ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1270/2022 от 01.09.2022 Пензенского районного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0028-01-2022-002323-89

Дело № 2а-1270/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кондоль 01 сентября 2022 г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,

при секретаре Багреевой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Пензенского района Пензенской области к администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности принять меры по разработке правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией в силу ст.53 ЗК РФ, и включению указанной муниципальной услуги в реестр муниципальных услуг,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что прокуратурой Пензенского района в мае 2022 года проведена проверка исполнения администрацией Леонидовского сельсовета законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг. При этом, как показала проверка, должным образом органом местного самоуправления предусмотренные законом обязанности в полной мере реализованы не были. Установлено, что администрацией Леонидовского сельсовета не разработан и не принят административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу ст.53 ЗК РФ, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестр муниципальных услуг муниципального образования не включены. Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к заявителям, возможность нарушения порядка оказания муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. С целью устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой района в адрес главы администрации внесено представление от 11.05.2022г. Однако до настоящего времени администрацией Леонидовского сельсовета меры по разработке вышеуказанного регламента не приняты, сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования отсутствуют, что свидетельствует о том, что нарушения до настоящего времени не устранены. Таким образом, администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии на протяжении длительного периода мер по разработке административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, размещению сведений о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг и на официальном сайте администрации в сети «Интернет».

Просил признать незаконным бездействие администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района, выразившееся в непринятии мер по разработке правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу ст.53 ЗК РФ, не включению указанной муниципальной услуги в реестр муниципальных услуг; обязать администрацию Леонидовского сельсовета Пензенского района принять меры по разработке правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу ст.53 ЗК РФ, и включению указанной муниципальной услуги в реестр муниципальных услуг, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Пензенского района Подогов И.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика – администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. На основании письменного заявления глава администрации Булатова О.А. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, решение оставила на усмотрение суда.

Cуд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, по имеющимся доказательствам, которые судом признаны достаточными для рассмотрения иска по существу и вынесения решения.

Заслушав представителя административного истца - помощника прокурора Пензенского района Подогов И.А., исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п.3 ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ст.51 закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регламентированы Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно положениям ст.2 указанного закона муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Исходя из положений п.3 указанной статьи заявителем может выступать как физическое, так и юридическое лицо, а также их законные представители.

Согласно ст.45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно ( ч.2 ст.39.9 ЗК РФ):

1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);

3) казенным предприятиям;

4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (ст.2 Федерального закона от14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п.3 ст.53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2.

Таким образом, функция по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок должна реализовываться посредством предоставления муниципальной услуги.

В силу ст.11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестр муниципальных услуг.

Согласно п.1 ч.1 ст.6 Закона №210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пензенского района в мае 2022 года проведена проверка исполнения администрацией Леонидовского сельсовета законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг. Установлено, что администрацией Леонидовского сельсовета не разработан и не принят административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу ст.53 ЗК РФ, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестр муниципальных услуг муниципального образования не включены. Прокуратурой района в адрес главы администрации внесено представление от 11.05.2022г.

Согласно ответу главы администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области от 02.06.2022 №550 на представление прокурора Пензенского района административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок», не принят.

Таким образом, до настоящего времени представление прокурора не исполнено, адекватных мер, направленных на корректировку правоотношений, органом местного самоуправления не принято.

В нарушение норм действующего законодательства администрацией Леонидовского сельсовета меры по разработке вышеуказанного регламента не приняты, сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования отсутствуют, что свидетельствует о том, что нарушения до настоящего времени не устранены.

Отсутствие указанного правового акта влечет за собой неопределенность требований к заявителям, возможность нарушения порядка оказания муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

По этим основаниям суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Пензенского района Пензенской области к администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности принять меры по разработке правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией в силу ст.53 ЗК РФ, и включению указанной муниципальной услуги в реестр муниципальных услуг, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района, выразившееся в непринятии мер по разработке правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу ст.53 ЗК РФ, не включению указанной муниципальной услуги в реестр муниципальных услуг.

Обязать администрацию Леонидовского сельсовета Пензенского района принять меры по разработке правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу ст.53 ЗК РФ, и включению указанной муниципальной услуги в реестр муниципальных услуг, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий