ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1272/2023 от 06.10.2023 Пензенского районного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0028-01-2023-002054-39

Дело № 2а-1272/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Пенза 06 октября 2023 г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Прудченко А.А.

при секретаре Хабибулиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к публично-правовой компании «Фонд развития территорий» о признании незаконным отказа в выплате возмещения гражданину - участнику долевого строительства и обязании публично-правовой компании «Фонд развития территорий» повторно рассмотреть заявление о выплате возмещения гражданину-участнику долевого строительства,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее - ППК «ФРТ») указав, что 14 декабря 2006 года ООО «Север-Траст» получено разрешение на строительство №148 объекта капитального строительства: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), расположенный по адресу: <...>, стр.. 29 мая 2014 года между <...> и ООО «Север-Траст» был заключен договор участия в долевом строительстве жилья, в соответствии с которым застройщик обязался своими силами и (или) с привлечением других организаций построить многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями ЖЭК и предприятиями торговли, расположенного по адресу: <...>, стр., получить разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию и передать в установленном порядке в собственность участника долевого строительства его долю, в том числе двухкомнатную <...>, общей проектной площадью 104,36 кв.м, расположенную на 8 этаже, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную настоящим договором цену и принять квартиры в собственность. Государственная регистрация ДДУ была произведена Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области 09 июня 2014 года. Обязательства участника долевого строительства по оплате стоимости двухкомнатной <...>, общей проектной площадью 104,36 кв.м, расположенной на 8 этаже, исполнены в полном объеме, что подтверждается актом исполнения обязательств от 01 марта 2018 года, подписанным между <...> и ООО «Север-Траст». <...> уступил права требования на указанную квартиру ФИО1 путем заключения договора уступки права требования от 01 марта 2018 года. Свои обязательства по оплате уступаемого права требования в отношении вышеуказанной квартиры истица исполнила в полном объеме, что подтверждается квитанцией и ПКО №20 от 01 марта 2018 года. Застройщик обязательства по вводу дома в эксплуатацию и передачи квартиры не исполнил. 30 июля 2019 года в отношении застройщика возбуждено дело о банкротстве №А49-7849/2019. Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14 октября 2019 года застройщик признан несостоятельным (банкротом) по основаниям параграфа 7 главы 9 Федерального закона №127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО2 Ее требование, как участника долевого строительства, включено в реестр требований кредиторов, что подтверждается постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2022 года, вынесенным в рамках дела о банкротстве застройщика по делу №А49-7849/2019. 01 июля 2019 года Федеральным законом №151-ФЗ от 27 июня 2019 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены два федеральных механизма восстановления прав граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, путем принятия Наблюдательным советом ППК «ФРТ» (до 01 января 2022 года наименование - публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства») решения: 1-й механизм: о финансировании завершения строительства многоквартирных жилых домов, по которым застройщиком не были в установленном порядке исполнены обязательства перед участниками долевого строительства (то есть решения о финансировании мероприятий, предусмотренных п.1 ч.2 ст.13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №218-ФЗ)); 2-й механизм: о финансировании выплаты возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в РТУС (т.е. решения о финансировании мероприятий, предусмотренных п.5 ч.2 ст.13.1 Закона №218-ФЗ). Одновременно законодатель установил возможность принятия Наблюдательным советом Федерального фонда решения о нецелесообразности финансирования указанных выше мероприятий (завершения строительства/выплаты возмещения), закрепив ее ч.3.1 ст.13.1 Закона №218-ФЗ. 30 декабря 2020 года протоколом Наблюдательного совета Федерального фонда №HC-29/2020 принято решение о финансировании мероприятий по завершению строительства в отношении объектов незавершенного строительства застройщика: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), разрешение на строительство: от 14 декабря 2006 года, ID в ЕРПО: р-115358. На основании данного решения между Федеральным фондом и Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области (далее - Регфонд) было заключено соглашение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов застройщика №ФЗП-28/270-21 от 10 февраля 2021 года. Регфонд в рамках дела о банкротстве застройщика обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о намерении стать приобретателем земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями (прав на такой земельный участок) и исполнить обязательства застройщика перед участниками строительства, требования которых включены в РТУС. 02 июня 2021 года определением Арбитражного суда Пензенской области отказано в удовлетворении заявления Регфонда о намерениях. 03 декабря 2021 года протоколом Наблюдательного совета Федерального фонда №НС-34/2021 принято решение о финансировании мероприятий по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства в отношении объектов незавершенного строительства застройщика: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), разрешение на строительство: от 14 декабря 2006 года, ID в ЕРПО: р-115358. В соответствии с Правилами выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, утвержденными постановлением Правительства РФ №1233 от 07 октября 2017 года (далее - Правила выплаты), она 13 июня 2023 года обратилась в Фонд с заявлением о выплате возмещения, предоставив необходимый пакет документов. Выплата возмещения, согласно п.8 Правил выплаты осуществляется за счет имущества Федерального фонда в течение 10 рабочих дней со дня представления гражданином документов. До настоящего времени выплата не произведена, Федеральный фонд на обращение не ответил. Полагает, что отказ Федерального фонда незаконным, нарушено ее право на защиту от недобросовестных действий застройщика - подлежит восстановлению. Также полагает, что позиция ответчика в части того, что договор уступки права требования от 01 марта 2018 года, заключенный между ней и <...> является незаключенным, не основана на нормах действующего законодательства. ППК «ФРТ» осуществляет выплату возмещения лицам, включенным в реестр требований участников строительства. Юридически значимым является нахождение участника строительства в реестре, что подтверждается выпиской из реестра. В случае удовлетворения судом исковых требований она сможет получить возмещение и будет подлежать исключению из РТУС застройщика. Учитывая изложенное, просит суд признать незаконным отказ ППК «ФРТ» в выплате ФИО1 предусмотренного п.5 ч.2 ст.13.1 Федерального закона №218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» возмещения гражданину - участнику строительства, имеющим требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-Траст» (ID в ЕРПО: р-115358); обязать ППК «ФРТ» повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выплате предусмотренного п.5 ч.2 ст.13.1 Федерального закона №218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» возмещения гражданину - участнику строительства, имеющим требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-Траст» (ID в ЕРПО: р-115358).

