2а-126/2021 год /
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
17 марта 2021 года. г. Порхов
Порховский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Ивановой Л.В., при секретаре судебного заседания Федоровой Л.А., с участием: административного истца Романова И.П., представителя административного истца Наумова Д.А.,
представителя административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Порховского района, Герасимова С.Л.,
заместителя прокурора Порховского района Псковской области Семеновой Л.Е.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела № 2а-126/2021 по административному иску
Романова Игоря Павловича к Территориальной избирательной комиссии Порховского района Псковской области о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Порховского района Псковской области,
У С Т А Н О В И Л:
Романов И.П., зарегистрированный кандидат на должность Главы муниципального образования “Порховский район”, обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Порховского района Псковской области о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Порховского района Псковской области (далее - ТИК) от 25.02.2021 года № “О регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования “Порховский район” Тангатова Назира Елманбетовича”, выдвинутого Политической партией “Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными” (далее - Политическая партия).
В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что решением Собрания депутатов Порховского района от 18.01.2021 года № “О назначении выборов Главы муниципального образования “Порховский район”, опубликованным в периодическом печатном издании - газете “Порховский вестник”, от 20.01.2021 года № (13208), на 11.04.2021 года назначены досрочные выборы Главы муниципального образования “Порховский район”. 24.02.2021 года постановлением ТИК № он был зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования “Порховский район”. Постановлением ТИК от 25.02.2021 года № кандидатом на должность Главы муниципального образования “Порховский район” был зарегистрирован Тангатов Н.Е.. Полагает, что указанное Постановление ТИК от 25.02.2021 года № является незаконным и подлежит отмене как противоречащее закону, по следующим основаниям. Основанием для отмены регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11.07.2001 года № 95-ФЗ “О политических партиях” (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ), п.п. “б” п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), п.п. “б” п. 8 ст. 36 Закона Псковской области от 01.08.2003 года №-оз “Избирательный кодекс Псковской области” (далее - Закон ПО), а также наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением Закона. В нарушение п. 21.1.2.4 ст. 21 Устава Политической партии, утвержденного на учредительном съезде 12.04.2014 года с изменениями, утвержденными Протоколом внеочередного съезда 12.05.2018 года, выдвижение кандидатов в органы местного самоуправления осуществляется тайным голосованием и относится к исключительной компетенции Съезда партии. Однако, из представленных документов на регистрацию кандидата на должность Главы муниципального образования “Порховский район” Тангатова Н.Е. видно, что выдвижение кандидата происходило в нарушение действующего законодательства Политсоветом партии. Из представленных для регистрации документов кандидата Тангатова Н.Е. следует, что выдвижение кандидатов на выборные должности происходило списком, что не позволяет определить, сколько именно голосов было отдано за выдвижение кандидата на должность Главы муниципального образования “Порховский район” в соответствии с Законом Псковской области. В тексте протокола отсутствует пункт, которым подтверждается дифференцированное тайное голосование за кандидата на должность Главы муниципального образования “Порховский район”. Выдвижение одновременно восьми кандидатов в разные субъекты РФ не позволяет выявить отношение каждого делегата к конкретному кандидату на должность Главы муниципального образования субъекта РФ. Отдельным нарушением Закона № 95-ФЗ, Закона ПО, Устава Политической партии, является нарушение п. 22.3.9 ст. 22 вышеуказанного Устава партии. Согласно указанной норме Протоколы Съездов Партии, Политического Совета подписывает Президент Партии, если в соответствии с Уставом или решениями Съезда Партии не определен другой порядок подписания. При этом протокол Политсовета от 13.02.2021 года № подписан председательствующим на заседании Политического Совета и секретарем заседания Политического совета. Кроме того, Политический Совет Политической партии выдвигал кандидата Тангатова Назира Едманбетовича, а регистрация произведена кандидата Тангатова Назира Елманбетовича. Полагает, что у Территориальной избирательной комиссии Порховского района имелись законные основания для отказа Тангатову Н.Е. в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования “Порховский район” в связи с наличием оснований для отказа в регистрации, предусмотренных п.п. “б” п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ (ред. от 09.03.2021). Однако избирательной комиссией было принято обжалуемое решение, которым существенным образом нарушено предоставленное ему Конституцией РФ право быть избранным в органы местного самоуправления, в части соблюдения принципа равенства кандидатов, предусмотренного ст. 5, ст. 39 Федерального закона № 67-ФЗ.
