ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1272/2015 от 10.06.2016 Рыбинского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Заозерный 10 июня 2016 года

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Солохина С.А.

при секретаре Юленковой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Рыбинского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рыбинского района о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере защиты территории и населения от чрезвычайной ситуации, суд

УСТАНОВИЛ:

Административный истец с учетом уточнения исковых требований обратился в суд с иском к административному ответчику по тем основаниям, что прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также безопасности гидротехнических сооружений установлено, что в собственности муниципального образования <адрес> находятся четыре гидротехнических сооружения: ГТС пруда на реке Большая Камала в <адрес>; ГТС пруда на <адрес> у <адрес>; ГТС пруда «Гмирянский» на реке Большая Камала у <адрес>; ГТС водохранилища на <адрес> в <адрес>.

В статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр). Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

<адрес> не подано заявление о внесении в регистр ГТС пруда «Гмирянский» на реке Большая Камала у <адрес>. Указание администрации района на то, что данная ГТС не представляет опасности и плотина разрушена не дает основания неисполнения федерального законодательства, в связи с тем, что данное гидротехническое сооружение не законсервировано и не ликвидировано. Также при проведении проверки прокуратурой установлено, что администрацией района ГТС пруда «Гмирянский» на реке Большая Камала у <адрес>ДД.ММ.ГГГГ осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения, как опасного объекта, что подтверждает факт необходимости внесения ГТС пруда «Гмирянский» в Регистр.

При проведении проверки выявлены нарушения статьи 10 Федерального закона № 117 -ФЗ выразившиеся в том, что администрацией района не составлены декларации безопасности гидротехнических сооружений. В силу вышеуказанной статьи декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Помимо этого, ДД.ММ.ГГГГ Рыбинским районным судом удовлетворено исковое заявление Рыбинского межрайонного прокурора о постановке на учет бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения пруда-накопителя, расположенного на реке Сыргыл в 1,5 км от устья реки Кан. Решения суда администрацией <адрес> исполнены (постановление о прекращении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ). Между тем, до настоящего времени в нарушение требований части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ администрацией <адрес> мер по признанию права собственности на ГТС на реке Сыргыл не принято. <адрес> в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный пруд-накопитель, расположенный на реке Сыргыл до настоящего времени не обратилась. В связи с тем, что ГТС на <адрес> относится к объектам, которые необходимо декларировать, вносить в реестр гидротехнических сооружений, ставить на государственный кадастровый учет, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117 -ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», исполнение администрацией <адрес> требований части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в силу статей 16, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в данном случае является обязательным.

Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> по исполнению обязанности в сфере внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений ГТС пруда «Гмирянский», декларированию безопасности ГТС, а именно: ГТС пруда на реке Большая Камала в <адрес>; ГТС пруда на <адрес> у <адрес>; ГТС пруда «Гмирянский» на реке Большая Камала у <адрес>; ГТС водохранилища на <адрес> в <адрес>; обращению в суд по признанию права собственности на ГТС на реке Сыргыл.

Обязать администрацию <адрес> подать заявление в министерство природных ресурсов и экологии <адрес> для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений ГТС пруда «Гмирянский»; разработать декларации безопасности ГТС, а именно: ГТС пруда на реке Большая Камала в <адрес>; ГТС пруда на <адрес> у <адрес>; ГТС пруда «Гмирянский» на реке Большая Камала у <адрес>; ГТС водохранилища на <адрес> в <адрес>; обратиться в суд по признанию права собственности на ГТС на реке Сыргыл.

От административного ответчика поступил отзыв на иск, из которого следует, что в собственности <адрес> находится ГТС пруда «Гмирянский» на р.Б.Камала. С 2001 года пруд спущен. Ложе пруда интенсивно зарастает ивой. Ёмкость пруда водой не заполнена. Гидротехнические сооружения пруда трансформацию весеннего паводка не производят. Плотина в центральной части размыта и имеет проран шириной 15 м и высотой 4,5 м, образовавшийся в результате разрушения деревянного водосброса. Восстановление плотины не планируется. Считают, что вносимые в Российский регистр ГТС должны попадать в сферу действия Закона 117 -ФЗ, а именно - это должны быть ГТС, указанные в статье 3 данного закона, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. С учетом того, что ГТС пруда «Гмирянский» не представляет опасности, так как не может возникнуть ЧС, вносить его в регистр нет необходимости.

Страхование ГТС осуществляется независимо от того исправно ГТС или разрушено.

Проведенные в 2008 году Управлением Росприроднадзора и в 2010 году Енисейским управлением Ростехнадзора проверка ГТС пруда «Гмирянский» подтвердили, что данное ГТС не представляет угрозы, предписывали уведомить контролирующие органы в случае восстановления плотины.