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.124).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила его удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика ППК «ФРТ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своих возражениях представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, указала, что Фонд возражает против удовлетворения заявленных требований в связи со следующим. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №218-ФЗ). Согласно ч.1 ст.2 Закона №218-ФЗ, Фонд создается Российской Федерацией в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений. 03 декабря 2021 года Наблюдательным советом Фонда в отношении объекта, строительство которого осуществлялось застройщиком ООО «Север-Траст» (ИНН <***>), принято решение о выплате возмещения гражданам - участникам долевого строительства. Правила выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» возмещения гражданам - участникам долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу жилых помещений, утверждены Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 года №1233 (далее - Правила выплаты). В соответствии с ч.1 ст.13 Закон №218-ФЗ, выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании указанных в п.5 ч.2 ст.13.1 Закона №218-ФЗ мероприятий за счет его имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Такая выплата осуществляется до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика. Под участником строительства в целях настоящего Федерального закона понимается - физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и (или) нежилого помещения или денежное требование в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Так в соответствии с ч.3 ст.13 Закона №218-ФЗ (в редакции от 04 ноября 2019 года), физическое лицо, которое приобрело у юридического лица право требования по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) по договору, предусматривающему передачу машино-места и нежилого помещения, после возбуждения производства по делу о банкротстве застройщика, не имеет права на получение возмещения по такому договору. На момент заключения договоров уступки права требования между <...> и ФИО1 действовала редакция от 29 июля 2017 года, ч.3 ст.13 Закона №218-ФЗ, в соответствии с которой физическое лицо, которое приобрело у юридического лица - участника долевого строительства право требования по договору участия в долевом строительстве, предусматривающему передачу жилого помещения после возбуждения производства по делу о банкротстве застройщика, не имеет права на получение возмещения по такому договору. 01 марта 2018 года между <...>» и ФИО1 заключен договор уступки права требования, согласно которому ФИО1 принимает право требования к ООО «Север - Траст» двухкомнатной <...>, общей проектной площадью 104,36 кв.м, расположенной на 8 этаже многоэтажного жилого дома со встроенным помещением ЖЭК и предприятиями торговли, расположенного по адресу: <...>, сгр. (ранее мкр. жилого района <...> в районе <...>). Согласно ч.3 ст.4 и ст.17 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В соответствии с нормами ст.48 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», особенности осуществления государственной регистрации, распространяет свое действие также на заключаемые договора уступки. Аналогичные требования закон предъявляет к порядку заключения договоров уступки прав по договорам участия в долевом строительстве (п.2 ст.389 ГК РФ). Сведения о государственной регистрации договора уступки между <...> и ФИО1 в Фонд не представлено. 11 марта 2022 года определением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда по №А49-7849/2019 требование ФИО1 о передаче квартиры <...> общей проектной площадью 104,36 кв. м., расположенной на 8 этаже в многоквартирном жилом доме со встроенными помещениями ЖЭК и предприятиями торговли в микрорайоне жилого района Южная Поляна, расположенного по временному адресу: <...>, включено в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «Север-Траст» (ИНН <***>). Определением Арбитражного суда Пензенской области от 30 июля 2019 года возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО «Север-Траст». Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14 октября 2019 года по делу №А49-7849/2019 ООО «Север-Траст» признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на один год. Таким образом, право требования ФИО1 возникло на основании договора уступки права требования, заключенного с юридическим лицом <...> (11 марта 2022 года), т.е. после возбуждения дела о банкротстве ООО «Север-Траст» (30 июля 2019 года), после открытия конкурсного производства (14 октября 2019 года). Таким образом, основания для выплаты Фондом возмещения истцу отсутствуют. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований ФИО1 к Фонду в полном объеме (л.д.85-86).

