ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1268/22 от 11.03.2022 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS0001-02-2021-006232-23

Дело №2а-1268/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи Биджиевой Э.А., при секретаре Кумиковой А.А., с участием:

Представителя административного истца – ООО «Нальчикский молочный комбинат» - Атова А.М., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего Диплом серии от ДД.ММ.ГГГГ,

Представителя административного ответчика – Шогеновой З.М., действующей по доверенности от 29.12.2021 года, представившей Диплом серии от ДД.ММ.ГГГГ,

при рассмотрения административного дела по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Нальчикский молочный комбинат» к Заместителю руководителя Северо-Кавказского Межрегионального управления Росприроднадзора Асанову З.И., Северо-Кавказскому Межрегиональному управлению Росприроднадзора о признании незаконным требования и возложении обязанности устранить допущенные в отношении ООО «Нальчикский молочный комбинат» нарушения и произвести уточнение платежа,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Нальчикский молочный комбинат» обратилось в суд с административным иском к заместителю руководителя Северо-Кавказского Межрегионального управления Росприроднадзора Асанову З.И., Северо-Кавказскому Межрегиональному управлению Росприроднадзора о признании незаконным требования о ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности устранить допущенные в отношении ООО «Нальчикский молочный комбинат» нарушения и произвести уточнение платежа в размере 2 335 651,58 рублей по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ с КБК на КБК

В обоснование доводов административного иска указано, что 15.11.2021 года заместителем руководителя Северо-Кавказского Межрегионального управления Росприроднадзора Асановыым З.И. в ООО «Нальчикский молочный комбинат» направлено требование о необходимости погашения задолженности по экологическому сбору за 2020 год в размере 2 335 651,58 рублей в добровольном порядке в течение 15 календарных дней с момента получения требования.

При этом, Общество осуществило уплату экологического сбора за 2020 год в размере 2 335 651,58 рублей, что подтверждается платежным поручением №1168 от 01.04.2021 года. Ввиду того, что в платежном поручении была допущена техническая ошибка в части указания кода бюджетной классификации (КБК) – 04811201010016000120 вместо 04811208010016000120, общество обратилось в Северо-Кавказское Межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлением от 03.06.2021 года об уточнении платежа.

Письмом № 25-55/1673 от 07 июня 2021 г. Обществу со ссылкой на позицию Министерства финансов РФ, изложенную в Письме № 23-04-06/82144 от 18.09.2020 г., сообщено о невозможности осуществления зачета сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет погашения задолженности по экологическому сбору ввиду его неурегулирования действующим законодательством РФ.

Учитывая, что в основу позиции Министерства финансов РФ, на которой базируется ответ Росприроднадзора в Письме № 25-55/1673 от 07 июня 2021 г., положены фактические обстоятельства, отличные от изложенных в Заявлении, а само Письмо № 23-04-06/82144 от 18.09.2020 г. является формой межведомственного взаимодействия государственных органов, не подлежит официальному опубликованию и, как следствие, не может образовывать каких-либо правовых последствий для граждан и организаций (в т.ч. Общества), Общество обратилось в Северо-Кавказское Межрегиональное управление Росприроднадзора с повторным заявлением исх. б/н от 21 июня 2021 г. об уточнении платежа.

После запроса в Центральный аппарат Росприроднадзора Северо-Кавказским Межрегиональным управлением Росприроднадзора был предоставлен ответ письмом № 24-20/2171 от 10 августа 2021 г., согласно которому уточнение произведенного платежа не представляется возможным со ссылкой на п. 4 Приказа Росприроднадзора от 22.06.2021 N 361 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета», а также п. 3 Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Приказом Росприроднадзора от 19.04.2017 N 188, в связи с чем Обществу предложено осуществить возврат излишне уплаченной платы за HBOC (КБК - 04811201010016000120), а также погасить задолженность по экологическому сбору.

