ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-126/2021 от 26.02.2021 Славгородского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-126/2021

УИД 22RS0012-01-2021-000126-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Славгородский городской суд Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи Гайдар Е.В.

при секретаре Самокрутовой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Алтайской краевой общественной организации «Совет отцов «Отцовское плечо» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю обратилось в суд с административным иском к Алтайской краевой общественной организации «Совет отцов «Отцовское плечо» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

В обоснование своих требований указало, что 26 декабря 2012 года Управлением юстиции Алтайского края принято решение о государственной регистрации Алтайской краевой общественной организации «Совет отцов «Отцовское плечо», учетный номер 2212012589.

Сведения об административном ответчике внесены Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края в единый государственный реестр юридических лиц 28 декабря 2012 года за основным государственным регистрационным номером 1122202002713.

В нарушение абз. 4, 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» административным ответчиком соответствующая информация за 2019 год не представлена до настоящего времени, на информационном Портале Минюста России не размещена.

За неисполнение данных требований Управлением 17 июля 2020 года в адрес руководящего органа административного ответчика вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушений действующего законодательства, где установлен срок для устранения допущенных нарушений до 31 августа 2020 года.

Нарушения законодательства административным ответчиком не устранены, запрашиваемая информация не представлена.

Ссылаясь на ч. 5 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», административный истец просит суд признать Алтайскую краевую общественную организацию «Совет отцов «Отцовское плечо» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением данных из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о времени и месте заседания. От административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.

В судебное заседание не явился представитель административного ответчика - Алтайской краевой общественной организации «Совет отцов «Отцовское плечо», извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Судебный конверт с повесткой вернулся в суд с отметкой: «Истек срок хранения». В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие представителя указанного лица.

Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Из материалов дела следует, что Алтайская краевая общественная организация «Совет отцов «Отцовское плечо», зарегистрирована 26 декабря 2012 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю.

Ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" установлена обязанность общественного объединения, в том числе:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;

- представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минюста России от 16.08.2018 N 170 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" утверждены следующие формы отчетов:

- о деятельности некоммерческой организации, персональном составе руководящих органов, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников;

- об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;

- о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);

- об объеме получаемых структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.

Согласно пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно абз. 12 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В пункте 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 N 1246-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации "Молодежный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства" и гражданки Насоновой Натальи Андреевны на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей, четвертой и пятой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" разъяснено, что при рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях").

В силу подпункта 5 пункта 6 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации", утвержденному Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.

Согласно абзацу 6 пункта 78 Административного регламента по результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры, в частности направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Как установлено судом, 17 июля 2020 года в адрес Алтайской краевой общественной организации «Совет отцов «Отцовское плечо», Управлением Министерства Юстиции по Алтайскому краю направлено предупреждение о необходимости размещения отчетов о деятельности некоммерческой организации за 2019 год с установлением срока устранения указанных нарушений до 31 августа 2020 года (л.д. ).

Вместе с тем, в указанный срок данная обязанность административным ответчиком не была исполнена, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, непредставление в установленный срок документов отчетности свидетельствует не только о фактическом прекращении Алтайской краевой общественной организации «Совет отцов «Отцовское плечо» своей деятельности, но и о нарушении ею законодательства.

При таких обстоятельствах требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Алтайской краевой общественной организации «Совет отцов «Отцовское плечо» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, удовлетворить.

Признать Алтайскую краевую общественную организацию «Совет отцов «Отцовское плечо» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить Алтайскую краевую общественную организацию «Совет отцов «Отцовское плечо» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 марта 2021 года

Судья- Е.В. Гайдар