Представитель заинтересованного лица - публично-правовое образование субъект Российской Федерации - «Пензенская область» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своих возражениях представитель образования ФИО5, действующая на основании доверенности, указала, что предельный уровень софинансирования расходного обязательства Пензенской области из федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов составляет 92%, в 2025 -94%. На сегодняшний день Наблюдательным советом ППК «ФРТ» приняты решения о финансировании мероприятий по восстановлению прав граждан - участников долевого строительства в отношении 8-и объектов, расположенных в Пензенской области. Для софинансирования за счет средств бюджета Пензенской области обеспечена на 100% путем выделения необходимых средств субсидии в бюджете Пензенской области и своевременного перечисления средств субсидий в виде имущественного взноса главным распорядителем бюджетных средств в ППК «ФРТ». В случае удовлетворения требований ФИО1 необходимо будет проанализировать размер денежных средств для финансирования мероприятий по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства ООО «Север-Траст». При изменении размера необходимых для финансирования указанных мероприятий денежных средств потребуется корректировка решения Наблюдательного совета ППК «ФРТ». В случае необходимости увеличения размера имущественного взноса Пензенской области, Правительством Пензенской области будет разработан и внесен в Законодательное Собрание Пензенской области законопроект о внесении изменений в Закон Пензенской области от 20 декабря 2021 №3775-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в части увеличения суммы имущественного взноса Пензенской области в ППК «ФРТ». Просит рассмотреть дело в отсутствие руководителя и представителя Правительства Пензенской области (л.д.96-97).

Представитель заинтересованного лица Министерства градостроительства и архитектуры Пензенской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своих возражениях Первый заместитель Министра ФИО6, указала, что ООО «Север-Траст» 14 декабря 2006 года было получено разрешение на строительство от 14 декабря 2006 года объекта капитального строительства: Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства, расположенного по адресу: <...>, стр.. Сроки ввода в эксплуатацию проблемного объекта неоднократно продлевались, до настоящего времени объект не введен в эксплуатацию. 30 июля 2019 года в отношении застройшика возбуждено дело о банкротстве №А49-7849/2019. Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14 октября 2019 года застройщик признан несостоятельным по основаниям параграфа 7 главы 9 Федерального закона №127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» - «Банкротство застройщиков», в отношении застройщика открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден ФИО2, в обязанности которого входит формирование в соответствии с требованиями ст.201.7 Федерального Закона от 26 октября 2022 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» реестра требований участников строительства. Региональный государственный строительный надзор и надзор за долевым строительством в отношении проблемного объекта до сентября 2021 года осуществляло Управление государственной инспекции в жилищной и строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, с октября 2021 года - его правопреемник - Министерство строительства и дорожного хозяйства Пензенской области, с марта 2022 года - Министерство градостроительства и архитектуры Пензенской области. Последнее согласно п.1.7 Положения о Министерстве градостроительства и архитектуры Пензенской области, утвержденного постановление Правительства Пензенской области от 20 января 2022 года №29-пП, является правопреемником по правилам и обязанностям Министерства строительства и дорожного хозяйства Пензенской области в сфере градостроительной деятельности и архитектуры, а также по вопросам осуществления регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в дорожном хозяйстве. В ходе надзора установлено: 2-я блок-секция дома выполнена до уровня 11 этажа, 3-я блок-секция - до уровня 7-го этажа, при этом обе секции построены со значительными изменениями конструктивной схемы здания, не по проекту (шифр 9-9-03), получившему положительное заключение государственной экспертизы, не в соответствии с разрешением на строительство. Строительно-монтажные объекты в отношении 2-ой и 3-ей очередей строительства проблемного объекта велись исключительно в рамках выданного разрешения на строительства. Федеральным законом №151-ФЗ от 27 июня 2019 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 июля 2019 года установлены механизмы восстановления прав граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков: п.1 ч.2 ст.13.1 Федерального Закона №218-ФЗ от 29 июля 