Мотивированное решение составлено 26.02.2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20.02.2018 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Торичной М.В., при секретаре Исайкиной А. А., с участием административного истца Совы А. И., представителя административного ответчика МО МВД России «Сысертский» ФИО3, рассмотрев открытом судебном заседании административное дело № 2а-126/2018 по административному исковому заявлению ФИО4 к начальнику ОГИБДД МО МВД РФ «Сысертский» ФИО5, МО МВД России «Сысертский» о признании незаконными действий, выразившихся в отказе внесения изменений в водительское удостоверение, возложении обязанности внести изменения в водительское удостоверение, УСТАНОВИЛ: ФИО4 обратился в суд с иском к начальнику ОГИБДД МО МВД РФ «Сысертский» ФИО5, МО МВД России «Сысертский» о признании незаконными действий, выразившихся в отказе внесения изменений в водительское удостоверение, возложении обязанности внести изменения в водительское удостоверение. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о замене водительского удостоверения <адрес> по причине истечения срока действия, который заканчивался в июле 2017 г. в ОГИБДМО МВД РФ «Сысертский». ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено новое водительское удостоверение, где категория " В " была открыта в неполном объеме, в данном водительском удостоверении отсутствовала открытая категория " BE ". Истец обратился к сотрудникам ОГИБДД МО МВД РФ "Сысертский" о замене, где получил отказ без объяснения причин. Тогда истец обратился к начальнику ОГИБДД МО МВД РФ "Сысертский" майору полиции ФИО5, где тоже получил отказ о замене водительского удостоверения с открытой категорией " BE ", так же без объяснения причин. 31.05.2017 истец обратился с жалобой в прокуратуру. По истечении 15 дней из прокуратуры пришел ответ, что в течение 30 суток начальником ОГИБДД МО МВД РФ "Сысертский" майором полиции ФИО5 рассмотрено заявление истца о замене водительского удостоверения и сообщено ему. По истечении более 30 суток от начальника ОГИБДД МО МВД РФ "Сысертский" майора полиции ФИО5 ответа так и не поступило. Тогда истец снова обратился в прокуратуру, где ему разъяснили, что если ответ на заявление в течение 30 суток не был предоставлен, то его водительское удостоверение подлежит замене. В этот же день истец снова обратился к начальнику ОГИБДД МО МВД РФ "Сысертский" майору полиции ФИО5, где снова получил отказ о замене водительского удостоверения объяснив это тем, что истец ранее не обучался отдельно на категорию " Е ". Представители ГИБДД в обоснование своих действий по "закрытию" некоторых категорий с прицепами ссылаются на письмо Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 "О замене водительских удостоверений с разрешенной категорией «Е». Так как истец обучался в 1997 году, где программа обучения была единой, а категория "Е" (на состав транспортных средств, тягачом, у которых является транспортное средство следующей категории: "В" - с прицепом, разрешенная максимальная масса которого, по крайней мере 1000 кг, а разрешенная максимальная масса снаряженных транспортных средств превышает 3500 кг. Водительское удостоверение, полученное до 2000 г., и если категория "Е" в особых отметках не была проставлена, то она относилась ко всем категориям. При замене первого водительского удостоверения <адрес>, полученного ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками ГИБДД истцу уже категория "Е" не была проставлена, но на тот момент он не обратил внимания и не знал, что ему должны были проставить категорию "Е". Просил признать незаконным действия начальника ОГИБДД МО МВД РФ "Сысертский" майора полиции ФИО5 в отказе о внесении изменений в водительском удостоверении; Обязать начальника ОГИБДД МО МВД РФ "Сысертский" майора полиции ФИО5 внести изменения в водительское удостоверение, т.е. открыть категорию "В" в полном объеме и проставить в нем категорию " BE " открытой, за счет средств ОГИБДД МО МВД РФ " Сысертский ". Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика был привлечен МО МВД России «Сысертский». В судебном заседании административный истец ФИО4 требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные, изложенным в исковом заявлении. Просил исковые требования удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что незаконные действия ГИБДД лишают заявителя прав, которые он приобрел в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что противоречит Конституции РФ, поскольку уменьшает объем его прав. В настоящее время он не может устроиться на работу, ввиду отсутствия необходимых категорий, которые ранее у него имелись. Административный ответчик - начальник ОГИБДД МО МВД РФ «Сысертский» ФИО5, в судебное заседание не явился, согласно приказа №40817810604900317040л/с от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО6 контракт расторгнут, и он уволен из органов внутренних дел. Представитель административного ответчика - в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. В отзыве, в частности, указано, что в соответствии с информацией, имеющейся в Единой централизованной системе Госавтоинспекции ФИС ГИБДД-M, истец ФИО4 действительно обращался ДД.ММ.