РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2020 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Фуфачевой Л.С.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, действующей на основании доверенности от 16.05.2019 №, представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» № от 04.06.2009, представителя администрации г. Иркутска, комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ФИО3, действующей на основании доверенностей от 13.01.2020, от 05.08.2019 №, представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет», представителя заинтересованного лица ООО Специализированный застройщик «Мечта» адвоката Воробьев О.С., действующего на основании доверенности от 11.10.2019, представителя заинтересованного лица службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО4, действующей на основании доверенности от 18.04.2019 №, представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет» № от 21.05.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 2а-126/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Иркутска, комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска о признании незаконным разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к администрации г. Иркутска о признании незаконным разрешения на строительство от 30.05.2019 № 38-ru38303000-18-2019, выданного отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска.
В обоснование требований административный истец указал, что 30.05.2019 отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска застройщику ООО «Мечта» выдано разрешение на строительство № 38-ru38303000-18-2019 объекта капитального строительства – многоквартирные дома с автостоянками в границах улиц Сурикова, Марата, Цесовская Набережная в Правобережном округе г. Иркутска на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000034:22733, по адресу: <адрес> В разрешении на строительство отсутствует параметр высотности объекта капитального строительства. Согласно листу 5 проектной документации раздела 3 архитектурного решения у многоквартирного <адрес>, многоквартирного дома <адрес>, многоквартирного дома <адрес> высота зданий составляет 31,7 кв.м. У многоквартирного дома <адрес> высота здания составляет 28,18 м. Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2018 № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории г. Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» (далее по тексту – постановление № 254-па) для объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина» в 53 квартале г. Иркутска установлены охранная (объединенная) зона и зона частичного регулирования застройки и хозяйственной деятельности 1-го типа, которые устанавливают в зоне частичного регулирования застройки и хозяйственной деятельности 1-ого типа высотные отметки нового строительства до 18 м, 2-ого типа – до 18-20 м. Постановлением № 254-па в кварталах 62, 63 и 64 установлена зона частичного регулирования застройки и хозяйственной деятельности (2-ого типа) с высотными отметками нового строительства до 18-20 м. В 64 квартале г. Иркутска расположен объект культурного наследия федерального значения «Церковь Спаса, 1710 год», поставленный на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1969 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятника культуры в РСФСР». Впоследствии постановлением Правительства Иркутской области от 30.04.2019 № 359-пп «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина» (далее по тексту – постановление № 359-пп) установлена высотность строительства в зоне 1-ого типа до 24 м, в зоне 2-ого типа – до 34 м. В соответствии с п. 24 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972) в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия. По мнению административного истца, разрешение на строительство не может быть выдано на основании проектной документации, содержащей высотность застройки более 18-20 м, так как более строгий регламент установлен Постановлением № 254-па, а не Постановлением № 359-пп. При получении разрешения на строительство застройщиком не были представлены документы, подтверждающие соответствие проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения г. Иркутск и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенного в границах территории исторического поселения регионального значения (постановление № 254-па). По мнению административного истца, по основаниям п. 11.1 ст. 51 ГрК РФ в выдаче разрешения на строительство должно быть отказано, поскольку проектная документация не соответствует ограничениям, установленным Постановлением № 254-па (превышение высотности). Кроме того, решением Иркутского областного суда от 16.10.2019 удовлетворены административные исковые требования ФИО1 о признании недействующим постановления № 359-пп. В решении суд пришел к выводу о том, что целью постановления № 359-пп является удовлетворение потребности ООО Специализированный застройщик «Мечта» (далее по тексту – ООО СЗ «Мечта») по застройке территории многоэтажными жилыми домами, высота которых превышает установленные постановлением администрации Иркутской области параметры нового строительства с 18-20 м до 34 м; постановление № 359-пп противоречит ст. 34 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 73-ФЗ) и требованиям п.п. 19, 21 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия. То обстоятельство, что оспариваемое разрешение нарушает права административного истца, подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.2010 № 931-О-О «По жалобе гражданки ФИО5 на нарушение ее конституционных прав положениями ст. 39 и 40 ГрК РФ, ст. 13 Закона Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», ст.ст. 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» о том, что сохранение объектов культурного наследия, представляющих собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, затрагивает права каждого гражданина.