2017 года «О публично-правовой компании «Фонд развития территории» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает завершение строительства многоквартирных жилых домов, по которым застройщиком не были в установленном порядке исполнены обязательства перед участниками долевого строительства; п.5 ч.2 ст.13.1 Закона №218-ФЗ предусматривает выплату возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в РТУС. Решения о финансировании указанных мероприятий принимается Наблюдательным советом ППК «ФРТ», который вправе при наличии законодательно установленных оснований принять решение о нецелесообразности финансирования указанных выше мероприятий. Правила принятия решения ППК «ФРТ» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных ч.2 ст.13.1 Федерального Закона «О публично-правовой компании «Фонд развития территории» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2019 года №1192. Протоколом Наблюдательного совета ППК «ФРТ» от 30 декабря 2020 года №НС-29/2020 принято решение о финансировании мероприятий по завершению строительства в отношении объектов незавершенного строительства ООО «Север-Траст»: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства идентификатор объекта в Едином реестре проблемных объектов: р-115358. Протоколом Наблюдательного совета ППК «ФРТ» от 03 декабря 2021 года №НС-34/2021 решение о завершении строительства данного объекта отменено, принято решение о выплатах возмещения участникам строительства в отношении объектов незавершенного строительства ООО «Север-Траст»: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства идентификатор объекта в Едином реестре проблемных объектов: р-115358. Согласно ч.3.1 ст.13.1 Закона №218-ФЗ ППК «ФРТ» принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по восстановлению прав граждан с учетом предоставляемого финансирования за счет имущественного взноса субъекта РФ или иного публично-правового образования. С целью предоставления указанного имущественного взноса в бюджете Пензенской области выделены соответствующие бюджетные ассигнования. Порядок предоставления субсидии в виде имущественного взноса в имущество ППК «ФРТ» из бюджета Пензенской области утвержден постановлением Правительства Пензенской области от 11 октября 2019 года №635-пП, согласно которому предоставление субсидии осуществляется главным распорядителем средств - Министерством градостроительства и архитектуры Пензенской области на основе заключенного соглашения с ППК «ФРТ». Соглашением от 16 октября 2019 года №ФЗП-28/228-19 о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество ППК «ФРТ» из бюджета Пензенской области предусмотрено финансирование в отношении проблемного объекта. Средства субсидии перечислены в полном объеме. Плановый показатель количества участников строительства в отношении проблемного объекта, зафиксированный в соглашении от 16 октября 2019 года №ФЗП-28/228-19 составляет 76 человек. В плановый показатель не включены участники строительства 2-ой и 3-ей очереди проблемного объекта исходя из положений ч.3.3 ст.13.1 Закона №218-ФЗ. Приняв решение о выплате компенсации, ППК «ФРТ» в порядке ст.201.15-2-2 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» должна была стать приобретателем прав ООО «Север-Траст» на земельный участок с кадастровым номером и объекта незавершенного строительства - многоэтажный жилой дом со встроенным помещением жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли; 1-я очередь строительства, расположенный по адресу: <...>, стр., при 45% степени готовности на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения. ППК «ФРТ» в рамках дела о банкротстве ООО «Север-Траст» в Арбитражный суд Пензенской области было подано соответствующее заявление о намерении. Определением Арбитражного суда Пензенской области от 28 марта 2022 года в удовлетворении заявления было отказано. Учитывая данное обстоятельство, а также наличие в отношении земельного участка ООО «Север-Траст», предусмотренных ст.ст.56, 56.1 ЗК РФ ограничений, ведущих к невозможности завершения строительства на земельном участке застройщика-банкрота. Правительством Пензенской области по соглашению с администрацией г.Пензы была проведена работа по предоставлению ППК «ФРТ» в соответствии с пп.41 п.2 ст.39.3 ЗК РФ компенсационного земельного участка. В качестве компенсационного земельного участка предложено рассмотреть возможность использования земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: среднеэтажная жилая застройка, площадь 30542 кв.м., адрес: Российская Федерация, <...>, , форма собственности: муниципальная. 24 февраля 2022 года между ППК «ФРТ» и Управлением муниципального имущества г.Пензы был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером: сроком на 10 лет. Просит рассмотреть дел в отсутствие руководителя и представителя Министерства (л.д.100-101).