ГГГГ в РЭО ГИБДД МО с целью обмена ФИО1 национального водительского удостоверения. В результате предоставления государственной услуги ему было выдано водительское удостоверение серии 6633 №40817810604900317040, открыты категории «В», «В1 (AS)», «М». При подаче документов для получения государственной услуги им было предъявлено водительское удостоверение образца 1993 года серии <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ, в котором была открыта категория «В». Российское национальное водительское удостоверение серии <адрес> получено истцом ФИО2 на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», а также приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040». Пункт 4 указанного Постановления говорит о том, что к категории «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8. Право на управление составом транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «D», дает категория «Е». Также пункт 7 Постановления поясняет, что водитель, имеющий право на управление транспортными средствами категории «В», может управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг. Пункт 8 также разрешает управлять составом транспортных средств с тягачом, относящимся к категории «В» без разрешающей отметки в графе категории «Е» в случае, если разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 кг., но не превышает массы снаряженного автомобиля, а разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг. Таким образом, при обмене ДД.ММ.ГГГГФИО1 национального водительского удостоверения категории «В» без разрешающей отметки в графе категории «Е», истец ФИО2 получил водительское удостоверение с аналогичными отметками и мог управлять составом транспортных средств указанной категории при соблюдении вышеназванных условий. К моменту очередного обмена российского национального водительского удостоверения вступили в силу изменения, внесенные в международную Конвенцию от 08 ноября 1968 года «О дорожном движении», в связи с чем, внесен ряд изменений и в законодательство Российской Федерации как стороны, подписавшей указанную Конвенцию. Таким образом, 26 мая 2017 года истцу ФИО4 предоставлена государственная услуга по обмену российского национального водительского удостоверения в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», с вступившими на тот момент в законную силу изменениями и дополнениями, Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», а также приказом МВД РФ от 20 октября 2015 года № 995 «Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений». Согласно международной Конвенции от 08 ноября 1968 года «О дорожном движении», национальное водительское удостоверение стало содержать не только категории, но и входящие в них подкатегории транспортных средств, а также отдельные виды составов с тягачом, относящимся к указанным категориям и подкатегориям. Таким образом, в водительском удостоверении стали содержаться следующие категории и входящие в них подкатегории: «А», «А1», «В», «В 1», «С», «С1», «D», «D1», «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DE», «D1E», «М», а также «Тm» и «Тb», вместо ранее содержащихся «А», «В», «С», «D», «Е». Согласно пункту 1 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к категории «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг. и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8. Кроме того, к категории «В» относятся автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, а также автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг., но не превышает массу автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг. То есть, имея в российском национальном водительском удостоверении разрешающую отметку в графе категории «В», владелец водительского удостоверения также может управлять автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, при условии соблюдения установленных ограничений. Далее пункт 1 указанного Федерального закона говорит о том, что для управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки, а также автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг., при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 кг., в водительском удостоверении необходимо иметь разрешающую отметку в графе категории «ВЕ». Согласно пункту 31 Постановления Правительства РФ от 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», при выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения соответствующие отметки и записи, содержащиеся в ранее выданном водительском удостоверении, переносятся в новое водительское удостоверение. При этом если ранее в российском национальном водительском удостоверении содержалась одна категория «Е», в настоящее время имеется три категории «ВЕ», «СЕ» и «DE», а также две подкатегории «С1Е» и «D1E». С целью исключения ошибочного проставления либо не проставления разрешающих отметок в графы соответствующих категорий и подкатегорий и правильного определения отношения открытой категории «Е» к той или иной категории, подкатегории водительского удостоверения, в предусмотренный переходный период Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России направлено указание от 27 сентября 2007 года № 13/5-184, содержащее разъяснение по вопросу определения принадлежности категории «Е». Согласно пункта 1 вышеназванного указания, лицам, получившим право на управление транспортными средствами категории «Е» до 01 января 2001 года, при замене водительских удостоверений с разрешенной категорией «В» в графе «Особые отметки» необходимо производить запись «Е» к «В,С», «Е» к «B,D» или «Е» к «B,C,D», в зависимости от наличия ранее открытых категорий в прежнем водительском удостоверении и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Также в указанном пункте пояснено, что ранее указывалось «Е» к «С», «Е» к «D», «Е» к «C,D». То есть, указанием ДОБДД МВД России разъяснено, что если в водительском удостоверении содержится категория «В», то при его обмене, помимо прочих категорий, необходимо производить запись «Е» к «В», но при условии, что до 01 января 2001 года лицом была открыта категория «Е». Истец ФИО4 отдельно категорию «Е» не открывал, закончив автошколу по программе подготовки водителей категории «В», получил в 1997 году российское национальное водительское удостоверение с разрешающей отметкой только в графе категории «В». При обмене водительского удостоверения в 2007 году им было предъявлено полученное ранее водительское удостоверение с разрешающей отметкой только в графе категории «В», категория «Е» была закрыта, в графе «Особые отметки» такие записи, как «Е» к «С», «Е» к «D», «Е» к «C,D» отсутствовали, в связи с чем, в новом водительском удостоверении была открыта только категория «В». 