В письменных возражениях представитель администрации г. Иркутска ФИО3 требования не признала, мотивируя тем, что оспариваемое разрешение на строительство выдано в точном соответствии с требованиями действующего законодательства, права административного истца не нарушает. Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее по тексту – Служба) в заключении от 23.04.2019 № 02-76-3023/19 указано, что раздел проектной документации «Архитектурные решения» соответствует режимам и градостроительным регламентам зон охраны объектов культурного наследия, определенных проектной документацией «Проект зон охраны объекта культурного значения регионального значения «Усадьба Огладина», заключение Службы приложено в составе проектной документации, свидетельствует о соответствии архитектурных решений правовым актам, устанавливающим режимы использования земель и градостроительных регламентов в границах зон объектов культурного наследия.
В письменных возражениях представитель заинтересованного лица ООО СЗ «Мечта» адвокат Воробьев О.С. требования полагал не подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что административным истцом не указано, какие его права нарушены в связи с оспариваемым разрешением на строительство; ООО СЗ «Мечта» является добросовестным застройщиком, на протяжении 5 лет добросовестно и публично осуществлялась подготовка и согласование проектной документации, принято социальное обязательство по обустройству и восстановлению на своей территории исторической линии улицы Марата для ее соединения с Нижней Набережной, благоустройству территории, прилегающей к набережной реки Ангара. Поскольку строительство объекта осуществляется на территории бывшей Чаеразвесочной фабрики, существование которой в полуразрушенном состоянии в центре города на протяжении 30 лет не украшало город, то данный инвестиционный проект направлен на развитие инфраструктуры, улучшение его архитектурного облика и создание благоприятной среды для населения и гостей города. Проект предусматривает инвестиционные вложения от ООО СЗ «Мечта» более 3 млрд. руб., на начальной стадии уже инвестировано более 200 млн руб. При подготовке проектной документации ООО СЗ «Мечта» руководствовалась действующим законодательством и сложившейся практикой его применения в г. Иркутске, которая свидетельствует о том, что в исторической части г. Иркутска возведены другие объекты капитального строительства с параметрами высоты такими же или свыше запланированных ООО СЗ «Мечта». По мнению представителя, предусмотренных законодательством оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось. Правилами землепользования и застройки части территории г. Иркутска, включающей территорию в границах исторического поселения город Иркутск (утв. решением Думы г. Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260428/6 и от 29.03.2018 № 006-20-450682/8) земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта, находится в территориальной зоне «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 эт.), разрешено размещение в его границах жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых предназначена для постоянного проживания, высотой не выше 8 этаже. Оснований для применения градостроительных регламентов, установленных Постановлением № 254-па, при выдаче оспариваемого разрешения не имелось, поскольку подлежат применению только в случае, предусмотренном п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972, в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов. Постановлением № 254-па установлены градостроительные регламенты, однако территория их действия не имеет четкого правового регулирования, распространяется на «зону частичного регулирования» в «границах достопримечательных мест». Обращает внимание, что на проектную документацию получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы (акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации «Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина», расположенного по адресу: <...>» от 26.12.2018). Согласно заключению изменение режимов использования земель в указанных зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности 62/63, 64-1 и 64-2 не окажет влияния ни на объект культурного наследия «Усадьба Огладина», ни на облик исторической части г. Иркутска, ни на иные объекты культурного наследия в центральной части г. Иркутска. Отмена разрешения на строительство приведет к нарушению прав участников долевого строительства объекта. Обращает внимание, что правовой режим разрешения на строительство предусматривает возможность внесения в него изменения, а не только его отмену, а требования о признании незаконным разрешения на строительство являются чрезмерными. Административным истцом пропущен срок для обращения в суд, поскольку административный иск поступил 12.11.2019, оспариваемое разрешение на строительство выдано 30.05.2019, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено. Обращает внимание, что информация о выданном разрешении на строительство является общедоступной.