В судебное заседание административный истец Романов И.П., надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, не явился, об отложении судебного разбирательства не просил.
Представитель административного истца по доверенности - Наумов Д.А., в судебном заседании на заявленных Романовым И.П. требованиях настаивал. Дал пояснения, аналогичные изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика - председатель Территориальной избирательной комиссии Порховского района Герасимов С.Л., в судебном заседании административный иск не признал. При этом пояснил, что ТИК на заседании 25.02.2021 года единогласно принял решение о регистрации Тангатова Н.Е. в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования “Порховский район” на основании представленных им документов и положения ст. 24.1.28 Устава Политической партии. Не смотря на то, что имелись сомнения в законности регистрации Тангатова Н.Е., ТИК приняла решение в пользу кандидата. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заинтересованное лицо - зарегистрированный кандидат на должность Главы муниципального образования “Порховский район”, Тангатов Н.Е., представитель заинтересованного лица - Политической партии, надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представили письменные возражения по существу заявленных административных исковых требований, в которых просили об отказе в их удовлетворении, поскольку согласност. 24.1.28 и ст. 24.1.29 Устава Политической партии выдвижение Тангатова Н.Е. на должность Главы муниципального образования “Порховский район” является законным.
В соответствии с п. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Выслушав представителя административного истца Наумова Д.А., представителя административного ответчика Герасимова С.Л., заключение заместителя прокурора Порховского района Псковской области Семеновой Л.Е., находящей заявленные требования подлежащими удовлетворению, принимая во внимание позицию заинтересованных лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно постановлению ТИК от 24.02.2021 года № № Романов И.П. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования “Порховский район”.
Постановлением ТИК от 25.02.2021 года № кандидатом на должность Главы муниципального образования “Порховский район” был зарегистрирован Тангатов Н.Е., выдвинутый Политической партией.
Согласно п. 19.1 ст. 19, п. 20.1 ст. 20, п. 21.1, п. 21.1.2, 21.1.2.4 ст. 21, п. 22.3.9 ст. 22, п. 23.1, п. 23.5 ст. 23, п 24.1.7 ст. 24, п. 30.1 ст. 30 Устава Политической партии, утвержденного на учредительном съезде 12.04.2014 года с изменениями, утвержденными Протоколом внеочередного съезда 12.05.2018 года, руководящими органами Партии являются: Съезд Партии и Политсовет. Съезд Партии - высший руководящий орган Партии. К исключительной компетенции Съезда относится вопрос, о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления, по которому принимается решение большинством голосов от числа зарегистрированных на съезде делегатов путем тайного голосования. Протоколы Съездов Партии и Политсовета подписывает Президент Партии. Политический совет является постоянно действующим коллегиальным руководящим органом Партии. Политсовет вправе решать вопросы политической деятельности Партии, не отнесенные Уставом к исключительной компетенции Съезда Партии. Политсовет Партии принимает любые решения по вопросам политической деятельности Партии и ее региональных отделений, за исключением относящихся к исключительной компетенции Съезда Партии, иных руководящих органов Партии и выборных должностных лиц Партии. В состав Партии входят региональные отделения, которые являются структурными подразделениями партии.
Вместе с тем, в противоречие вышеуказанных пунктов Устава Политической партии п. 23.10, ст. 23, п. 24.1.28 ст. 24 Устава предусматривают, что протоколы заседаний и решения Политсовета подписываются председательствующим и секретарем. К компетенции Политсовета Партии относится принятие решений о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты, соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
При этом в п. 24.1.28 ст. 24 Устава отсутствует установленное Федеральным законом № 95-ФЗ условие выдвижения кандидатов на иные выборные должности в органы местного самоуправления коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии только в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии.