Восстановление плотины выполняется по проекту, после восстановления должна составляться и проходить экспертизу декларация безопасности и одновременно подаются информационные сведения для внесения в российский регистр ГТС.

В настоящее время подать заявление о внесение ГТС пруда

«Гмирянский» не представляется возможным, поскольку из-за разрушения плотины невозможно указать такие сведения как площадь пруда, НПУ и другие характеристики.

Кроме того, территориально пруд «Гмирянский» входит в состав

памятника природы краевого значения «Гмирянский бор». <адрес> обращалась в министерство природных ресурсов и экологии Красноярского для включения в краевую программу «развитие водохозяйственного комплекса на территории <адрес> на 2013- 2020 годы». Получен отказ с формулировкой, что данное ГТС невозможно включить в программу, поскольку не представляет опасности для населения и территории.

Поскольку ГТС пруда «Гмирянский» на <адрес> у

<адрес> не нужно для решения вопросов местного значения относящихся к компетенции администрации района, в 2016 году будет решаться вопрос о снятии с регистрационного учета в Росреестре данного ГТС.

Касательно ГТС на реке Сыргыл сообщаем, что оно признано

бесхозяйным, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ

. Каких -либо действий по постановке на учет в регистр данного ГТС провести невозможно, так как отсутствуют сведенья и техническая документация об объекте. Более того, данные требования могут быть предъявлены к собственнику объекта, которого до настоящего времени нет. Для продолжения работы по декларированию безопасности ГТС, являющихся собственностью <адрес> постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 601-п утверждена муниципальная программа «Охрана окружающей среды <адрес>» на 2014-2016 годы. В данной программе предусмотрены мероприятия по декларированию ГТС: Разработка деклараций безопасности ГТС, являющихся собственностью <адрес>. Даная работа будет проводиться в период 2014-2018 гг. Ежегодно из районного бюджета планируется выделять по 450,0 тыс. рублей. <адрес> бюджета, не позволяет в полном объеме выделить средства на декларирование безопасности ГТС района в течении одного-двух лет. <адрес> неоднократно обращалась в министерство природных ресурсов и экологии с просьбой о выделении денежных средств на декларирование безопасности ГТС и предложениями об участии муниципалитета в софинансировании субсидии из краевого бюджета. За период 2011-2015 годов средства из краевого бюджета на данные цели не выделялись.

В соответствии с частью 3 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35- ФЗ «О противодействии терроризму» Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с п.п. 6.1 и 7 ст.15 Федерального закона от 06.1 0.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и

экстремизма на территории муниципального района, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Однако, понятие «участие» не может в полной мере накладывать обязанность профилактики и ликвидации последствий ЧС.

В отношении сооружения гидротехническое сооружение пруд-

накопитель, состоящий из глухой грунтовой плотины и донного трубчатого водоспуска по адресу <адрес>, расположенного на <адрес> в 1,5 км. от устья <адрес> (далее - Сооружение) проведены следующие мероприятия.

КУМИ <адрес> был в 2014 г. подготовлен кадастровый паспорт (техническое описание) на Сооружение с последующей постановкой на государственный кадастровый учет и присвоением кадастрового номера 24:32:4900001:116.

Также было подано заявление в органы Россреестра о постановке на учет Сооружения в качестве бесхозяйного (номер записи 24-24-04/003/2014- 308У), что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ N204/003/201- 308, тем самым решение Рыбинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> исполнила.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Исполнение вопросов местного значения, даже учитывая заключенные соглашения о передаче полномочий на их исполнение от администрации поселения администрации района в части управления муниципальным имуществом, входят в исключительную компетенцию Александровского сельсовета. Доводы истца о том, что администрация района владеет другими ГТС на территории района, не могут также быть основанием для удовлетворения исковых требований, так как противоречат статье 222 ГК РФ.

В силу вышеизложенного считают, что бездействие администрации района не может быть доказано, просят оставить требования истца без удовлетворения.

В судебном заседании представитель административного истца ______административные исковые требования поддержала по доводам изложенным в иске.

Представитель административного ответчика _______, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признали по доводам изложенным в возражениях на административный иск.

Представители заинтересованных лиц администраций Александровского и Новокамалинского сельсоветов <адрес> _______

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно, ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Собственником гидротехнического сооружения, согласно вышеуказанной статьи, является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

В статье 7 указанного Закона установлено, что гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр). Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" указано, что инструкция о ведении Регистра утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. В указанной инструкции (пункт 2), которая утверждена приказом министерства природных ресурсов РФ от 12.07.1999г. , гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления декларации безопасности гидротехнического сооружения на основании заявления собственника или эксплуатирующей организации. Заявление собственника или эксплуатирующей организации с приложением сведений о гидротехнических сооружениях (приложение к Инструкции) представляется в орган государственного надзора, формирующий соответствующий раздел регистра, в порядке, устанавливаемом этим органом.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, что в собственности муниципального образования <адрес> находятся четыре гидротехнических сооружения: ГТС пруда на реке Большая Камала в <адрес>; ГТС пруда на <адрес> у <адрес>; ГТС пруда «Гмирянский» на реке Большая Камала у <адрес>; ГТС водохранилища на <адрес> в <адрес>.