Представитель заинтересованного лица - ООО «Север-Траст» в лице конкурсного управляющего ФИО2 в судебное заседание не явился, участвующая ранее в судебном заседании представитель конкурсного управляющего ФИО2 – ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях, в которых конкурсный управляющий ФИО2 указал, что ООО «Север-Траст» решением Арбитражного суда Пензенской области по делу №А49-7849/2019 от 14 октября 2019 года признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника применены специальные правила о банкротстве застройщика. 29 мая 2014 года между застройщиком и ООО «Вектор» был заключен договор участия в долевом строительстве , согласно которому застройщик обязался своими силами и (или) с привлечением других организаций построить многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями ЖЭК и предприятиями торговли, расположенный по адресу: <...>, стр. (ранее мкр. жилого района Южная поляна в районе <...> (далее - жилой дом), получить разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию и передать в установленном порядке в собственность участника долевого строительства его долю, в том числе двухкомнатную <...>, общей проектной площадью 63,89 кв.м., расположенную на 2 этаже, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную настоящим договором цену и принять квартиры в собственность. В силу п.п.4.1 и 4.2 договора цена договора составляет 130459200 руб., которые должны быть оплачены в срок до 12 декабря 2015 года. Указанный договор зарегистрирован 09 июня 2014 года в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области. 01 марта 2018 года между <...> («сторона - 1») и ФИО1 («сторона - 2») заключен договор уступки права требования, согласно которому «сторона - 1» передает, а «сторона - 2» принимает право требования к ООО «Север-Траст» двухкомнатной <...>, общей проектной площадью 104,36 кв.м, расположенной на 8 этаже многоэтажного жилого дома со встроенным помещением ЖЭК и предприятиями торговли, расположенного по адресу: <...>, стр. (ранее мкр. жилого района «<...>» в районе <...>). Уступаемое по настоящему договору право по обоюдному соглашению сторон оценено и продано всего за 1565000 рублей. В качестве доказательств оплаты по договору уступки представлена квитанция к приходному кассовому ордеру от 01 марта 2018 года. Указанный договор в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области не зарегистрирован. Застройщик обязательства по введению в эксплуатацию жилого дома в установленный в договоре срок (21 декабря 2014 года) не выполнил. Открытие в отношении ООО «Север-Траст» процедуры конкурсного производства и признание его несостоятельным (банкротом) послужило основанием к обращению участника строительства ФИО1 к конкурсному управляющему согласно Закона о банкротстве с требованием о включении в реестр требований участников строительства о передаче жилого помещения. Конкурсным управляющим требование о включении в реестр участников строительства в отношении застройщика оставлено без удовлетворения по мотивам отсутствия регистрации договора. Не согласившись с отказом, ФИО1 в установленный законом срок подала свои возражения в рамках дела о банкротстве ООО «Север-Траст» в Арбитражный суд Пензенской области. Определением Арбитражного суда Пензенской области от 13 сентября 2021 года в удовлетворении разрешения разногласий ФИО1 отказано. Участником строительства была направлена апелляционная жалоба. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2022 года апелляционная жалоба удовлетворена, требования ФИО1 включены в реестр участников строительства ООО «Север-Траст». Конкурсный управляющий обжаловал постановление апелляционной инстанции, однако определением суда кассационной инстанции от 24 мая 2022 года жалоба конкурсного управляющего оставлена без удовлетворения. Учитывая, что судом признано и установлено право ФИО1 в отношении <...>, произведена оплата приобретенного требования, отсутствует факт передачи имущества, а также то, что ППК «ФРТ» принял решение о выплате возмещения, ФИО1 обратились к административному ответчику с требованием о выплате возмещения. Согласно п.4 ч.1 ст.3 Федерального Закона «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 июля 2017 года №218-ФЗ к целям деятельности Фонда относится: содействие реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений. Под участником строительства в целях настоящего Федерального закона понимается физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и (или) нежилого помещения или денежное требование в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». По правилам ст.13 Федерального Закона от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №218-ФЗ) выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Статья 1 Закона №218-ФЗ под участником строительства понимает физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и (или) нежилого помещения или денежное требование в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве). В соответствии со ст.201.1 Закона о банкротстве понятие участник строительства включает в себя термин «участник долевого строительства» и определяется как физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и нежилого помещения или денежное требование. Требование о передаче жилого помещения - требование участника строительства о передаче ему на основании возмездного договора в собственность жилого помещения (квартиры или комнаты) в многоквартирном доме. Денежное требование - требование участника строительства о возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения; возмещении убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства застройщика передать жилое помещение; возврате денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, которые признаны судом или арбитражным судом недействительными; возврате денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения. Пункт 6 статьи 201.1 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» относит к числу участников строительства, имеющих требования о передаче жилого помещения либо денежные требования, следующие случаи: заключение договора участия в долевом строительстве; заключение договора купли-продажи жилого помещения, машино-места, нежилого помещения в объекте строительства; заключение предварительного договора участия в долевом строительстве или предварительного договора купли-продажи жилого помещения, машино-места, нежилого помещения в объекте строительства; заключение договора займа, обязательства по которому в части возврата суммы займа прекращаются с передачей жилого помещения, машино-места, нежилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства в собственность; внесение денежных средств и (или) иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере (коммандитного товарищества) с последующей передачей жилого помещения, машино-места, нежилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства в собственность; заключение договора простого товарищества в целях осуществления строительства многоквартирного дома с последующей передачей жилого помещения, машино-места, нежилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность; выдача