Согласно материалам, представленным административным ответчиком, Тангатов Н.Е. выдвинут кандидатом на должность Главы муниципального образования “Порховский район” решением Политического совета Политической партии. В ТИК представлен протокол заседания Политсовета Партии № 8 от 13.02.2021 года о выдвижении Тангатова Назира Едманбетовича. Решение о выдвижении Политсоветом Партии Тангатова Н.Е. кандидатом на выборную должность в орган местного самоуправления принималось в соответствии с п. 24.1.28 ст. 24 Устава Партии, тайным голосованием. Выдвижение кандидатов на выборные должности происходило списком. Три человека проголосовали “за”, “против” - 0. Из документов, представленных ТИК Тангатовым Н.Е., следует, что его отчество - Елманбетович.
Согласно п.п. “а” п. 1 ст. 27 Федерального закона № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны: соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.
Согласно п. 2 ст. 32 “Конституции Российской Федерации” граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Из п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 39 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1. п. 2 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О политических партиях”. Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 31 Закона ПО избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, единые списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе, а также при выдвижении кандидата на должность Губернатора области, главы муниципального образования избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один единый список кандидатов. Кандидат может упоминаться в едином списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз. Выдвижение кандидатов, единых списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О политических партиях”. Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Согласно п.п. “б” п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом “О политических партиях”.
Согласно п.п. “б” п. 8 ст. 36 Закона ПО основанием отказа в регистрации кандидата является для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом “О политических партиях”.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 95-ФЗ партия обязана соблюдать законодательство РФ.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 25 Федерального закона № 95-ФЗ выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Согласно п. 3.1 ст. 25 Федерального закона № 95-ФЗ в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.
Из изложенного следует, что п. 24.1.28 ст. 24 Устава Партии не соответствует п. 1 и п. 3.1 ст. 25 Федерального закона № 95-ФЗ.
Следовательно, п. 24.1.28 ст. 24 Устава партии, противоречащий вышеуказанному Федеральному закону, не подлежал применению при выдвижении кандидата Тангатова Н.Е. на должность Главы муниципального образования “Порховский район”.
Кроме того, как указано выше данный пункт Устава противоречит иным положениям Устава Партии.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией Министерства юстиции РФ, направленной в адрес Центральной избирательной комиссии РФ от 03.03.2021 года № на № от 24.02.2021 года.
При наличии противоречий в положениях Устава Партии, партия обязана была соблюдать законодательство РФ и руководствоваться им.
Соответственно, кандидат Тангатов Н.Е. выдвинут с нарушением требований Федерального закона № 95-ФЗ неправомочным на то органом Партии - Политсоветом.
Указанное обстоятельство является достаточным для признания незаконным постановления ТИК о регистрации кандидата Тангатова Н.Е., поскольку несоблюдение Политической партией требований к выдвижению кандидата, предусмотренных законом, являлось основанием отказа в его регистрации.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в нарушение п. 22.3.9 ст. 22 Устава Политической партии протокол Политсовета не подписан Президентом Партии.
Нашла свое подтверждение и ошибка, допущенная в написании отчества кандидата Тангатова Н.Е. в решении Политического совета Политической партии.
При этом нарушений процедуры тайного голосования списком при выдвижении Политсоветом Партии кандидатов на выборные должности, на которые указывает административный истец, суд не усматривает, поскольку все лица, принимающие участие в голосовании, проголосовали “за”.
В соответствии с ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Согласно ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Согласно п. 11 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 10 ст. 17 Закона ПО решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
При вышеуказанных обстоятельствах заявленные требования административного истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Романова Игоря Павловича к Территориальной избирательной комиссии Порховского района Псковской области о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Порховского района Псковской области удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Порховского района Псковской области от 25 февраля 2021 года № “О регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования “Порховский район” Тангатова Назира Елманбетовича”.
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Порховский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Л.В. Иванова
Решение в законную силу не вступило.