В письменном отзыве представитель заинтересованного лица Службы по охране объектов культурного наследия ФИО6 (доверенность от 18.11.2019 №) требования полагала подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что Служба положительного заключения о соответствии проектной документации «Многоквартирные дома с автостоянками, в границах улиц Сурикова, Марата, Цесовская Набережная в Правобережном округе г. Иркутска. Раздел 3. Архитектурные решения», шифр № ЦВЛ 001-ар, выполненная ООО «Проектная Палата «Цивилизация» предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, установленного ст. 60 Закона № 73-ФЗ, не выдавала. Письмо Службы от 23.04.2019 № 02-76-3023/19 не является заключением, предусмотренным п. 9 ст. 50 Закона № 73-ФЗ, подп. 11.1 ст. 51 ГрК РФ, не могло служить основанием для выдачи разрешения на строительство. Обращает внимание, что разрешение выдано с нарушением режима, предусмотренного зоной частичного регулирования застройки и хозяйственной деятельности (2-ого типа), утвержденной постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории г. Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон».
Определением суда от 09.12.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, на удовлетворении требований настаивали.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Иркутска и комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ФИО3 требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО СЗ «Мечта» адвокат Воробьев О.С. требования полагал не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенных в письменных возражениях.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО4 требования полагала подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, являются наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое решение соответствует закону.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В силу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ).
В силу ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч.ч. 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с ч. 15 ст. 48 настоящего Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 настоящего Кодекса;
4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 ст. 49 настоящего Кодекса;
4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.9 ст. 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с ч. 3.9 ст. 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в п. 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;
10) копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.
В соответствии с ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
В соответствии с п. 10.1 ГрК РФ в случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В силу ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного ч. 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу ч. 3 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. В случае, предусмотренном ч. 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В судебном заседании не оспаривалось, что в центральной исторической части г. Иркутска, в границах улиц Сурикова, Марата, ФИО7 округа г. Иркутска, на территории бывшей Чаеразвесочной фабрики, ООО СЗ «Мечта» на основании разрешения на строительство от 30.05.2019 № 38-ru38303000-18-2019 начато строительство комплекса из семи и восьмиэтажных многоквартирных домов с подземными автостоянками.
Как следует из материалов дела, 21.05.2019 ООО «Мечта» обратилось на имя начальника отдела выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ФИО8 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирные дома с автостоянками, в границах улиц Сурикова, Марата, Цесовская Набережная в Правобережном округе г. Иркутска», расположенного по адресу: <...>.
При подаче заявления представлены следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) проектная документация в составе пояснительной записки, схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схемы, отображающей архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проекта организации строительства объекта капитального строительства; проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства); положительного заключения государственной экспертизы проектной документации; 5) разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 ГрК РФ); копии свидетельство об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации; конструктивного и объемно-планировочных решений.
30.05.2019 отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска выдано разрешение на строительство № 38-ru38303000-18-2019 застройщику ООО «Мечта». Наименование объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией – многоквартирные дома с автостоянками, в границах улиц Сурикова, Марата, Цесовская Набережная в Правобережном округе г. Иркутска. Кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен (планируется расположение) объекта капитального строительства – 38:36:000034:22733. Сведения о градостроительном плане земельного участка - № RU383030005436 от 21.01.2019. Раздел 4 - планируется строительство трех многоквартирных домов с подземной автостоянкой, количество этажей – 9, 8, по адресу: <...> а.
По мнению административного истца, выданное застройщику ООО «Мечта» разрешение на строительство является незаконным, поскольку постановлением № 254-па в кварталах 62, 63, 64 установлена зона частичного регулирования застройки и хозяйственной деятельности (2-го типа) с высотными отметками нового строительства до 18-20 м. В 64 квартале г. Иркутска расположен постановленный на государственную охрану объект культурного значения федерального значения «Церковь Спаса, 1710 года постройки». То обстоятельство, что постановлением Правительства Иркутской области № 359-пп установлена высотность строительства в зоне 1-го типа до 24 м, в зоне 2-го типа – до 34 м, не имеет значения, поскольку в силу п. 24 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 12.09.2015 № 972 подлежит применению более строгий градостроительный регламент, в данном случае – установленный постановлением № 254-па.
