ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1271/2022 от 16.05.2022 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Административное дело №2а-1271/2022

УИД-09RS0002-01-2021-003256-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 года г.Черкесск КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Байтоковой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Эскиндаровой З.М.,

рассмотрев в отсутствие сторон в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Аппаева Альберта Асхатовича к Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам,

УСТАНОВИЛ:

Аппаев А.А. обратился в суд с административным искомк Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республикео признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам. В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Аппаев А.А., был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в МИФНС №1 по КЧР. Поскольку предпринимательская деятельность не приносила никаких доходов, прекратил статус индивидуального предпринимателя, подав соответствующее заявление в МИФНС №1 по КЧР. Согласно справке о состоянии расчетов по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, штрафам процентам по состоянию на 31.11.2021г. выданного 01.12.2021г. выявлена задолженность по страховым взносам (недоимка), пеням, штрафам в размере 154 001,73 руб., указанная задолженность образовалась до декабря 2018г.. Ответчик в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, следовательно, отраженная в лицевом счете налогоплательщика, а также в справке о состоянии расчетов от 10.09.2018г. задолженность по страховым взносам является безнадежной ко взысканию. Административный ответчик не обращался в суд с иском о взыскании с административного истца причитающейся к уплате суммы налога, пеней, штрафа и процентов. Со ссылкой на нормы действующего законодательства просит суд: Признать невозможной к взысканию налоговым органом с Аппаева Альберта Асхатовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, задолженность по страховым взносам (недоимка), пеням, штрафам в размере 154 001,73 руб..

От административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по КЧР поступили письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым налоговый орган предпринял весь комплекс мер принудительного взыскания и основания для признания задолженности безнадежной к взысканиюотсутствуют. Административный ответчик просит суд отказать в полном объеме в удовлетворении требований в полном объеме по изложенным в письменных возражениях доводам.

В соответствии с нормами ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенныходате, времени и месте судебного заседания, явка которых в судебное заседание не является обязательной и таковой судом также не признана.

Рассмотрев административное исковое заявление, исследовав и оценив в порядке ст.84 КАС РФ доказательства, представленные сторонами, суд приходиткследующему.

Законодательствооналогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечениякответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 НК РФ).

Таким образом, поскольку налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика, то данное дело подлежит разрешению на основании и в соответствии с нормами КАС РФ.

В соответствии с п.1 ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статьей 57 Конституции РФ, положениями п.1 ч.1 ст.23 НК РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительнок отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ч.1 ст.55 НК РФ).

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены ст.44 НК РФ. Согласно п.1 данной правовой нормы, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актомо налогах и сборах.

Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканиюустановлен ст.59 НК РФ, п.1, которой определен перечень оснований для признаниябезнадежными к взысканию недоимкии задолженности по пеням и штрафам.

По смыслу положений ст.44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взысканиясумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 п.3 ст.44 и подпункта 4 п.1 ст.59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взысканииэтих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взысканияналогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взысканияможет содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта.

Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Исходя из толкования подпункта 4 п.1 ст.59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признаниисумм, возможность принудительного взысканиякоторых утрачена, безнадежными к взысканию.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016г. №1150-О, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016г..

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что правом признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате прекращенной наделены не только налоговые органы, но также соответствующие органы судебной власти, на основании акта которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

В силу требований п.п.4 п.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканияпризнаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взысканийкоторых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Положениями п.5 ст.59 НК РФ определен порядок списания недоимкии задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п.1 настоящей статьи, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно п.п.2 п.2 ст.59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканиюи их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного п.п.3 п.2 ст.59 НК РФ) при наличии обстоятельств, предусмотренных п.п.4, 5 п.1 настоящей статьи.

Приказом ФНС России от 02.04.2019г. NММВ-7-8/164@ (ред. от 13.12.2021г.) утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признаниябезнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В п.5 Порядка предусмотрено, что решение о признаниибезнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам принимается в течение одного рабочего дня со дня оформления справки, указанной в п.3 Порядка. Из п.2 Порядка следует, что недоимкаи задолженность, указанные в п.1 Порядка, признаются безнадежными к взысканию в случаях, установленных п.п.1, 4 ст.59 НК РФ. Налоговый орган оформляет справку осуммах недоимкии задолженности по пеням, штрафам и процентам,взысканиекоторыхневозможно(приложение N1 к Порядку), в течение пяти рабочих дней со дня получения (формирования) документов, подтверждающих наличие случаев, установленных п.п.1, 4 ст.59 НК РФ (п.3).

Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признаниябезнадежными к взысканию недоимкии задолженности по пеням, штрафам и процентам, приведен в приложении N 2к приказу ФНС России от 02.04.2019г. N ММВ-7-8/164@.

В соответствии с п.5 приложения №2, при наличии основания, указанного в подпункте 4 п.1 ст.59 НК РФ, представляются копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности, заверенные гербовой печатью соответствующего суда.

Таким образом, из изложенного следует, что необходимым условием для вынесения налоговым органом решения о признаниизадолженности безнадежной, является наличие судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, в связи с истечением установленного срока их взыскания.

При этом указанное обстоятельство не означает, что признаниезадолженности по уплате налогов безнадежной к взысканиюв судебном порядке возможно только на основании обращения налогового органа с соответствующим иском в суд.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абз.4, 5 п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. №57 «Онекоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», вывод суда об утрате налоговым органом возможностивзысканияналогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока ихвзысканияможет содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.

Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. При толковании п.п.4 п.1 ст.59 НК РФ необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взысканиякоторых утрачена, безнадежными ко взысканиюи обязанности по их уплате прекращенной.

Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога.

В силу ч.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательствомоналогах и сборах.

В соответствии с ч.1 ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации (ч.2 ст.54 НК РФ).

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.6 ст.45 НК РФ).

Применение механизма принудительноговзысканияналога и пени в определенные сроки налоговое законодательство связывает с направлением, предусмотренного ст.69 НК РФ требования.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога, которое в силу положений ч.1 ст.70 НК РФ должно быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При этом пропуск срока направления требования об уплате налога, установленный приведенной нормой закона не влечет изменения порядка на принудительное взысканиеналога и пени.

Срок и порядок принудительного взысканияналога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа с организации, индивидуального предпринимателя предусмотрен статьями 46, 47 НК РФ.

В силу п.1 ст.46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взысканияна денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Обращениевзыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу ч.3 ст.46 НК РФ должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (ч.2 ст.46 НК РФ).

Согласно ч.7 ст.46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информациио счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст.47 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что налоговый орган вправе перейтикпринудительному взысканиюналога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер повзысканиюналога за счет денежных средств налогоплательщика.

Согласно ч.3 ст.46 НК РФ решение о взысканиипринимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Невынесение налоговым органом решенияо взыскании налога за счет денежных средств в установленный абз.1 ч.3 ст.46 НК РФ срок и непринятие меркего исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абз.3 ч.1 ст.7 НК РФ.

Таким образом, установленный статьей 46 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, является пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Из представленной суду справки №6321879 от 01.12.2021г. о состоянии расчета по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и ИП следует, что за административным истцом по состоянию на 30.11.2021г. значится общая задолженность по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам в общей сумме 154001 руб. 73 коп..

При этом, как следует из выписки из ЕГРИП в отношении Аппаева А.А. его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 16.06.2020г., в связи с утратой статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, заявленная налоговым органомкуплате Аппаевым А.А. задолженность по налогам (сборам) образовалась за налоговый период при ведении истцом предпринимательской деятельности в период до 16.06.2020г..

Из истребованных судом у административного ответчика сведений усматривается, что Аппаев Альберт Асхатович (ИНН был зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России №1 по КЧР в качестве индивидуального предпринимателя с 19.04.2005г., прекратил предпринимательскую деятельность 16.06.2020 г..

В соответствии со ст.419 НК РФ индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

С 01.01.2017г. администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба России согласно Федеральному закону от 03.07.2016г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Пунктом 1 ст.432 Кодекса установлено, что исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 п.1 ст.419 Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 Кодекса, если иное не предусмотрено ст.432 Кодекса.

В соответствии с абзацем 1 п.2 ст.432 Кодекса суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).

Абзацем 2 п.2 ст.432 Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст.432 Кодекса.

На основании абзаца 3 п.2 ст.432 Кодекса, в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 п.1 ст.419 Кодекса, в срок, установленный п.2 ст.432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со ст.430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В отношении Аппаева А.А., начислены следующие платежи: страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды 2017г.- 23400,00 руб., 2018г.- 26545,00 руб., 2019г. -29354,00 руб., 2020г. - 9368,86 руб.; страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за расчетные периоды до 01.01.2017г.-16 853,87,00 руб., 2017г.- 4 590 руб., 2018г.-5 840,00 руб., 2019г.- 6 884 руб., 2020г. – 3 885,32 руб..

Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков по обязательным платежам отражаются в карточках расчетов с бюджетом (КРСБ), которые ведут налоговые органы в установленном порядке.

По состоянию на 27.12.2021г. по лицевым счетам административного истца в налоговом органе имеется следующая задолженность:

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. (КБК 18210202103080011160) - 16 853,87 руб., пени - 9 760,45 руб.;

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. (КБК 18210202103080013160 - 21 168,13 руб., пеня -3050,45 руб.;

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017г.) (КБК 18210202140060010160) - 88 534,45 руб., пеня - 13634,38 руб.

На основании п.1 ст.45 Кодекса, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 6 ст.45 Кодекса установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с п.п.1 и 2 ст.69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Налоговым органом были предприняты меры по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам, предусмотренные ст.ст.69, 70, 46, 47, 48 Налогового кодекса РФ.

Согласно положениям, ст.45, 46, 47 НК РФ в отношении индивидуальных предпринимателей предусмотрен бесспорный порядок взыскания задолженности по налогам, пеням, штрафам и страховым взносам.

На сумму недоимки по страховым взносам и пеням, начисленным после 01.01.2017г. согласно ст.ст.69, 70 НК РФ налоговым органом выставлены требования №259593 от 12.02.2018г., №266976 от 24.01.2019г., №668 от 13.01.2020г., № 38059 от 23.07.2020г. об уплате страховых взносов и пеней на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ.

Требования направлены налогоплательщику заказными письмами и считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 НК РФ). В соответствии со ст.46 НК РФ вынесены решения о взыскании задолженности по страховым взносам за счет денежных средств №09160008720 от 24.06.2018г., №2826 от 16.04.2019г., №454 от 21.02.2020г..

В соответствии со ст.47 НК РФ вынесено постановление №09160008244 от 24.06.2018г., №731 от 16.04.2019 г., №541 от 03.03.2020 г. о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет имущества.

В период времени до января 2017г. в силу Федерального закона от 24.07.2009г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" непосредственно на Пенсионный фонд Российской Федерации, в лице его территориальных органов, была возложена обязанность по сбору, взысканию сумм недоимок и задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам.

Согласно положениям ст.ст.46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации процедура принудительного взыскания налоговым органом задолженности по обязательным платежам состоит из взаимосвязанных этапов, реализация одного из которых (обращение взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках) предопределяет возможность осуществления последующего (обращение взыскания на иное имущество налогоплательщика).

Таким образом, по имеющейся задолженности по страховым взносам, налоговый орган предпринял весь комплекс мер принудительного взыскания, и основания для признания задолженности безнадежной к взысканию отсутствуют.

В соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ на суммунедоимки по налогам, страховым взносам и пеням налоговым органом выставлены требования об уплате страховых взносов и пеней на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации. Административным ответчиком представлены суду копии соответствующий требований, направленных в адрес Аппаева А.А. заказными письмами, которые, в силу требований п.6 ст.69 НК РФ считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Кроме того, в связи с отсутствием добровольной уплаты налогоплательщиком задолженности согласно ст.ст.46 и 47 НК РФ вынесены решения о взысканиизадолженности по страховым взносам за счет денежных средств, а также постановления о взысканииналога, сбора, страховых взносов за счет имущества, подавалось заявление о вынесении судебного приказа о взысканиизадолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

По страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. (КБК 18210202103080011160) задолженность с учетом пени составляет 26614,32 руб. (согласно справке №6068421 от 01.12.2021г.).

При этом порядок взысканиязадолженности, образовавшейся до 01.01.2017г. и полученной налоговым органом в составе сальдо, переданного органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении Аппаева А.А. следующий: взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017г., осуществляется налоговым органом в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В остальной части весь комплекс мер был принят Органами Пенсионного фонда Российской Федерации до передачи соответствующих функций налоговым органам. Обоснованность начисления указанных сумм до 01.01.2017г. налоговый орган подтвердить не может, что фактически следует из возражений административного ответчика.

