ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-126/20 от 10.07.2020 Золотухинского районного суда (Курская область)

УИД 46RS0007-01-2020-000229-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Золотухино

Курской области 10 июля 2020 г.

Золотухинский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Евсюкова С.А.,

при секретаре Гриневой М.Н.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

представителя административного ответчика администрации Золотухинского района Курской области – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № Э-2а-126/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Золотухинского района Курской области об оспаривании решения органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Представитель ФИО1, ФИО2, действующий по доверенности, обратился в суд с административным иском к администрации Золотухинского района Курской области, в котором оспаривает законность действий по приостановлению рассмотрения поданного административным истцом заявления об утверждении схемы расположения земельного участка.

В обоснование требований указано, что 25 февраля 2020 г. ФИО1 через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 12000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, межселенные земли, в границах <данные изъяты> образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым с сохранением исходного в измененных границах, для сельскохозяйственного производства, с приложенной к заявлению для утверждения административным ответчиком схемой, выполненной кадастровым работником и подтверждающей отсутствие каких-либо обременений в отношении испрашиваемого земельного участка.

Письмом от 18.03.2020 административный истец был уведомлен о приостановлении рассмотрения поданного им заявления. Основанием для принятия администрацией Золотухинского района Курской области таких действий послужило наличие на данном земельном участке объекта капитального строительства, в отношении которого в Арбитражный суд Курской области подан иск и заявлено требование о принятии мер по обеспечению иска в виде ограничения по распоряжению земельным участком с кадастровым , при этом в ответе указано на возобновление рассмотрения заявления по принятии решения Арбитражным судом Курской области. Однако, как обратил внимание административный истец, направленный ему ответ является неполным, так как не содержит подробной информации об основаниях, принятых действий.

Административный истец считает данное решение незаконным, поскольку противоречит требованиям п.16 ст.11.10 Земельного кодека РФ, нарушающим его конституционные права, свободы и законные интересы по тем основаниям, что принятое решение фактически лишает его права на окончательное формирование земельного участка, постановку его на кадастровый учет и на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды, в связи с чем, просит суд возложить на административного ответчика обязанность в течение 10 дней устранить нарушения конституционных прав, свобод и законных интересов административного истца, путем утверждения представленной ДД.ММ.ГГГГ схемы расположения земельного участка площадью 12000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, межселенные земли, расположенного в границах <данные изъяты>», образованного путем раздела земельного участка с кадастровым с сохранением исходного в измененных границах, для сельхозпроизводства.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца – ФИО2 в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, и настаивал на его удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Золотухинского района Курской области – ФИО4 пояснила, что на момент обращения ФИО1 у администрации Золотухинского района Курской области имелись сведения, послужившие основанием для принятия решения по приостановлению рассмотрения поданного им заявления об утверждении схемы расположения земельного участка до разрешения дела в Арбитражном суде Курской области, при этом она фактически признала административный иск в части требования о признании незаконным оспариваемого решения по причине неверного применения администрацией норм Земельного кодека РФ при разрешении заявления, поданного административным истцом.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч.2).

В силу п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из документов, в том числе, утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 Земельного кодекса РФ (пп.3 п.1).

В соответствии с п.2 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ.

Согласно п.7 ст.11.4 Земельного кодекса РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.39.2 Земельного кодекса РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.

Вопросы подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории регулирует ст.11.10 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п.1).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13).

В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка только в двух случаях:

по основаниям пп.3 п.4 ст. 39.11 ЗК РФ, в случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю. Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка.

- по основаниям п.6 ст.39.15 ЗК РФ, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 февраля 2020 г. административным истцом ФИО1 через МФЦ подано заявление в администрацию Золотухинского района Курской области об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 12000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, межселенные земли, в границах <данные изъяты>», образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым с сохранением исходного в измененных границах, для сельскохозяйственного производства, в соответствии со ст.11.3 Земельного кодекса РФ, с приложенной к заявлению для утверждения административным ответчиком схемой расположения земельного участка, выполненной кадастровым работником и подтверждающей отсутствие каких-либо обременений в отношении испрашиваемого земельного участка.

Письмом от 18 марта 2020 г. администрация сообщила ФИО1 о приостановлении рассмотрения поданного им заявления ввиду наличия на данном земельном участке объекта капитального строительства, в отношении которого в Арбитражный суд Курской области подан иск и заявлено требование о принятии мер по обеспечению иска в виде ограничения по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 46:07:030505:20, при этом в ответе указано на возобновление рассмотрения заявления по разрешению дела в Арбитражном суде Курской области.

В подтверждении своих доводов представителем административного истца в судебное заседание с официального сайта Арбитражного суда Курской области представлено определение о возвращении заявления об обеспечении иска от 26 мая 2020 г. в рамках дела по иску индивидуального предпринимателя ФИО3 к администрации <данные изъяты>

Проанализировав изложенное, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд принимает во внимание доводы административного истца о признании оспариваемого решения незаконным в части приостановления рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и признает его не соответствующим требованиям закона, поскольку выбранное административным ответчиком действие по разрешению заявления не предусмотрено земельным законодательством, поэтому принятое администрацией Золотухинского района Курской области решение является нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Тем не менее, согласно п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании действия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Восстановление права ФИО1 может быть осуществлено посредством рассмотрения администрацией Золотухинского района Курской области - органом, уполномоченным на принятие таких решений, заявления административного истца по существу и принятия по нему предусмотренного Земельным кодексом РФ решения, то есть либо утвердить схему расположения земельного участка площадью 12000 кв.м, по адресу: <адрес>, межселенные земли, в границах <данные изъяты>», образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым , либо отказать в утверждении схемы. А поскольку вопрос утверждения схемы указанного земельного участка административным ответчиком не рассматривался, суд не может, в данном случае, подменять функции органа, уполномоченного законом на принятие таких решений, а как следствие наложить на администрацию Золотухинского района Курской области обязанность утвердить схему расположения вышеуказанного земельного участка.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований административного истца о возложении на администрацию Золотухинского района Курской области обязанности в течение 10 дней устранить нарушения его конституционных прав, свобод и законных интересов, путем утверждения представленной 25.02.2020 схемы расположения земельного участка площадью 12000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, межселенные земли, расположенного в границах <данные изъяты>», образованного путем раздела земельного участка с кадастровым с сохранением исходного в измененных границах, для сельхозпроизводства надлежит отказать.

Согласно ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107. и ч.3 ст.109 КАС РФ.

В соответствии со пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем, оснований для взыскания судебных расходов по уплате госпошлины с администрации Золотухинского района Курской области не имеется.

Руководствуясь ст.ст.177, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к администрации Золотухинского района Курской области об оспаривании решения органа местного самоуправления - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации Золотухинского района Курской области о приостановлении рассмотрения заявления ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 12000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, межселенные земли, расположенного в границах <данные изъяты>», образованного путем раздела земельного участка с кадастровым с сохранением исходного в измененных границах, для сельхозпроизводства.

В удовлетворении остальных требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Золотухинский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Дата составления мотивированного решения – 20.07.2020.

Судья /подпись/ С.А. Евсюков