Поскольку административный истец ссылается на ст. 44 Конституции Российской Федерации, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 15.07.2010 № 931-О-О, о том, что сохранение объектов культурного наследия, представляющих собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, затрагивает права каждого гражданина, доводы о том, что оспариваемым разрешением на строительство права административного истца не нарушены, не принимаются судом.
Оценивая доводы административного искового заявления о незаконности выданного ООО «Мечта» разрешения на строительство, суд приходит к следующему.
В соответствии с постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории г. Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности – достопримечательные места, в том числе исторический центр города.
В соответствии с разделом 2 «Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности», п. 2.7 «Зона частичного регулирования застройки и хозяйственной деятельности (2-го типа) ЗЧР-2» - применяется для земельных участков со значительно или полностью нарушенной исторической средой (с отдельными памятниками), приближенных к сохранившимся фрагментам исторической застройки и влияющих на формирование облика городского центра (активное преобразование городской среды). На территории единой системы регулирования застройки как в границах достопримечательных мест (Центральной исторической части города, Городка авиастроителей) так и за пределами - в исторических фрагментах Глазковского и Знаменского предместий
Режимы зон охраны ОКН и градостроительных регламентов: 1. Обеспечение сохранности ОКН, находящихся на территории зоны частичного регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН с выполнением необходимых мероприятий по реставрации, ремонту, приспособлению для современного использования. Выполнение мероприятий по обеспечению сохранности ОКН - пожарной безопасности, защиты от динамических и иных воздействий, гидрогеологических условий (При необходимости выполняются работы по определению, уточнению границ территорий ОКН).
2. Сохранение исторических красных линий (в соответствии с проектом зон охраны, подтвержденных проектом), поддержание их объектами нового строительства. Санация внутриквартальной застройки со сносом малоценных строений, благоустройство территории.
При реконструкции сложившейся застройки и новом строительстве - сохранение ведущего значения исторических градостроительных доминант, включение находящихся на территории ОКН в новую застройку. Новое строительство ограничивается и регулируется:
а) размеры по высоте - до 18 - 20 метров;
б) учет сложившегося планировочного масштаба (усредненного планировочного модуля земельных участков в каждом конкретном квартале);
в) использование традиционных приемов застройки с замкнутым характером кварталов, с акцентированием углов, перекрестков, планировочных узлов.
Для фрагментов, граничащих с охранной зоной ОКН и зоной строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН по линиям соприкосновения, применяются режимы, компромиссные (усредненные) между требованиями зон охраны ОКН (по характеру застройки, масштабу, высоте).
3. Уточнение (конкретизация) градостроительного регламента допускается в отдельных случаях на основании предварительно выполненного градостроительного обоснования
Согласно градостроительному плану от 21.01.2019 № RU383030005436: информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при наличии) – объекты социальной инфраструктуры местного значения – общеобразовательные учреждения.
Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проекта межевания территории, - 05.12.2012 № 031-06-2379/12 постановление администрации г. Иркутска «Об утверждении проекта планировки Центральной части г. Иркутска»; 22.12.2014 № 031-06-1547/4 – постановление администрации г. Иркутска «Об утверждении проекта межевания территории».
Информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламента не устанавливается, - земельный участок расположен в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 этажей) / 2 (ЖЗ-103/2) установлен градостроительный регламент.
Реквизиты акта органа местного самоуправления, содержащего градостроительный регламент, - решение Думы г. Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260428/6 «Об утверждении правил землепользования и застройки части территории г. Иркутска, включающей территорию в границах исторического поселения город Иркутск».