26.05.2017, при следующем обмене водительского удостоверения, истцом ФИО4 было предъявлено водительское удостоверение, содержащее разрешающую отметку только в графе категории «В», разрешающая отметка в графе категории «Е» отсутствовала, графа «Особые отметки» также не содержала сведений о принадлежности категории «Е» к какой-либо из категорий, в связи с чем, на основании вышеназванных действующих на момент предоставления государственной услуги нормативно-правовых актов, ему было выдано российское национальное водительское удостоверение, содержащее разрешающие отметки в графах категорий «В» и «М», а также входящей в категорию «В» подкатегории «В 1». Таким образом, законных оснований для открытия истцу ФИО4 категории «ВЕ» нет, разрешающие отметки в графы соответствующих категорий и подкатегорий в выданном 26 мая 2017 года российском национальном водительском удостоверении проставлены в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также приказами МВД России, регулирующих указанное направление деятельности. При этом истец ФИО4 может управлять транспортными средствами категории «В», сцепленными с прицепом, при соблюдении указанных в пункте 1 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» условий и ограничений. На основании вышеизложенного, просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД РФ «Сысертский» в судебное заседание не явился, причина неявки не известна о времени и месте судебного разбирательства были извещены своевременно и надлежащим образом. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: 2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. На основании ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) - гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее -орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; г) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Согласно ч. 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд. а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными пли иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Судом установлено, что 26.05.2017 истец ФИО4 обратился с заявлением о замене водительского удостоверения 66КК015993 по причине истечения срока действия, который заканчивался в июле 2017 г. в ОГИБДД МО МВД РФ «Сысертский». 26.05.2018 ФИО4 было выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами по категориям «В, В1, М». Категория «ВЕ» в водительском удостоверении не была проставлена, с чем истец ФИО4 не согласен. В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, на управление которых предоставляется право, разделены на категории и подкатегории. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами): категория "A" - мотоциклы; категория "B" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "A"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов; категория "C" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; категория "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; категория "BE" - автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; категория "CE" - автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; категория "DE" - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы; категория "Tm" - трамваи; категория "Tb" - троллейбусы; категория "M" - мопеды и легкие квадрициклы; подкатегория "A1" - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт; подкатегория "B1" - трициклы и квадрициклы; подкатегория "C1" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория "D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория "C1E" - автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов; подкатегория "D1E" - автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов. Согласно п. 5 ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в Российской Федерации выдаются ФИО1 национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации. Из положений ст.25 указанного Закона следует, что право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, и подтверждается водительским удостоверением, которое выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункты 2, 4 и 6). Аналогичные положения содержат Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014г. N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (далее – Правила), согласно которым водительское удостоверение выдается на срок десять лет лицам, получившим право управления транспортными средствами, и при истечении срока действия водительского удостоверения(пункты 26, 27, подпункт «а» пункта 29). Согласно пункту 31 Правил при выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения соответствующие отметки и записи, содержащиеся в ранее выданном водительском удостоверении, переносятся в новое водительское удостоверение. В соответствии с п. 4 действовавших до 24.10.2014г. Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396, категория «Е» подтверждает наличие права на управление составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям "B", "C" или "D", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. В соответствии с п. 25 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097,категория «BE» предоставляет право управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки, автомобили категории"B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов. Согласно п. 34 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 20.07.2000г. N782 (далее – Инструкции), действовавшей до 01.09.2016г., после сдачи практического экзамена на право управления составами транспортных средств разрешающая отметка проставляется в графе "E" водительского удостоверения и, если тягачом является транспортное средство категории"B" в графе "Особые отметки" производится запись "E" к "B", если "C", то "E" к "C", если "D", то "E" к "D". Если водителю предоставлено право на управление составом транспортных средств с тягачами категорий "B", "C" и сочлененным автобусом, то производится запись "E" к "B", "C", "D". Из п.35 Инструкции следует, что при получении разрешения на право управления транспортным средством другой категории ранее выданное водительское удостоверение изымается, а разрешающие отметки и необходимые записи переносятся в соответствующие графы нового водительского удостоверения. В силу ч. 2 ст.26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление составами транспортных средств категории «BE», «CE», «DE» предоставляется лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее двенадцати месяцев. Таким образом, право на управление транспортным средством возникает у лица при наличии совокупности обстоятельств, прямо указанных в законе, в том числе при прохождении им в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий. Согласно водительской карточке на имя Совы А. И., ему выданы удостоверения на управление транспортными средствами категории «В» 23.05.1997 и 01.06.2007. Из свидетельства серии ЖР № 573212 от 23.05.1997 усматривается, что ФИО4 обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по программе подготовки водителей транспортных средств категории «В». В настоящее время для получения категорий «ВЕ» административному истцу необходимо представить документ, подтверждающий обучение по программе подготовки водителей категории «Е», пройденной им не ранее 17.04.1998 (по прошествии 12 месяцев после получения категории «В»). Указанный вывод подтверждается Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (далее – Правила № 1097). В судебном заседании истец ФИО4 пояснил, что практический экзамен на право управления на категорию «Е» никогда не сдавал. Данных о прохождении Совой А. И. обучения на управление автомобилями категории «Е», сцепленными с прицепом, материалы дела не содержат. Таким образом суд приходит к выводу о том, что право Совы А. И. на управление транспортными средствами категории «ВЕ», не нашло своего подтверждения. Доказательств обратного Совой А. И. суду не представлено. Доводы административного истца о том, что категория «Е» открывалась автоматически по прошествии 12 месяцев после получения категорий, суд находит несостоятельным и основанным на неправильном толковании норм материального права. Доводы административного истца о том, что ранее он имел возможность управлять составами в том числе с тягачом категории «В» не могут быть приняты во внимание. Право на управление транспортными средствами категории «ВЕ» возникает в силу прямо предусмотренных законодателем условий, соблюдение которых материалами дела не подтверждается. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство в лице органов исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано осуществлять контроль за исполнением требований, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности; это согласуется со статьей 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение от 8 июля 1999 года N 118-О). Поскольку право на управление транспортным средством является специальным (особым), а не безусловным, порядок реализации которого определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», РЭО ОГИБДД МО МВД России «Сысертский» при выдаче Сове А. И. нового водительского удостоверения обоснованно указало категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми у него имеется специальное право, подтвержденное соответствующими документами. Вследствие чего действия административного ответчика по отказу во внесении в водительское удостоверение категории «Е» к категории «В» соответствуют требованиям закона, прав и законных интересов истца не нарушают. Кроме того, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Судом установлено, что ФИО4 должен был узнать о нарушении его прав с того момента, когда он получил новое водительское удостоверение, то есть 31.05.2017. Согласно входящего штампа с административным иском ФИО4 обратился в суд только 12.10.2017, то есть с пропуском, установленного законом трехмесячного срока. Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд, административным истцом не приведены, а судом не установлены. При таких обстоятельствах, требования административного истца удовлетворению не подлежат, в том числе и в связи с пропуском срока обращения в суд. В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО4 к начальнику ОГИБДД МО МВД РФ «Сысертский» ФИО5, МО МВД России «Сысертский» о признании незаконными действий, выразившихся в отказе внесения изменений в водительское удостоверение, возложении обязанности внести изменения в водительское удостоверение, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд. Судья: М.В. Торичная |