векселя для последующей оплаты им жилого помещения, машино-места, нежилого помещения в многоквартирном доме; внесение денежных средств в жилищно-строительный кооператив в целях участия в строительстве многоквартирного дома; заключение иных сделок, связанных с передачей денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения, машино-места, нежилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность. В соответствии с правовой позицией, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2013 года №15510/12 (с оговоркой о возможности пересмотра по новым обстоятельствам), Закон №214-ФЗ предусматривает, что договор об участии в долевом строительстве и (или) уступка прав требований по такому договору подлежат государственной регистрации. Как в целом названный Закон, так и требование о регистрации, направлены на защиту участников долевого строительства (особенно граждан). Однако позиция судов, посчитавших, что при отсутствии регистрации спорного договора и уступки прав по нему гражданин не может требовать от застройщика выполнения договора путем передачи оплаченного жилого помещения (в том числе при его банкротстве), не учитывает отмеченных целей Закона №214-ФЗ. При таких условиях отказ во включении их требования в реестр требований о передаче жилых помещений только по причине отсутствия регистрации спорного договора и договора уступки является необоснованным. Отсутствие регистрации упомянутых договоров не лишает добросовестного участника долевого строительства, оплатившего жилое помещение, права требовать от застройщика выполнения договора. Таким образом, добросовестный участник вправе ссылаться на незарегистрированный договор. Отсутствие добросовестности должна доказывать противная сторона спора. Из данного постановления также следует: при возникновении споров об исполнении незарегистрированных договоров вне процедур банкротства следует исходить из того, что если в отношении одной и той же квартиры имеется несколько договоров, предусматривающих ее передачу разным лицам, то требовать передачи квартиры можно только по договору, зарегистрированному согласно требованиям Закона №214-ФЗ. Лица, имеющие требования о передаче квартир по незарегистрированным договорам, вправе в этом случае требовать от застройщика возмещения убытков применительно к абзацу второму ст.398 ГК РФ. В Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №4 (2019) также включена правовая позиция, что в ст.17 названного Закона предусмотрено, что договор об участии в долевом строительстве и (или) уступка прав требований по такому договору подлежат государственной регистрации. Как в целом названный закон, так и требование о регистрации направлены на защиту участников долевого строительства (особенно граждан), поэтому позиция судов, посчитавших, что при отсутствии регистрации спорного договора и уступки прав по нему гражданин не может требовать от застройщика выполнения договора путем передачи оплаченного жилого помещения, не учитывает отмеченных целей указанного закона. Из приведенных разъяснений, максимально подробно последствия отсутствия государственной регистрации указаны в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2013 года №15510/12: при возникновении споров об исполнении незарегистрированных договоров вне процедур банкротства следует исходить из того, что если в отношении одной и той же квартиры имеется несколько договоров, предусматривающих ее передачу разным лицам, то требовать передачи квартиры можно только по договору, зарегистрированному согласно требованиям Закона №214-ФЗ. Таким образом, незарегистрированный договор не порождает правовых последствий не для всех третьих лиц, а для тех, которые заявляют самостоятельные права на то же самое жилое помещение (в условиях такой конкуренции, приоритет имеет лицо, право которого зарегистрировано). Из Определения Верховного Суда РФ от 02 апреля 2019 года №305-ЭС 18-2220 следует, что, «согласно разъяснениям, приведенным в пункте 2 постановления Пленума №54, договор, на основании которого производится уступка по сделке, требующей государственной регистрации, должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. Такой договор, по общему правилу, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации (пункт 2 статьи 389, пункт 3 статьи 433 ГК РФ). Несоблюдение цедентом и цессионарием, указанного требования о государственной регистрации, а равно и формы уступки не влечет негативных последствии для должника, предоставившего исполнение цессионарию на основании полученного от цедента надлежащего письменного уведомления о соответствующей уступке (ст.312 ГК РФ). Поскольку осуществление государственной регистрации договора уступки направлено на обеспечение уведомления третьих лиц об изменении существующих прав участника долевого строительства по отношению к застройщику, по смыслу приведенных разъяснений отсутствие государственной регистрации договора уступки права требования не влияет на правовое положение должника, который при отсутствии спора между цедентом и цессионарием не вправе отказать в исполнении лицу, которое ему указал кредитор, на основании статьи 312 ГК РФ. Согласно п.3 ст.1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно». В случае, указанном в определении Верховного Суда РФ от 02 апреля 2019 года №305-ЭС18-2220, для сторон договора цессии - цедента и цессионария, должник (застройщик) является третьим лицом. Вместе с тем, незарегистрированный договор цессии, порождает для застройщика правовые последствия, несмотря на то, что он стороной договора не являлся. Так и ППК «ФРТ» не является лицом, претендующим на получение квартиры, для конкуренции с которым необходим зарегистрированный договор. ППК «ФРТ» осуществляет выплату возмещения лицам, включенным в реестр участников строительства. Юридически значимым является нахождение участника строительства в реестре, что подтверждается выпиской из реестра. В случае несогласия с нахождением участника строительства в реестре, Фонд в соответствии с п.4 ст.201.4 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», вправе подать возражения в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, который рассматривает такие возражения в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона. Если реестр закрыт до даты получения Фондом ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, Фонд в соответствии с п.3 ст.201.4 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», вправе ознакомиться с реестром требований участников строительства и основаниями для включения требований участников строительства в такой реестр, а также заявлять возражения по результатам рассмотрения реестра требований участников строительства в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, который рассматривает такие возражения в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона. Подача возражений в деле о банкротстве или оспаривание сделки, а не возражения по административному исковому заявлению, будет являться для Фонда надлежащим способом защиты своих прав. На основании изложенного просит суд административный иск удовлетворить (л.д.117-123).

