Дело № 2а-67/2017 (2а-1269/2016)
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
12 января 2017 года село Убинское
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Первушина Ю.Н.,
при секретаре Гизитдиновой С.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к совету депутатов Убинского района Новосибирской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
В Барабинский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления к совету депутатов Убинского района Новосибирской области обратился ФИО7 указывая, что административным ответчиком советом депутатов Убинского района Новосибирской области (третьего созыва) ДД.ММ.ГГГГ на заседании очередной восьмой сессии было принято решение № о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО7.
Считает указанное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Основанием для рассмотрения данного вопроса на сессии послужило представление и.о. прокурора Убинского района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указано, что ФИО7 не представил справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего несовершеннолетнего сына Николая, то есть нарушил обязанность, предусмотренную ч.4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Указанное представление содержало требование о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО7.
Прокуратура Убинского района в ходе проверки установила лишь отсутствие справки о доходах несовершеннолетнего сына ФИО7, однако причины отсутствия указанной справки в Совете депутатов Убинского района Новосибирской области не устанавливались. Не уставлено указанных причин и советом депутатов. Более того, нет каких-либо достоверных доказательств отсутствия указанного документа.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 о своем досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов Убинского района Новосибирской области обратился в прокуратуру Новосибирской области.
В ходе проведенной проверки прокуратурой Новосибирской области было установлено, что прием справок о доходах депутатов совета депутатов Убинского района Новосибирской области за ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся в порядке, определенном постановлением главы администрации Убинского района Новосибирской области от 10.12.2014 года №91 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей и лицами, замещающими муниципальные должности в Убинском районе Новосибирской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», и на основании распоряжения совета депутатов Убинского района Новосибирской области от 18.03.2016 года № 10-р «О назначении ответственного за прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от депутатов совета депутатов Убинского района Новосибирской области третьего созыва». Прием справок в соответствии с указанными нормативными актами должна была осуществлять главный специалист совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО4, которая в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске.
На период отсутствия ФИО4 ее обязанности по приему справок о доходах депутатов ни на кого не были возложены, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ председатель совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИо2 лично принял от ФИО1, которая является сестрой ФИО7, справки о доходах ФИО7 и членов его семьи в составе супруги и двоих детей.
Согласно объяснениям ФИО1, справки о доходах были сданы председателю совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИо2 в количестве четырех штук, то есть одна на ФИО7, вторая на его супругу и еще две справки, соответственно на двоих детей, в том числе ФИО6. Однако председатель совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИо2 отрицает получение от ФИО1 четырех справок о доходах ФИО7 и членов его семьи, утверждает что принял три справки.
Таким образом, не возможно подтвердить или опровергнуть факт непредставления справки о доходах на несовершеннолетнего сына Николая. Изложенные обстоятельства исключают наличие у ФИО7 умысла на не соблюдение обязанности по представлению сведений о доходах на несовершеннолетнего сына Николая и его вину в отсутствие этих сведений в совете депутатов Убинского района Новосибирской области.
Достоверно не установив нарушение закона ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ совет депутатов Убинского района Новосибирской области досрочно прекратил его полномочия, как депутата.
Учитывая изложенное, требования ч. 7.1. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой полномочия депутата досрочно прекращаются в случае не соблюдения им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», применены в отношении ФИО7 необоснованно.
Кроме того, советом депутатов Убинского района Новосибирской области не принят порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, претендующими на замещение муниципальных должностей и замещающими муниципальные должности в совете депутатов Убинского района Убинского района Новосибирской области. Обязанность по принятию такого порядка предусмотрена ч.4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Пункт 4 статьи 5 указанного Федерального закона предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Руководствоваться принятыми администрацией Убинского района Новосибирской области порядком представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, недопустимо.
В отсутствие порядка представления сведений о доходах депутатами Совета депутатов Убинского района Новосибирской области применение такой меры ответственности, как досрочное прекращение полномочий депутата не может являться обоснованным.
Таким образом решение совета депутатов Убинского района Новосибирской области о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО7 нарушает его права и законные интересы, а именно право беспрепятственно осуществлять свои полномочия, как депутата совета депутатов Убинского района Новосибирской области.
Так же оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству РФ, а именно: Федеральному закону от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральному закону от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Просит признать незаконным решение административного ответчика – совета депутатов Убинского района Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО7.
В судебном заседании ФИО7 и его представитель поддержали административное исковое заявление в полном объеме и попросил суд его удовлетворить, так как ФИО7 сдал все необходимые сведения о доходах как на себя, так и на членов семьи, по какой причине исчезла справка о доходах его сына они не знают, вины его в этом не было установленно.
