Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2021 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Мархеева А.М.,
при секретаре Монастырской Н.В.,
с участием административного истца – заместителя Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1270/2021 по административному иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шумского муниципального образования – администрации сельского поселения о возложении обязанности организовать и провести техническое обследование сооружений энергетики и электропередачи на <адрес обезличен>, находящихся в муниципальной собственности, для решения вопроса о проведении ремонта и реконструкции в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, перепрофилирования или отчуждения имущества в соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
У С Т А Н О В И Л:
в обоснование заявленных требований Нижнеудинский межрайонный прокурор указал, что Территориальным управлением Росимущества по Иркутской области проведена процедура односторонней передачи в собственность Шумского муниципального образования объектов электросетевого хозяйства, ранее находящихся на балансе управления после ОАО «РЖД».
По результатам проверки проведенной совместно с органами Ростехнадзора прокуратурой установлены нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных министерством энергетики РФ от 13.01.03 №6 и зарегистрированных Минюстом России от 22.01.03 № 4145 (далее по тексту - ПТЭЭП) в отношении переданных Шумскому муниципальному образованию электрических сетей 10/0,4 кВ и ТП 27,5/10/0,4 кВ, а именно: п.1.2.1 отсутствует подготовленный электротехнический персонал для обслуживания объектов; п.1.5.18 - не представлены для каждой электроустановки однолинейные схемы электрических соединений для всех напряжений при нормальных режимах работы оборудования, утверждаемые 1 раз в 2 года ответственным за электрохозяйство Потребителя; п.2.7.15 - не представлены паспорта на заземляющее устройство содержащие: исполнительную схему устройства с привязками к капитальным сооружениям; указание связи с надземными и подземными коммуникациями и с другими заземляющими устройствами; дату ввода в эксплуатацию; основные параметры заземлителей (материал, профиль, линейные размеры); величина сопротивления растеканию тока заземляющего устройства; удельное сопротивление грунта. Указанные недостатки влекут нарушение п.1.2.2 ПТЭЭП, согласно которому потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности; надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок и др.
Из взаимосвязанных положений пунктов 1, 3 и 4 ч.1 ст.14, пунктов 1, 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1, 2 ст. 209, ст.210 Гражданского кодекса РФ следует, что администрация поселения, как собственник указанных объектов, несет бремя их содержания, реализуя гарантированные законом вопросы местного значения населения.
Наряду с необходимостью содержания имущества муниципального образования, при наличии электрических сетей в собственности поселения, возникает безусловная обязанность муниципалитета на оплату потерь в муниципальных сетях, что основывается на требованиях статей 309, 310, 210, 544 Гражданского кодекса РФ, п.4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике».
При передаче вышеуказанных объектов в собственность поселения у муниципалитета возникла обязанность по оплате потерь в сетях, то есть возникли дополнительные расходные обязательства. Учитывая, что право муниципальной собственности органами местного самоуправления Шумского муниципального образования в установленном законом порядке не оспорено, а бюджетные ассигнования на содержание объектов и оплату потерь в сетях не приняты, обязанность муниципалитета на оплату потерь согласно требованиям ст.ст.9, 15, 65, 69, 86-87 Бюджетного кодекса РФ сохраняется.
По вышеуказанным фактам 08.07.2021 главе Шумского муниципального образования Уточкину Ю.А. внесено представление об устранении нарушений законодательства о ЖКХ и бюджетного законодательства.
Из информации администрации Шумского муниципального образования от 06.08.2021 №705 о рассмотрении представления следует, что администрация планирует оспорить принятое Территориальным управлением Росимущества по Иркутской области решение об односторонней передаче.
На основании ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Шумского муниципального образования администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции, в том числе, по решению вопросов местного значения.
Коммунальные услуги должны быть предоставлены потребителю в полном объеме и надлежащего качества, как следует из совокупности требований ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», п.п. «в», «г», «д» п.3, п.9, п.49 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Вследствие ненадлежащего состояния объектов электросетевого хозяйства могут быть нарушены права потребителей на получение коммунальных услуг в полном объеме, а также на безопасности жизни и здоровья. Несоблюдение требований федерального законодательства ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст.ст.130,132 Конституции Российской Федерации, федеральным законодательством о местном самоуправлении, бюджетным и иным законодательством.
Руководствуясь ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской федерации», ст. 39 КАС РФ, своих требованиях, с учетом их уточнения в порядке ст. 46 КАС РФ, административный истец просил: обязать администрацию Шумского муниципального образования в срок до 01.03.2022 организовать и провести техническое обследование сооружений энергетики и электропередачи на <адрес обезличен>, находящихся в собственности Шумского муниципального образования, для решения вопроса о проведении ремонта и реконструкции в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Миниэнерго России от 13.01.2003 №6, перепрофилирования или отчуждения имущества в соответствии с требованиями ч.5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебное заседание глава администрации Шумского муниципального образования Уточкин Ю.А. не явился, просил о рассмотрении данного дела в его отсутствие. Представил суду заявление о признании, предъявленных к ответчику уточненных административных исковых требований в полном объеме, последствия признания административного иска ему разъяснены и понятны.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске с учетом их уточнения, согласившись с заявлением административного ответчика о признании исковых требований.
Суд, с учетом мнения административного истца, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Учитывая, что административный ответчик признал иск в полном объеме, признание иска административным ответчиком судом принято, то заявленные прокурором административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о возложении обязанности на администрацию Шумского муниципального образования - администрацию сельского поселения организовать и провести техническое обследование сооружений энергетики и электропередачи на <адрес обезличен>, находящихся в собственности Шумского муниципального образования, для решения вопроса о проведении ремонта и реконструкции в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Миниэнерго России от 13.01.2003 №6, перепрофилирования или отчуждения имущества в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подлежат удовлетворению судом..
В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд устанавливает порядок и срок исполнения решения.
При определении указанного срока с учетом характера и объема мероприятий, подлежащих выполнению для исполнения решения, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда не позднее 01.03.2022. При этом суд учитывает, что данный срок обеспечит соблюдение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд с административным иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 157, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Шумского муниципального образования – администрацию сельского поселения в срок до 1 марта 2022 года организовать и провести техническое обследование сооружений энергетики и электропередачи на <адрес обезличен>, находящихся в муниципальной собственности, для решения вопроса о проведении ремонта и реконструкции в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 №6, перепрофилирования или отчуждения имущества в соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.М. Мархеев
Решение в окончательной форме изготовлено 31 августа 2021 года.