Дополнительно к этому, Общество обратилось в Управление Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике с запросом (исх. б/н от 24 августа 2021 г.) о предоставлении разъяснений по вопросу возможности произведения Северо-Кавказским Межрегиональным управлением Росприроднадзора уточнения платежа на основании заявления Общества.

Письмом № 04-02-14/2704 от 27 августа 2021 г. Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике Обществу сообщено о необходимости обращения в Северо-Кавказское Межрегиональное управление Росприроднадзора как администратору платежа, поскольку, согласно ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - БК РФ), именно администратор платежа обладает, в том числе, полномочиями по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

Поскольку Общество осуществило уплату экологического сбора за 2020 г. в размере 2 335 651 рубль 58 коп., что подтверждается платежным поручением № 1168 от 01 апреля 2021 г., а в дальнейшем обратилось в Северо-Кавказское Межрегиональное управление Росприроднадзора как администратору платежа с заявлениями об уточнении такого платежа, постольку, по мнению административного истца, вывод о наличии у Общества задолженности по экологическому сбору является неправомерным, в связи с тем, что неправильное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате экологического сбора неисполненной, поскольку не повлекло неперечисления экологического сбора в бюджетную систему Российской Федерации.

От административного ответчика - Северо-Кавказского Межрегионального управления Росприроднадзора поступило письменное возражение о несогласии с доводами административного иска ООО «Нальчикский молочный комбинат», в котором просят в части требования о признании незаконным требования заместителя руководителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора, З.И.Асанова от 15.11.2021г. № 25-51/2905 о добровольном погашении задолженности и (или) представлении расчета суммы экологического сбора производство прекратить, в части требования о возложении обязанности на заместителя руководителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора, З.И.Асанова произвести уточнение платежа в размере 2 335 651,58 рублей по платежному поручению № 1168 от 01.04.2021г. с КБК 04811201010016000120 на КБК 04811208010016000120 в удовлетворении административного иска отказать.

В судебном заседании представитель административного истца – ООО «Нальчикский молочный комбинат» - Атов А.М. поддержал доводы административного иска, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора – Шогенова З.М. просила в удовлетворении иска отказать, поддержав доводы письменного возражения.

Административный ответчик – заместитель руководителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора Асанов З.И., извещался судом о времени и месте слушания дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрена обязанность внесения экологического сбора. В силу пункта 2 статьи 24.5 Федерального закона N 89-ФЗ экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Как следует из представленных материалов, 15.11.2021 года заместителем руководителя Северо-Кавказского Межрегионального управления Росприроднадзора Асановым З.И. в ООО «Нальчикский молочный комбинат» направлено требование о необходимости погашения задолженности по экологическому сбору за 2020 год в размере 2 335 651,58 рублей в добровольном порядке в течение 15 календарных дней с момента получения требования.

Обращаясь в суд с иском, административный истец указал, что вынесенное заместителем руководителя Северо-Кавказского Межрегионального управления в адрес ООО «Нальчикский молочный комбинат» требование не основано на законе подлежит отмене, поскольку оно не предусмотрено действующим нормативно-правовым регулированием.

В то же время, согласно Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года №1073, в случае невнесения, внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки администратор экологического сбора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора. В случае если в течение 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не погасил указанную задолженность в добровольном порядке, администратор экологического сбора осуществляет взыскание задолженности в судебном порядке.

Судом установлено, что выставление требования о добровольном погашении задолженности не нарушает права ООО «Нальчикский молочный комбинат», обязанность по оплате экологического сбора установлена Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В связи с изложенным, производство по делу в части признания незаконным требования заместителя Руководителя Северо-Кавказского Межрегионального управления Росприроднадзора Асанова З.И. №25-51/2905 от 15.11.2021 года, подлежит прекращению согласно ч. 1 ст. 225 КАС РФ, поскольку из административного искового заявления не следует, что вынесенным требованием нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела следует, что 01.04.2021 года ООО «Нальчикский молочный комбинат» произведена выплата в размере 2 335 651,58 рублей, поименованная в платежном поручении как «оплата экологического сбора за 2020 год», в части указания кода бюджетной классификации (КБК) указано – 04811201010016000120.

