Дело № 2а-126/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2017 года ст. Обливская, Ростовская область
Обливский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.Л.,
при секретаре Антошкиной С.А.,
с участием старшего помощника прокурора Обливского района Ростовской области Савенкова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-126/2017 по административному исковому заявлению
прокурора Обливского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
Прокурор Обливского района Ростовской области обратился в Обливский районный суд Ростовской области, ссылаясь на часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, статью 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», положения Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2011 № 1624-О-О, п. 3.1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Общие требования к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 N 151, ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области (далее - административный ответчик, Администрация Обливского сельского поселения) с административным иском, в котором просит:
- признать незаконным бездействие Администрации Обливского сельского поселения, выразившееся в неразмещении на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) Порядка формирования, ведения и утверждения ведомственного перечня муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями Обливского сельского поселения;
- обязать Администрацию Обливского сельского поселения опубликовать на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственного перечня муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями Обливского сельского поселения.
Мотивировал административный иск теми обстоятельствами, что 27.03.2017 года прокуратурой Обливского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции и законодательства в области бюджетного регулирования. В ходе проверки установлено, что постановлением Администрации Обливского сельского поселения от 03.03.2015 № 62А утвержден Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственного перечня муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями Обливского сельского поселения. Данный Порядок, в соответствии с требованиями действующего законодательства, подлежит опубликованию на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на едином портале бюджетной системы Российской Федерации. По мнению прокурора, бездействие ответчика влечет нарушение действующего законодательства Российской Федерации, не обеспечивает жителям поселения возможность ознакомиться с документами в средствах массовой информации, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, является нарушением статьи 7 Федерального закона «О противодействии коррупции».
В судебном заседании старший помощник прокурора Обливского района Ростовской области Савенков В.Ю. административный иск поддержал.
В судебное заседание представитель административного ответчика - Администрации Обливского сельского поселения не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте слушания по делу, представил письменное заявление, содержащее просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие, указал на признание административного иска (л.д. 26). Учитывая надлежащее извещение административного ответчика, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Администрации Обливского сельского поселения.
Заслушав процессуального истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно разъяснений, данных в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с Уставом муниципального образования «Обливское сельское поселение», принятым решением Собрания депутатов Обливского сельского поселения от 28.03.2016 № 117, правовые акты Администрации Обливского сельского поселения входят в систему муниципальных правовых актов Обливского сельского поселения (подп. 3 п. 5 ст. 46 Устава) (л.д. 43-63).
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственного перечня муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями Обливского сельского поселения, в отношении которого предъявлено требование прокурора (л.д. 11-15), принят управомоченным органом - Администрацией Обливского сельского поселения (постановление Администрации Обливского сельского поселения от 03.03.2015 г. № 62А), по своему содержанию отвечает признакам муниципального правового акта.
Из представленного прокуратурой в материалы дела акта проверки от 29.03.2017 года установлено, что указанный выше муниципальный правовой акт по состоянию на 27.03.2017 г. отсутствует на официальном сайте органа местного самоуправления и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) (л.д. 10).
Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является одним их основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»(далее - Федеральный законот 09.02.2009 N 8-ФЗ) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
В силу подп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит: информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил определения периодичности размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 583, размещение в сети «Интернет» общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в форме открытых данных осуществляется указанными органами исходя из принципов полноты и востребованности такой информации.
Требования к периодичности размещения и срокам обновления наборов данных в сети «Интернет» определяются государственным органом или органом местного самоуправления, осуществляющим их размещение в сети «Интернет». Указанные требования определяются на основании положений федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, устанавливающих сроки размещения и периодичность обновления соответствующей информации в сети «Интернет», исходя из соблюдения принципа актуальности и достоверности информации, содержащейся в наборе данных.
Требования к периодичности размещения и срокам обновления набора данных в сети «Интернет» указываются в паспорте набора данных, утверждаемом решением руководителя (заместителя руководителя) соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления.
Пунктом 3.1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, чтоведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями, устанавливается соответственно высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Общих требований к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 N 151, ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ размещаются на официальном сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Неразмещение указанного выше муниципального правового акта на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на едином портале бюджетной системы Российской Федерации нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации, в связи с чем суд полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего административного дела бездействие администрации Обливского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц.
Вышеуказанный муниципальный правовой акт не относится к информации ограниченного доступа.
При таких обстоятельствах требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика государственной пошлины по делу.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Обливский районный суд Ростовской области
решил:
Удовлетворить исковые требования прокурора Обливского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области, выразившееся в неразмещении на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) Порядка формирования, ведения и утверждения ведомственного перечня муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями Обливского сельского поселения, утвержденного постановлением Администрации Обливского сельского поселения от 03.03.2015 № 62А.
Возложить на Администрацию муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области обязанность опубликовать на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственного перечня муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями Обливского сельского поселения, утвержденный постановлением Администрации Обливского сельского поселения от 03.03.2015 № 62А.
В день вступления в законную силу настоящего решения его копию направить Главе Администрации муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области.
Администрации муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, необходимо сообщить об исполнении настоящего решения в Обливский районный суд Ростовской области и прокурору Обливского района Ростовской области.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 апреля 2017 года.
Судья___Михайлова А.Л.___________