Также в представленных материалах отсутствуют доказательства направления в адрес административного истца Аппаева А.А. уведомлений и требований об уплате налога за указанный период, принятия мер принудительного исполнения обязанности истца по уплате налога – решения о взысканииналога за счет денежных средств должника в установленный законом срок в соответствии с требованиями ст.46 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении №11-П от 15.07.1999г., пеня относится кправовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимкии возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В силу пунктов 5, 6 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст.46-48 НК РФ.

То есть в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные НК РФ.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п.57 Постановления от 30.07.2013г. №57, при применении указанных норм налогового законодательства (ст.ст.46-48, 75 НК РФ) судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты мерыкпринудительному взысканиюсуммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Исходя из приведенных правовых норм, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взысканиязадолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взысканиязадолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взысканиепри таких обстоятельствах противоречат положениям НК РФ.

Таким образом, в случае утраты налоговым органом возможности принудительноговзысканиясуммынедоимкипо налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика взысканиюне подлежат.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений закона суд приходит квыводу опропуске налоговым органом срока на взысканиес административного истца недоимкипо уплате налога и пени, указанной в справке о состоянии расчета№6068421 от 01.12.2021г. за административным истцомАппаевым А.А.по состоянию на01.01.2017г., в которых значится общая задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г., в сумме 26614,32 руб. (16853,87 руб. + 9760,45 руб. (пеня)).

В рамках рассмотрения настоящего спора налоговым органом не предъявлены встречные требования о взыскании с административного истца суммы недоимкиодновременно с заявлением овосстановлении пропущенного срока, предусмотренного ст.48 НК РФ.

Таким образом, доказательств принятия мер принудительного взысканиястраховых взносов и пени на указанную сумму административным ответчиком не представлено, возможность принудительного взысканияуказанной суммы недоимкипо страховым взносам за период до01.01.2017г.в связи с истечением срока взыскания, утрачена.

В связи с изложенным, требования административного истцаАппаева А.А. в указанной части признаются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требования административного истца в части признания недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам безнадежной к взысканиюв связи с истечением сроков принудительного взысканиязадолженности за период с01.01.2017г.суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов такой способ защиты прав налогоплательщика связан исключительно с утратой налоговым органом возможности принудительного взысканиясоответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания, установленного нормами НК РФ и отказом суда в восстановлении такого срока.

Налоговым органом представлены письменные доказательства, свидетельствующиео том, что, исходя из положений ст.48 НК РФ, у налогового органа не утрачена возможность принудительноговзысканияс административного истца задолженности за период с01.01.2017г., иопринятии контролирующим органом всех предусмотренных законом мер для взыскания задолженности за спорные периоды, поскольку бремя доказывания указанных обстоятельств на основании ст.62 КАС РФ возложено на административный орган.

Административный истец, ссылаясь на наличие оснований для признаниясумм налога и пени безнадежными ковзысканию, не учитывает, что на выявленную задолженность налоговым органом в адрес административного истца по истечении каждого налогового периода направлялись требования, а по истечении указанного в них срока в соответствии со ст.46 НК РФ выносились решенияо взысканиизадолженности за счет денежных средств, что подтверждает принятие мер по принудительному взысканию недоимкипо страховым взносам с административного истца.

При таких обстоятельствах, утверждение административного истца о том, что спорная задолженность является безнадежной к взысканию, поскольку налоговым органом утрачена возможность ее взысканияв связи с истечением установленных налоговым законодательством сроков на ее принудительное взыскание, является безосновательным.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд установил, что административным ответчиком принимаются все необходимые меры по принудительному взысканиюс административного истца задолженности по страховым взносам и пеням за период с 01.01.2017г.. Следовательно, заявленная сумма задолженности за период с 01.01.2017г. не может быть признана безнадежной к взысканию, в связи с чем, суд приходитквыводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в указанной части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Аппаева Альберта Асхатовича к Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании невозможной к взысканию недоимкии задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам - удовлетворить частично.

Признать безнадежнойк взысканию и прекращенной обязанность Аппаева Альберта Асхатовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца а<адрес>, , выдан ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>по уплате образовавшейся до 01.01.2017г. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 26614,32 руб., в связи с утратой принудительноговзыскания.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Аппаева Альберта Асхатовича – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.

Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А.Байтокова