Представитель заинтересованного лица - Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

По правилам ст.13 Федерального Закона от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство.

Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 года №1233 утверждены Правила выплаты возмещения, которая осуществляется на основании заявления гражданина (п.2 данных Правил).

Согласно ст.201.15.2.2 Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Фонд, принявший решение о выплате возмещения, является приобретателем земельного участка, его неотделимых улучшений и проектной документации в качестве встречного предоставления за выплаченное возмещение.

Процесс передачи объектов осуществляется в рамках дела о банкротстве по заявлению Фонда.

Пункт 1 постановления Правительства РФ от 07 октября 2017 года №1233 устанавливает порядок выплаты возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства.

Статья 1 Закона №218-ФЗ под участником строительства понимает физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и (или) нежилого помещения или денежное требование в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии со ст.201.1 Закона о банкротстве понятие участник строительства включает в себя термин «участник долевого строительства» и определяется как физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и нежилого помещения или денежное требование.

Требование о передаче жилого помещения - требование участника строительства о передаче ему на основании возмездного договора в собственность жилого помещения (квартиры или комнаты) в многоквартирном доме.

Денежное требование - требование участника строительства о возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения; возмещении убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства застройщика передать жилое помещение; возврате денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, которые признаны судом или арбитражным судом недействительными; возврате денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.

По смыслу указанных норм выплата возмещения возможна участнику строительства, не обязательно долевого, чьи требования основаны на любом возмездном договоре, включая требования об исполнении обязательства в натуре (передача объекта) или о возмещении убытков.

Требование о возврате денежных средств по расторгнутой, незаключенной или недействительной сделке, которая предполагала передачу объекта гражданину, также охватывается регулированием Закона №218-ФЗ.

Согласно ч.3.1 ст.13.1 Закона №218-ФЗ Фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования указанных в части 2 настоящей статьи мероприятий (далее, соответственно, - решение Фонда о финансировании, решение Фонда о нецелесообразности финансирования) по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен предусматривать, в том числе, предельный объем финансирования за счет имущества Фонда с учетом предоставляемого финансирования за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации или иного публично-правового образования.

Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2019 года №1192 утверждены Правила принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных п.2 ч.1 ст.12, ч.2 ст.13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила). Решение о финансировании мероприятий, предусмотренных ч.2 ст.13.1 Закона №218-ФЗ, принимается Наблюдательным советом фонда (п.2 Правил).

Как следует из материалов дела, 29 мая 2014 года между <...> и ООО «Север-Траст» был заключен договор участия в долевом строительстве жилья в отношении двухкомнатной <...>, проектной площадью 104,36 кв.м, на 8 этаже многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли, расположенного по адресу: <...>, стр. (л.д.20-25).

01 марта 2018 года между <...>» и ФИО1 был заключен договор уступки права требования, согласно п.1.1 которого сторона-1 передает, а сторона-2 принимает право требования к ООО «Север-Траст», возникшее на основании договора участия в долевом строительстве от 29 мая 2014 года на многоэтажный жилой дом со встроенным помещением жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли, расположенный по адресу: <...>, стр., строительство ведется на земельном участке с кадастровым номером , заключенного между ООО «Север-Траст» и <...>», а именно двухкомнатную <...>, общей проектной площадью 104,36 кв.м, расположенную на 8 этаже (л.д.29-30).

Цена договора в сумме 1565000 руб. оплачена ФИО1 полностью одним платежом, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №20 от 01 марта 2018 года (л.д.31).

Застройщик обязательства по вводу дома в эксплуатацию и передаче ФИО1 квартиры не исполнил.

30 июля 2019 года в отношении ООО «Север-Траст» судом возбуждено дело о банкротстве №А49-7849/2019.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14 октября 2019 года ООО «Север-Траст» признан несостоятельным (банкротом) по основаниям параграфа 7 главы 9 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» - «Банкротство застройщиков», в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО2.

Требование ФИО1, как участника долевого строительства, включено в реестр требований участников строительства (РТУС) с суммой требования 1565000 руб.

Протоколом Наблюдательного совета Федерального фонда №НС-29/2020 от 30 декабря 2020 года принято решение о финансировании мероприятий по завершению строительства в отношении объектов незавершенного строительства застройщика: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), разрешение на строительство: от 14 декабря 2006 года, ID в ЕРПО: р-115358.

На основании данного решения между Федеральным фондом и Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области было заключено соглашение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов застройщика №ФЗП-28/270-21 от 10 февраля 2021 года.

Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области в рамках дела о банкротстве застройщика обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о намерении стать приобретателем земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями (прав на такой земельный участок) и исполнить обязательства застройщика перед участниками строительства, требования которых включены в РТУС.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 02 июня 2021 года отказано в удовлетворении заявления Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области о намерениях.

Протоколом Наблюдательного совета Федерального фонда №НС-34/2021 от 03 декабря 2021 года принято решение о финансировании мероприятий по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства в отношении объектов незавершенного строительства застройщика: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), разрешение на строительство: от 14 декабря 2006 года, ID в ЕРПО: р-115358.

ФИО1 в установленном порядке обратилась к административному ответчику с заявлением о выплате возмещения.

