Дело № 2а-126/2017
Решение
Именем Российской Федерации
г. Старая Русса
Новгородской области 18 мая 2017 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Голубевой З.Е.,
при секретаре Шарниной А.А.,
с участием прокурора Панкова О.И.,
представителя Администрации Новосельского сельского поселения Михайловой О.А.,
представителя Администрации Старорусского муниципального района Кустовой Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Старорусского межрайонного прокурора к Администрации Новосельского сельского поселения и Администрации Старорусского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
установил:
Старорусский межрайонный прокурор обратился с административным исковым заявлением к Администрации Новосельского сельского поселения и Администрации Старорусского муниципального района, в котором, с учетом заявления об уточнении требований, просит признать незаконным бездействие Администрации Новосельского сельского поселения и Администрации Старорусского муниципального района, выражающееся в отсутствии принимаемых мер, направленных на разработку и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и обязать Администрацию Новосельского сельского поселения и Администрацию Старорусского муниципального района в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение в представительный орган местного самоуправления Новосельского сельского поселения программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
В обоснование заявленных требований прокурор в исковом заявлении указал, что Старорусской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанностей по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения. В ходе проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт нарушения в виде отсутствия разработанной и утвержденной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории Новосельского сельского поселения. Согласно информации, представленной Администрацией данного сельского поселения, отсутствие разработанной и утвержденной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры обусловлено тем, что ДД.ММ.ГГГГ полномочия, предусмотренные пунктами 4 и 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции сельского поселения не относятся.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Старорусского муниципального района.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, по ходатайству прокурора Администрация Старорусского муниципального района исключена из числа заинтересованных лиц по делу и привлечена в качестве соответчика.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Совет депутатов <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ Старорусского межрайонного прокурора в части административных исковых требований, заявленных к Администрации Новосельского сельского поселения.
В судебном заседании прокурор Панков О.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Новосельского сельского поселения Михайлова О.А. в судебном заседании пояснила, что поддерживает заявление прокурора об отказе от исковых требований к Администрации Новосельского сельского поселения.
Представитель Администрации Старорусского муниципального района Кустова Н.Г. в судебном заседании иск не признала, поддержала возражения, изложенные в отзыве на исковые требования, в котором указала, что в Федеральном законе № 131-ФЗ не содержится прямого указания на обязанность органов местного самоуправления поселений разрабатывать и утверждать программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, однако, Градостроительным кодексом Российской Федерации четко определено, что утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. На основании п. 8 ст. 8 ГрК РФ разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При наличии генеральных планов поселений, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений должны быть разработаны и утверждены не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение вышеуказанных требований законодательства Администрацией Новосельского сельского поселения программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не разработана и не утверждена в установленный законом срок.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов <адрес> в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ч.2 ст.151 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 названного Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 данного Федерального закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-Ф3 разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Часть 3 указанной статьи устанавливает правило о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.
Понятие программ комплексного развития систем указанных инфраструктур, а также некоторые положения, касающиеся их разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Такие программы, в частности, представляют собой документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
В настоящий момент требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов установлены в Постановлении Правительства РФ от 14 июня 2013 года N 502.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Старорусской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанностей по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Новосельского сельского поселения. В ходе проведенной проверки выявлен факт нарушения в виде отсутствия разработанной и утвержденной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории <данные изъяты> сельского поселения.
На основании п. 8 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При наличии генеральных планов поселений, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений должны быть разработаны и утверждены не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Генеральный План Новосельского сельского поселения утвержден решением Совета депутатов Новосельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№.
В настоящем судебном заседании судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не разработана и не утверждена в установленный законом срок.
На основании приведенных выше норм действующего законодательства Российской Федерации следует, что с ДД.ММ.ГГГГ вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 и 20 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-Ф3 не относятся к компетенции органов местного самоуправления Новосельского сельского поселения, а фактически относятся к компетенции Администрации Старорусского муниципального района. Таким образом, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании ст.ст. 175-180, 226,227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области, выразившееся в отсутствие мер, направленных на разработку и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Новосельского сельского поселения.
Обязать Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение в представительный орган местного самоуправления Новосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Новосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Старорусский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения - 23 мая 2017 года.
Судья: Голубева З.Е.