ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1268/19 от 26.06.2019 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

дело №2а-1268/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Радаевой О.И.,

при секретаре Любатинской Е.С.

с участием

ст. помощника прокурора Ленинского района г.Орска Дергович В.П.,

представителя административного ответчика администрации г.Орска Меркуловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску прокурора Ленинского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орска о признании незаконным бездействия по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда и возложении обязанности его создания,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к ответчику, указав, что маневренный фонд в г.Орске не создан, обязанность его формирования действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления, а бездействие ответчика создает угрозу нарушения конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на предоставление жилых помещений маневренного фонда в случаях, предусмотренных статьёй 95 Жилищного Кодекса РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Орска Дергович В.П. исковые требования поддержала, указав, что обязанность по созданию маневренного фонда вытекает из положений жилищного законодательства и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просила установить срок устранения выявленных нарушений до 1 октября 2019 года.

Представитель ответчика администрации г.Орска – Меркулова Т.В., действующая на основании доверенности №50 от 06 мая 2019 года, в судебном заседании возражала в удовлетворении иска, пояснив, что маневренный жилищный фонд относится к специализированному фонду, который может быть распределен только в чрезвычайных ситуациях, обязанность и сроки его создания ни один нормативный акт не предусматривает.

Исследовав доказательства, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела 11 октября 2018 года прокуратурой Ленинского района г.Орска в адрес главы г.Орска внесено представление об устранении нарушений закона, связанных с непринятием мер по созданию маневренного жилого фонда.

Из ответа администрации г.Орска следует, что на территории г.Орска действительно отсутствует маневренный жилищный фонд, в настоящее время разрабатывается Положение «О порядке использования маневренного жилого фонд города Орска».

В силу статей 12 и 130 (чать 1) и 132 (чсть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N131-ФЗ) вопросы местного значения- вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон №131-ФЗ, согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

К числу вопросов местного значения городского округа названный Федеральный закон относит обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона N131-ФЗ).

Данная норма носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения органами местного самоуправления, это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.

Указанные полномочия орган местного самоуправления осуществляет на основании Жилищного Кодекса РФ, а также иных нормативно-правовых актов регулирующих жилищные правоотношения.

Понуждение к созданию маневренного фонда, когда не установлен сам факт нарушения жилищных прав граждан, в интересах которых обратился прокурор и не выявлена потребность населения в наличии такого фонда, не основано на законе.

Кроме того, в силу подпункта "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в области жилищного законодательства закреплено Жилищном кодексе РФ.

Такое разграничение соответственно установлено статьями 12 и 13 Жилищного кодекса РФ, а статья 14 Жилищного кодекса РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Жилые помещения маневренного жилищного фонда являются видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, под которым понимается совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и, к которым также отнесены: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (статья 92, пункт 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ).

При этом, органы государственной власти РФ определяют основания предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 7 статьи 12); органы государственной власти субъекта РФ - порядок их предоставления (пункт 2 статьи 13); а к полномочиям органов местного самоуправления отнесено определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (пункт 4 части 1 статьи 14).

Закрепленная названная обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений и порядка их предоставления в статье 92 Жилищного кодекса РФ содержит конкретные указания на способы ее исполнения уполномоченными субъектами, что само по себе не указывает на то, что все предусмотренные в этой норме способы (виды фондов) должны быть реализованы одновременно, то есть не ограничивает самостоятельность местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.

Анализ приведенных норм, а также материалы рассмотренного дела, не указывают на вывод, что нормы жилищного законодательства обязывают органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда, а отсутствие одного из видов жилищного фонда в муниципальном образовании г.Орск, в данном случае маневренного, не свидетельствует о невыполнении требований жилищного законодательства, требующих судебной защиты.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Ленинского района г.Орска отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий- судья О.И. Радаева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>