Информация о видах разрешенного использования земельного участка, - среднеэтажная жилая застройка, земельные участки (территории) общего пользования, коммунальное обслуживание, обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, дошкольное начальное и среднее общее образование. Условно разрешенные виды использования земельного участка – нет; вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка – обслуживание автотранспорта, предпринимательство, коммунальное обслуживание.
В соответствии с подп. 5 п. 5 градостроительного плана земельного участка «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий» земельный участок полностью расположен в границах исторического поселения, имеющего особое значение для истории и культуры Иркутской области, установленные постановлением Правительства Иркутской области от 12.12.2013 № 575-пп «Об утверждении границ территории исторического поселения, имеющего особое значение для истории и культуры Иркутской области, города Иркутска», площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет 11039 кв.м. Соблюдать требования действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленные п.п. 1, 2 ст. 60 Закона № 73-ФЗ.
В соответствии с подп. 6 п. 5 градостроительного плана земельного участка земельный участок частично расположен в зоне частичного регулирования застройки и хозяйственной деятельности (2-ого) типа, установленной постановлением № 254-па, площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет 9733 кв.м. Соблюдать требования действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе постановления № 254-па:
1) обеспечение сохранности окн, находящихся на территории зоны частичного регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН с выполнением необходимых мероприятий по реставрации, ремонту и приспособлению для современного использования. Выполнение мероприятий по обеспечению сохранности окн – пожарной безопасности, защиты от динамических и иных воздействий, гидрогеологических условий (при необходимости выполняются работы по определению, уточнению границ территории ОКН);
2) сохранение исторических красных линий (в соответствии с проектом зон охраны, подтвержденных проектом), поддержание их объектами нового строительства. Санация внутриквартальной застройки со сносом малоценных строений, благоустройство территории. При реконструкции сложившейся застройки и новом строительстве – сохранение ведущего значения исторических градостроительных доминант, включение находящися на территории ОКН в новую застройку. Новое строительство ограничивается и регулируется: а) размеры по высоте – до 18-20 м; б) учет сложившегося планировочного масштаба (усредненного планировочного модуля земельных участков в каждом конкретном квартале); в) использование традиционных приемов застройки с замкнутым характером кварталов, с акцентированием углов, перекрестков, планировочных узлов. Для фрагментов, граничащих с охранной зоной окн и зоной строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности окн по линиям соприкосновения, применяются режимы, компромиссные (усредненные) между требованиями зон охраны ОКН (по характеру застройки, масштабу, высоте);
3) уточнение (конкретизация) градостроительного регламента допускается в отдельных случаях на основании предварительно выполненного градостроительного обоснования.
Как следует из раздела 3 «Архитектурные решения ЦВЛ 001-АР» проектной документации «Многоквартирные дома с автостоянками, в границах улиц Сурикова, Марата, Цесовская Набережная в Правобережном округе г. Иркутске, предельные параметры разрешенного строительства согласно информации градостроительного плана участка № RU 383030005436 земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:22733, выданного 21.01.2019, комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска, комитетом по градостроительной политике и распоряжением о предосатвлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства реконструкции объектов капитального строительства от 25.09.2018 № 944-02-446/8: предельная высота зданий, сооружений – 34 м; максимальный процент застройки надземной части – 42 %, плотность жилой застройки. Многоквартирный дом № 1 секционного типа, состоящий из двух блок-секций № 1 и № 2: блок-секция № 1 – жилое здание, этажность – 8, количество этажей – 9. Габаритные размеры в осях – 29 м х 24,5 м. Максимальная высота здания – 31,7 м (выход на кровлю). Высота подвального этажа – 5,04 м, 1-8 этажей – 3,52 м, верхнего технического помещения – 1,8 м. Количество квартир – 13, проживающих 63 человека. Блок-секция № 2 - жилое здание, этажность – 8, количество этажей – 9. Габаритные размеры в осях – 29 м х 23,7 м. Максимальная высота здания – 31,7 м (выход на кровлю). Высота подвального этажа – 5,04 м, 1-8 этажей – 3,52 м, верхнего технического помещения – 1,8 м. Количество квартир – 14, проживающих 63 человека.