В нарушение указанных норм администрацией <адрес> не подано заявление о внесении в регистр ГТС пруда «Гмирянский» на реке Большая Камала у <адрес>.

Ссылки администрации района на то, что данная ГТС не представляет опасности и плотина разрушена не дает основания неисполнения федерального законодательства, в связи с тем, что данное гидротехническое сооружение не законсервированно и не ликвидировано, доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, администрацией района ГТС пруда «Гмирянский» на реке Большая Камала у <адрес>ДД.ММ.ГГГГ осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения, как опасного объекта, что подтверждает факт необходимости внесения ГТС пруда «Гмирянский» в Регистр.

На основании статьи 8 Федерального закона № 117 -ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании установленных требований, в том числе: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

В нарушении статьи 10 Федерального закона –ФЗ, администрацией района не составлены декларации безопасности гидротехнических сооружений. В силу вышеуказанной статьи декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В этой связи, учитывая вышеизложенное, а также то, что при наличии длительного бездействия администрации <адрес> как собственника ГТС, выразившемся в не разработки деклараций безопасности ГТС, непринятии мер к внесению ГТС в Российский регистр ГТС, может повлечь за собой неблагоприятные последствия, как в целом, так и в отношении граждан проживающих на территории где расположены данные ГТС, ввиду чего суд находит заявленные в данной части требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Доводы административного ответчика об отсутствии финансирования суд считает необоснованными, поскольку отсутствие финансовых средств не дает основания неисполнения федерального законодательства.

В соответствии с ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Рыбинским районным судом удовлетворено исковое заявление Рыбинского межрайонного прокурора о постановке на учет бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения пруда-накопителя, расположенного на реке Сыргыл в 1,5 км от устья реки Кан.

Согласно, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.03.2014г. ГТС пруд-накопитель, расположенный на реке Сыргыл в 1,5 км от устья реки Кан, ДД.ММ.ГГГГ принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Между тем, до настоящего времени в нарушение требований части 3 статьи 225 ГК РФ администрацией <адрес> мер по признанию права собственности на указанное ГТС не принято, в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный пруд-накопитель, расположенный на реке Сыргыл до настоящего времени не обратилась.

Учитывая, что вышеуказанный объект недвижимого имущества никому не принадлежит, своих прав на данное сооружение никто не предъявил, прошло более года со дня постановки сооружения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, в связи с тем, что ГТС на <адрес> относится к объектам, которые необходимо декларировать, вносить в реестр гидротехнических сооружений, ставить на государственный кадастровый учет, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117 -ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», исполнение администрацией <адрес> требований части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в силу статей 16, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в данном случае является обязательным.

На основании изложенного, требования прокурора об обязании администрации <адрес> обратиться в суд по признанию права собственности на ГТС на реке Сыргыл в 1,5 км. от устья <адрес> подлежат удовлетворению.

С учетом объема работ, суд считает необходимым предоставить администрации <адрес> срок для проведения указанных действий, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Рыбинского межрайонного прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Рыбинского

района по исполнению обязанности в сфере внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений ГТС пруда «Гмирянский», декларированию безопасности ГТС, а именно: ГТС пруда на реке Большая Камала в <адрес>; ГТС пруда на <адрес> у <адрес>; ГТС пруда «Гмирянский» на реке Большая Камала у <адрес>; ГТС водохранилища на <адрес> в <адрес>; обращению в суд по признанию права собственности на ГТС на реке Сыргыл в 1,5 км. от устья <адрес> (желтым сама дописала у прокурора не было???)

Обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу подать заявление в министерство природных ресурсов и экологии <адрес> для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений ГТС пруда «Гмирянский»; разработать декларации безопасности ГТС, а именно: ГТС пруда на реке Большая Камала в <адрес>; ГТС пруда на <адрес> у <адрес>; ГТС пруда «Гмирянский» на реке Большая Камала у <адрес>; ГТС водохранилища на <адрес> в <адрес>; обратиться в суд по признанию права собственности на ГТС на реке Сыргыл в 1,5 км. от устья <адрес> (желтым сама дописала у прокурора не было???)

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через районный суд в течение месяца с ____

Копия верна.

Председательствующий Солохин С.А.