Представители совета депутатов Убинского района Новосибирской области показали суду, что решение сессии является законным и обоснованным, так как ФИО7 не сдал справку о доходах на своего несовершеннолетнего сына.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд находит, требования ФИО7 подлежащими удовлетворению.
Свидетель ФИО1 показала суду, что она является депутатом Совета депутатов Убинского района Новосибирской области.
ДД.ММ.ГГГГ она сдала свою справ о доходах и расходах лично председателю Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИо2, так как ответственное за это лицо находилось в отпуске.
Ее родной брат, ФИО7, так же является депутатом Совета депутатов Убинского района Новосибирской области и, как и все депутаты должен был сдать справку о доходах и расходах на себя и членов своей семьи. Так как его на территории района не было, он попросил сдать справки ее, и она ДД.ММ.ГГГГ лично сдала справки в количестве четырех штук председателю Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИо2.
Свидетель ФИО3 показала суду, что она является депутатом Совета депутатов Убинского района Новосибирской области. Ответственным лицом по приему справок о доходах и расходах в Совете депутатов являлась ФИО4. Порядок сдачи этих справок у них не определен, и ответственность за их сохранность ни кто не несет. Когда она узнала, что у ФИО7 пропала справка на его сына и в связи с этим будет решаться вопрос о снятии с него полномочий депутата, она испугалась, так как на его месте может оказаться любой депутат.
Как установлено в судебном заседании в совет депутатов Убинского района Новосибирской области поступило представление прокурора Убинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», в котором указано, что ФИО7 не представил справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего несовершеннолетнего сына Николая, то есть нарушил обязанность, предусмотренную ч.4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Представление содержало требование о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО7.
Действительно согласно ч.7.1 ст.40 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «ОБ общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно ч.4 ст.12.1 Федерального Закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании представления прокурора Убинского района Новосибирской области, Решением совета депутатов Убинского района Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ были досрочно прекращены полномочия депутата совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО7.
Не согласившись с решением совета депутатов ФИО7 обратился в прокуратуру Новосибирской области.
Из представления заместителя прокурора Новосибирской области старшего советника юстиции ФИО5№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» видно, что в ходе проведенной проверки ими было установлено, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО7 принято преждевременно, не установлены причины отсутствия справки.
Причиной возникновения вышеуказанных обстоятельств послужило отсутствие порядка предоставления сведений о доходах депутатами Совета депутатов Убинского района.
Прокуратурой Новосибирской области было предложено принять конкретные меры по устранению и недопущению впредь нарушений законодательства, их причин и способствующих им условий.
После проведения проверки прокуратурой Новосибирской области и вынесении предписания полномочия депутата Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО7 восстановлены не были, и он был вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании так же установлено, что в соответствии с распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов Убинского района Новосибирской области «О назначении ответственного за прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от депутатов Совета депутатов Убинского района Новосибирской области третьего созыва» главный специалист Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО4 назначена ответственным за прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от депутатов Совета депутатов Убинского района Новосибирской области третьего созыва за ДД.ММ.ГГГГ
Согласно распоряжения председателя Совета депутатов Убинского района Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГФИО4, главному специалисту Совета депутатов Убинского района Новосибирской области был предоставлен отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На период отпуска ФИО4 ее обязанности по приему сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от депутатов Совета депутатов Убинского района Новосибирской области третьего созыва, за ДД.ММ.ГГГГ ни кому переданы не были.
В судебном заседании так же установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 являющаяся депутатом Совета депутатов Убинского района Новосибирской области по просьбе ФИО7 передала председателю Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИо2 справки о доходах ФИО7 и членов его семьи.
Доводы ФИО7 о том, что ФИО1 справки о доходах его и его семьи были переданы председателю Совета депутатов Убинского района Новосибирской области в количестве четырех штук подтверждаются показаниями самого ФИО7, показаниями ФИО1.
Сам факт передачи с правок о доходах, но в количестве трех штук подтверждается председателем Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИо2, а также представленным суду отзывом на административное исковое заявлении.
Согласно ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Суд полагает, что доказательств того, что ФИО7 не представил справку о доходах своего сына не имеется. В Совете депутатов Убинского района Новосибирской области отсутствует порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Совете депутатов Убинского района Новосибирской области. Боле того данное обстоятельство и не установлено в ходе проверки, проводимой прокуратурой Новосибирской области.
При таких обстоятельствах, как полагает суд не имеется законных оснований в отказе в удовлетворении требований ФИО7.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.175-182, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение административного ответчика – совета депутатов Убинского района Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО7.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Барабинский районный суд Новосибирской области.
Председательствующий Первушин Ю.Н.