Многоквартирный дом № 2 – жилое здание, состоящее из блок-секции № 3: блок-секция № 3 – жилое здание, этажность – 8, количество этажей – 9. Габаритные размеры в осях – 50,05 м х 21,4 м. Максимальная высота здания – 31,7 м (выход на кровлю). Высота подвального этажа – 5,04 м, 1-8 этажей – 3,52 м, верхнего технического помещения – 1,8 м. Количество квартир – 39, проживающих 89 человека.
Многоквартирный дом № 3 секционного типа, состоящий из двух блок-секций № 4 и № 5:
блок-секция № 4: жилое здание, этажность – 8, количество этажей – 9. Габаритные размеры в осях – 21,06 м х 30,66 м. Максимальная высота здания – 31,7 м (выход на кровлю). Высота подвального этажа – 5,04 м, 1-8 этажей – 3,52 м, верхнего технического помещения – 1,8 м. Количество квартир – 20, проживающих 58 человек;
блок-секция № 5: жилое здание, этажность – 7, количество этажей – 8. Габаритные размеры в осях – 45,00 м х 24,9 м. Максимальная высота здания – 28,18 м (выход на кровлю). Высота подвального этажа – 5,04 м, 1-8 этажей – 3,52 м, верхнего технического помещения – 1,8 м. Количество квартир – 29, проживающих 81 человек;
В соответствии с п. 1 ст. 60 Закона № 73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 60 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с ГрК РФ на выдачу разрешений на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения (п. 9 ст. 60 Закона № 73-ФЗ).
Как следует из материалов дела, застройщик ООО «Мечта» 23.04.2019 обратился в Службу с заявлением о предоставлении «заключения службы о соответствии архитектурных решений, принятых в проектной документации «Многоквартирные дома с автостоянками, в границах улиц Сурикова, Марата, Цесовская Набережная в Правобережном округе г. Иркутск» Раздел 3. «Архитектурные решения», выполненной ООО Проектная палата «Цивилизация», шифр № ЦВЛ 001-АР, 2018 год, режимам и градостроительным регламентами зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина», определенных проектной документацией «Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина», расположенного по адресу: <...>», выполненной ООО «Наследие» 2018 год, а также акту государственной историко-культурной экспертизы проектной документации «Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина», расположенного по адресу: <...>» от 26.12.2018».
По сообщению Службы от 23.04.2019, направленному застройщику ООО «Мечта», «проектной документацией «Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина», расположенного по адресу: <...>», выполненной ООО «Наследие», 2018 год, определены зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина»: «Охранная зона-53» (ОЗ-53, «Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности – 64-1 (ЗР-64-1)», «Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности – 64-2 (ЗР-64-2)», «Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности – 62/63 (ЗР – 62/63)». На указанный проект зон охраны получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы - акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации «Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина», расположенного по адресу: <...>» от 26.12.2018.
По результатам рассмотрения представленной Вами проектной документации «Многоквартирные дома с автостоянками, в границах улиц Сурикова, Марата, Цесовская Набережная в Правобережном округе г. Иркутск» Раздел 3. «Архитектурные решения», выполненной ООО Проектная палата «Цивилизация», шифр № ЦВЛ 001-АР, сообщаем, что архитектурные решения данной документации соответствуют режимам и градостроительным регламентам зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина», определенных проектом зон охраны, заключению».
Таким образом, Службой сообщается, что архитектурные решения проектной документации ООО «Мечта» соответствуют режимам и градостроительным регламентам зон охраны объекта культурного наследия «Усадьба Огладина», определенных проектом зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина», расположенного по адресу: <...>» от 26.12.2018, выполненного ООО «Наследие».
Тогда как заключение о соответствии или несоответствии раздела проектной документации предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения, Службой не выдавалось.
Констатация Службой в сообщении от 23.04.2019 о соответствии раздела проектной документации проекту ООО «Наследие» зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина» от 26.12.2018 о выдаче Службой заключения в соответствии с п. 9 ст. 60 Закона № 73-ФЗ не свидетельствует.
