ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12707/18 от 14.01.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-958/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 14 января 2019 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к общественной организации «Ситим» (Связь) в поддержку социально-экономического развития села в Республике Саха (Якутия) о ликвидации,

у с т а н о в и л :

Управление Министерства юстиции России по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление Минюста по РС (Я)) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указывая на неоднократные грубые нарушения административным ответчиком требований Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившихся в непредставлении в установленные сроки в Управление Минюста по РС (Я) необходимых сведений об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании. По результатам плановой документарной проверки в период с ____ г. выявлены нарушения федерального законодательства, выдано предупреждение, в ____ г. в связи с неустранением нарушений выдано повторное предупреждение, ____ г. выдано повторное предупреждение, однако в установленный до ____ г. срок нарушения не устранены, также ____ г. почтой вручено повторное предупреждение. Административный ответчик, сменив адрес юридического лица, в установленный 3-дневный срок не проинформировал об этом административного истца, между тем содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) недостоверные сведения об адресе организации являются препятствием для осуществления Управлением Минюста по РС (Я) своих функций. Также имеется решение общественной организации о своей ликвидации. Просил ликвидировать общественную организацию «Ситим» (Связь) в поддержку социально-экономического развития села в Республике Саха (Якутия) (далее – ОО «Ситим»).

В судебном заседании представитель административного истца Стручкова О. С. административный иск поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что неоднократные нарушения требований федерального законодательства свидетельствуют о пренебрежительном отношении ОО «Ситим» к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Представитель административного ответчика – исполнительный директор общественной организации «Ситим» (Связь) в поддержку социально-экономического развития села в Республике Саха (Якутия) Седалищев Н. И. в судебном заседании административный иск не признал. Согласно его письменным возражениям и пояснениям в судебном заседании ОО «Ситим» занимается восстановлением законности в обществе, становления гражданского общества, поднимает проблемы социально-экономические, в том числе жилищные, работает в сфере противодействия коррупции. В настоящее время он также является заместителем председателя другой общественной организации. Ввиду большой нагрузки и ответственности он желает ликвидировать ОО «Ситим» в добровольном порядке, разместив объявление о ликвидации в СМИ, поскольку, возможно, найдутся те, кто пожелает продолжить его работу в ОО «Ситим». Кроме того, в соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела Iчасти первой Гражданского кодекса Российской Федерации» неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. ОО «Ситим» ежегодно ____ представляла отчет в произвольной форме о непоступлении денежных средств от иностранных источников, об отсутствии в членах общественной организации иностранных граждан. Заявление о ликвидации общественной организации основано на недостоверных сведениях. Просил отказать в удовлетворении административного иска.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела судом установлено, что ОО «Ситим» зарегистрирована в качестве некоммерческой организации территориальным органом Министерства юстиции и включен в Единый государственный реестр юридических лиц ____ г.

Согласно ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций. Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11. 07.2012 № 705. Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций. Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп. «а» п. 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения). Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия) является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно ст. 7 названного Закона общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» также установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

Формы отчетности о деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006, общественное объединения представляют в орган, принявший решение о государственной регистрации, ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, отчет по форме ОН0003 (об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании).

В соответствии со ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация обязана информировать об изменении адреса юридического лица в течение трех дней со дня наступления таких изменений.

Представителем административного истца представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Также из материалов дела видно, что в адрес ОО «Ситим» Управлением Минюста по РС (Я) вносились в ___ г. предупреждение и повторные предупреждения об устранении вышеуказанных нарушений.

Из материалов дела установлено, что за ___ г. отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании был предоставлен ОО «Ситим» ___ г., за пределами вышеуказанного срока. За ___. такой отчет был предоставлен истцу в произвольной форме посредством направления по электронной почте об отсутствии поступлений на счет ОО «Ситим» от иностранных резидентов и иных юридических и физических лиц. Согласно пояснениям представителя административного ответчика денежные средства и иное имущество общественным объединением от иностранных организаций и граждан, лиц без гражданства не получает.

Также ответчиком представлено заявление от ____ г. о продолжении деятельности в ____ г., поданное им в Управление Минюста по РС (Я).

Таким образом, из материалов дела установлено, что данная организация является действующей, несмотря на нарушения сроков представления отчетов в Управление Минюста по РС (Я). Кроме того, доказательств получения ОО «Ситим» денежных средств и иного имущества от иностранных организаций и граждан либо от лиц без гражданства административным истцом не представлено, следовательно, в представленных своевременно отчетах также содержалась бы нулевая информация, доказательств причинения вследствие указанных нарушений какого-либо существенного вреда или угрозы его причинения административным истцом не представлено. Следовательно, указанные в административном исковом заявлении обстоятельства не могут быть признаны достаточными для признания их грубыми нарушениями федерального законодательства.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из конституционно-правового смысла положений статей 61 и 99 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 ГК РФ, статьи 31 НК РФ и статьи 14 АПК РФ в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация», юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации, чего не было в данном случае.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В судебном заседании установлено, что допущенные организацией нарушения, установленные Управлением Минюста по РС (Я) носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными, достаточными для ликвидации юридического лица, указанные административным истцом основания носят формальный характер.

Кроме того, суд принимает во внимание, что ____ г. административным ответчиком в Управление Минюста по РС (Я) подано заявление во исполнение повторного предупреждения, к которому приложен протокол общего собрания ОО «Ситим» с решением о его ликвидации. Из данного протокола общего собрания следует, что ____ г. общественной организацией принято решение о ликвидации. Однако ____ г. распоряжением Управления Минюста по РС (Я) во внесении в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры ликвидации ОО «Ситим» отказано в связи с нарушением требований к оформлению документов. Из объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании установлено, что участники ОО «Ситим» против ликвидации данной общественной организации по отрицательным основаниям (в связи с грубым нарушением законодательства), вместе с тем хотели бы ликвидировать организацию по собственной инициативе.

При таких обстоятельствах суд не находит достаточных правовых оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к общественной организации «Ситим» (Связь) в поддержку социально-экономического развития села в Республике Саха (Якутия) о ликвидации – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина

Копия верна.

Судья: М. А. Кузьмина

Секретарь: А. С. Готовцева

Решение изготовлено в окончательной форме 18 января 2019 г.