Указанные денежные средства по платежному поручению №1168 от 01.04.2021 года были перечислены по реквизитам платы за выбросы в атмосферный воздух, денежные средства в размере 2 335 651,58 рублей распределены пропорционально между бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом.

03.06.2021 года ООО «Нальчикский молочный комбинат» обратилось в Северо-Кавказское Межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлением об уточнении платежа, с указанием на то, что в платежном поручении была допущена техническая ошибка в части указания кода бюджетной классификации (КБК), где ошибочно при уплате экологического сбора за 2020 год был указан КБК – 04 вместо правильного КБК – 04.

Согласно письма Межрегионального управления Росприроднадзора от 07.06.2021 года, денежные средства в размере 2 335 651,58 рублей распределены между бюджетами в качестве переплаты по плате за выбросы от стационарных источников (в бюджет субъекта РФ – 40%, в бюджет муниципального района 60%), при этом оплата экологического сбора относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Согласно письма Министерства финансов РФ от 18.09.2020г. осуществление зачета или уточнение платежа произведенного на КБК платы за негативное воздействие на окружающую среду (HBOC) в счет экологического сбора не предоставляется возможным, разъяснен порядок возврата излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

В связи с чем, доводы административного ответчика о том, что экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду являются совершенно разными типами обязательных платежей и подлежат зачислению в различные бюджеты, обоснованы.

Статьей 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установлено, что контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.

Согласно Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду (Приложение к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 N 334), суммы излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачету в счет будущих отчетных периодов или возврату лицу, обязанному вносить плату. Зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится по тем видам негативного воздействия на окружающую среду (кодам бюджетной классификации), а также по кодам Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований, по которым лицом, обязанным вносить плату, исчислялась и вносилась плата.

Административному истцу неоднократно предлагалось вернуть излишне внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду и погасить задолженность по экологическому сбору.

На вопрос суда представителю административного истца, было пояснено, что за возвратом излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), Общество не обращалось.

Поскольку оплата экологического сбора за 2020 год ООО «Нальчикский молочный комбинат» произведена не была, доводы административного истца об отсутствии у Общества задолженности в связи с перечислением денежных средств в размере 2 333 651,58 рублей на иной КБК по платежному поручению №1168 от 01.04.2021 года, суд находит несостоятельными.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что исковые требования в части возложения обязанности на административного ответчика устранить допущенные в отношении ООО «Нальчикский молочный комбинат» нарушения и возложении обязанности произвести уточнение платежа в размере 2 333 651,58 рублей по платежному поручению №1168 от 01.04.2021 года удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Прекратить производство по делу по административному исковому заявлению ООО «Нальчикский молочный комбинат» к Заместителю руководителя Северо-Кавказского Межрегионального управления Росприроднадзора Асанову З.И., Северо-Кавказскому Межрегиональному управлению Росприроднадзора о признании незаконным требования и возложении обязанности устранить допущенные в отношении ООО «Нальчикский молочный комбинат» нарушения и произвести уточнение платежа, в части признания незаконным требования заместителя Руководителя Северо-Кавказского Межрегионального управления Росприроднадзора Асанова З.И. №25-51/2905 от 15.11.2021 года.

В удовлетворении административного искового заявления о возложении обязанности на заместителя руководителя Северо-Кавказского Межрегионального управления Росприроднадзора Асанова З.И. устранить допущенные в отношении ООО «Нальчикский молочный комбинат» нарушения и произвести уточнение платежа в размере 2 335 651,58 рублей по платежному поручению №1168 от 01.04.2021 года с КБК 04811201010016000120 на КБК 04811208010016000120, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР в течение одного месяца.

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2022 года.

Судья Биджиева Э.А.

<данные изъяты>