения Таштагольского муниципального района на бумажном и электронном носителях в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Шерегешского городского поселения разработать и утвердить в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу муниципальный правовой акт, определяющий уполномоченный орган, порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Шерегешского городского поселения.
Помощник прокурора г.Таштагола Белых Е.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Шерегешского городского поселения ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования признала частично, суду пояснила, что в апреле текущего года было представление прокуратуры. После этого они отменили старый реестр, провели разработку нового реестра, который сейчас находится на сайте. Нарушения, которые были выявлены в рамках проверки, не оспаривают.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131- ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 5 статьи 51 Федерального закона № 131- ФЗ установлено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 (далее - Порядок), реестры ведутся как на бумажных, так и электронных носителях.
Пунктом 3 Порядка установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра.
В пункте 4 Порядка перечислены сведения обязательные для включения в реестры муниципального имущества.
Согласно пункта 2 Порядка объектами учета в реестрах являются:
- находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
- находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимые: и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определеннее в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ ""Об автономных учреждениях, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.
В соответствии со статьей 4 Устава муниципального образования «Шерегешское городское поселение», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Судом установлено, прокуратурой города проведена проверка, в ходе которой установлено, что на официальном сайте Администрации Шерегешского городского поселения <данные изъяты> в разделе «Документы» в подразделе «Муниципальное имущество» размещен Реестр муниципальной собственности Шерегешского городского поселения Таштагольского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ, который ведется с нарушениями установленного Порядка, в нем отсутствует значительный объем обязательных сведений:
- в разделе 1 Реестра подраздел 1.1 «Жилой фонд», подраздел 1.3, «Встроенно-пристроенные жилые помещения», подраздел 1.4. «Земельные участки» не заполнены.
- подраздел 1.2. «Здания, строения, сооружения» раздела 1 Реестра » в полном объеме не заполнена информация, отсутствуют кадастровый номер муниципального недвижимого имущества, сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества, даты возникновения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, реквизиты документов - оснований возникновения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества.
- раздел 2 Реестра по подразделу 2.1 «Транспорт» и подразделу 2.2. «Прочее движимое имущество» также не в полном объеме заполнена информация.
- в Реестре отсутствуют разделы, содержащие информацию о муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях.
- Реестр, размещенный на официальном сайте, по структуре не соответствует разделу 4 «Структура реестра» Положения о порядке ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Шерегешское городское поселение, утвержденному постановлением Администрации Шерегешского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города был предоставлен ответ на представление об устранении нарушений закона за №, согласно которого, Администрацией Шерегешского городского поселения нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений закона, признаны, частично устранены (л.д.8).
По результатам рассмотрения представления прокурора города об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрацией Шерегешского городского поселения к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо (л.д.9), постановлением Администрации Шерегешского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ было отменено и признано утратившим силу постановление Администрации Шерегешского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
В соответствии со ст. 49 Федерального закона № 131-ФЭ, экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 №424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее - Порядок ведения реестров).
Пунктом 3 Порядка ведения реестров предусмотрена обязанность органа местного самоуправления, уполномоченного вести реестр, обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра.
Пунктом 5 Порядка ведения реестров предусмотрено, что реестр муниципальной собственности ведется в электронном виде и на бумажных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.
Судом установлено, что Администрацией Шерегешского городского поселения в полном объеме не приняты меры по устранению нарушений федерального законодательства, а именно: в нарушение ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131- ФЗ, пункта 3 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (утв. приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 №424) на территории городского поселения не утвержден нормативный правовой акт, определяющий уполномоченный орган, порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Шерегешского городского поселения, таким образом, суд считает, что Администрацией Шерегешского городского поселения не осуществляются надлежащим образом функции по учету имущества, находящегося в муниципальной собственности, по ведению реестра муниципальной собственности. Выявленные нарушения существенным образом ограничивают право граждан и других субъектов, являющихся неопределенным кругом лиц, на получение полной, актуальной и достоверной информации об учете имущества муниципального образования, как находящегося в муниципальной казне, так и закрепленного на вещных правах, отраженного в реестре муниципальной собственности муниципального образования, в том числе в электронной форуме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие Администрации Шерегешского городского поселения, выразившееся в отсутствии реестра муниципального собственности Шерегешского городского поселения Таштагольского муниципального района, соответствующего требованиям Приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», выразившееся в не разработки и утверждении нормативного правового акта, определяющий уполномоченный орган, порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Шерегешского городского поселения.
Обязать Администрацию Шерегешского городского поселения сформировать реестр муниципальной собственности Шерегешского городского поселения Таштагольского муниципального района на бумажном и электронном носителях в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Шерегешского городского поселения разработать и утвердить в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу муниципальный правовой акт, определяющий уполномоченный орган, порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Шерегешского городского поселения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Таштагольский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 22.12.2021 г.