При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о том, что предусмотренное п. 9 ст. 60 Закона № 73-ФЗ заключение застройщиком было получено, являются несостоятельными. Суд учитывает, что Служба неоднократно обращалась в адрес администрации г. Иркутска с требованием об отмене оспариваемого разрешения на строительство, как выданного с нарушением режима и градостроительного регламента зоны частичного регулирования застройки и хозяйственной деятельности (2-го типа), установленных постановлением № 254-па (требование от 20.08.2019 № 02-76-6333/19, от 18.10.2019 № 02-76-8529/19), подчеркивая, что Службой положительного заключения о соответствии проектной документации не выдавалось. Указанные требования администрацией г. Иркутска проигнорированы (ответы от 19.09.2019 № 054-70-872/19, от 28.11.2019 № 054-70-1156/19).
Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в отсутствие предусмотренного п. 9 ст. 60 Закона № 73-ФЗ, п. 10.1 ст. 51 ГрК РФ заключения выводы администрации г. Иркутска о предоставлении застройщиком всех требуемых ст. 51 ГрК РФ документов являются несостоятельными, а оспариваемое разрешение на строительство не может быть признано законным.
То обстоятельство, что действовавшим на момент выдачи разрешения на строительство постановлением Правительства Иркутской области от 30.04.2019 № 359-пп в 62-64 кварталах г. Иркутска установлены новые зоны охраны и иные режимы использования земель и градостроительные регламенты, превышающие высотные отметки для нового строительства с 18 до 34 м, не влияет на выводы суда.
Суд учитывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972 утверждено положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, которым установлен порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.
В соответствии с п. 24 Положения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972) в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.
При таких данных применение установленных постановлением № 359-пп режимов использования земель и градостроительных регламентов, превышающих высотные отметки, установленные постановлением № 254-па, свидетельствует о нарушении установленного Положением (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972) порядка разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия («Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина», расположенного по адресу: <...>», выполненный ООО «Наследие» 2018 год, акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации «Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Огладина», расположенного по адресу: <...>» от 26.12.2018»).
Доводы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемое разрешение на строительство сведений о высоте планируемых к строительству многоэтажных объектов не содержит; сведения о том, что высота планируемого строительства превышает установленные постановлением № 254-па ограничения, получены административным истцом из проектной документации (по электронной почте 11.10.2019 в рамках подготовки по административному делу № 3а-130/2019). В соответствии со ст. 62 КАС РФ доказательств, что истец был ознакомлен с проектной документацией ранее указанной даты, суду не представлено. То обстоятельство, что информация о строительстве являлась общедоступной, не влияет на выводы суда, поскольку сведения о высоте планируемого строительства застройщик на баннерах, в сети «Интернет» и т.д. не предоставлял. Доводы о том, что административный истец, как специалист в области охраны памятников, о высоте планируемого строительства должен был узнать из количества этажей, указанного в разрешении на строительство, являются надуманными.
Суд учитывает, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на благоприятную окружающую среду, на доступ к культурным ценностям (ст.ст. 42 и 44), обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять окружающую среду (ст.ст. 44 и 58).
Право на сохранность объектов культурного наследия является частью конституционного права на доступ к культурным ценностям. Гарантируя гражданам Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, Законом № 73-ФЗ провозглашена государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определены полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (преамбула, п. 1 ст. 7, ст. 9 Закона № 73-ФЗ).
Поскольку сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, затрагивает права каждого гражданина Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым разрешением на строительство, как выданным с нарушением предусмотренных Законом № 73-ФЗ и ГрК РФ норм, нарушены права административного истца ФИО1
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что требуемые ст. 51 ГрК РФ условия застройщиком при обращении о выдаче разрешения на строительство не были соблюдены, отсутствовало выданное Службой заключение о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, требования ФИО1 о признании незаконным разрешения на строительство от 30.05.2019 № 38-ru38303000-18-2019, выданного отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным разрешение на строительство от 30.05.2019 № 38-ru38303000-18-2019, выданное отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято 20 февраля 2020 года