Сообщением от 26 июня 2023 года -ДК ППК «ФРТ» отказал ФИО1 в выплате возмещения со ссылкой на ранее направленное письмо от 07 октября 2022 года -РМ, согласно которому ФИО1 была проинформирована Фондом о том, что право требования на объект долевого строительства №87 принадлежит ФИО1 на основании договора об уступки права требования по договору участия в долевом строительстве, государственная регистрация которого не произведена, а право требования признано судом после признания ООО «Север-Траст» несостоятельным (банкротом). На основании норм права, указанных в письме от 07 октября 2022 года -РМ, у Фонда отсутствуют правовые основания для выплаты возмещения.

Пункт 3.3 статьи 13.1 Закона №218-ФЗ устанавливает, что в случае, когда застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство, Федеральный фонд принимает решения о нецелесообразности финансирования, однако такое решение Федеральным фондом не принималось, напротив, Федеральный фонд принял решение о финансировании мероприятий по осуществлению выплаты возмещения (протокол №НС-34/2021 от 03 декабря 2021 года).

В соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств застройщиком в отсутствие разрешительной документации не допускается.

Согласно п.4 Правил решение о нецелесообразности финансирования принимается Наблюдательным советом Фонда при наличии хотя бы одного из предусмотренных ч.3.3 ст.13.1 Закона №218-ФЗ условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, если решением Правительства Российской Федерации не установлено иное. Решение о нецелесообразности финансирования может быть принято как в отношении жилого комплекса, так и в отношении отдельных объектов незавершенного строительства, входящих в состав жилого комплекса, а также объектов инфраструктуры, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных п.п.2 - 5 ч.3.3 ст.13.1 Закона.

Как следует из материалов дела, 14 декабря 2006 года ООО «Север-траст» получено разрешение на строительство объекта капитального строительства: Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), расположенного по адресу: <...>, стр..

Вступившими в законную силу определением Арбитражного суда Пензенской области от 02 июня 2021 года по делу №А49-7849/2019, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года установлено следующее: доводы Федерального фонда об отсутствии разрешения на строительство 2-ой и 3-ей очередей противоречат установленным по делу обстоятельствам, из материалов дела следует, что у ООО «Север-Траст» имелось разрешение на строительство в отношении объекта: Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом). Доказательств того, что ООО «Север-Траст» выполняло какие-либо строительные работы, не предусмотренные разрешением на строительство, не представлено. Наличие разрешения на строительство не только первой очереди, но и фундаментов остальных очередей позволило заключить договоры участия в долевом строительстве, данные договоры зарегистрированы Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области, и никем не оспорены. Требования в отношении всех квартир включены в единый реестр требований участников строительства определениями суда, никем не оспорены.

В соответствии со ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Из материалов настоящего дела следует, что требования административного истца включены в реестр требований должника арбитражным управляющим, учтены в реестре требований участников строительства, который является частью реестра требований кредиторов в соответствии с правилами параграфа №7 главы IX Закона №127-ФЗ.

Факт того, что при строительстве объекта застройщик вышел за пределы разрешения на строительство, при условии принятия Фондом решения о целесообразности финансирования, не может являться основанием для отказа в выплате участникам долевого строительства, требования которых признаны обоснованными и включены в реестр.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2015 года Ж305-ЭС14-1186, в соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, конституционный принцип равенства (ст.19 Конституции РФ) означает, помимо прочего, недопустимость введения не имеющих объективного и разумного оправдания ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

По мнению суда, производя выплаты одним участниками долевого строительства, включенным в реестр, и отказывая в выплатах участникам, в отношении помещений которых отсутствует разрешение на строительство, и также включенным в реестр, нарушается принцип равенства.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что договор участия в долевом строительстве жилья 29 мая 2014 года и договор уступки права требования от 01 марта 2018 года были заключены законно, зарегистрированы в установленном законом порядке, административный истец - участник долевого строительства включен в реестр требований участников строительства, который является частью реестра требований кредиторов, имеются вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда в рамках дела о банкротстве, договор долевого участия зарегистрирован в ЕГРН, предметом договора является строительство и передача должником квартиры, ФИО1 были предприняты разумные и добросовестные доступные гражданину меры для проверки, минимизации рисков участия в незаконном строительстве (права застройщика на земельный участок, разрешение на строительство, зарегистрированный договор о передаче спорной квартиры), объекты строительства находятся в едином капитальном объекте незавершенного строительства, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в выплате возмещения, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения Фонда об отказе в выплате возмещения подлежат удовлетворению.

Какие-либо опровергающие доводы административного истца доказательства ответчиком представлены не были, несмотря на то, что в силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возлагается на органы, которые приняли оспариваемые решения.

Принимая во внимание, что Фонд не может быть лишен права на проведение повторной проверки поданных документов по другим основаниям на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу о необходимости понуждения Фонда к повторному рассмотрению заявления ФИО1 о выплате возмещения в отношении объекта строительства по адресу: <...>.

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. В данном случае отказ административного ответчика не соответствует действующему законодательству и нарушает права административного истца на получение выплаты гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-Траст».

Руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск ФИО1 к публично-правовой компании «Фонд развития территорий» о признании незаконным отказа в выплате возмещения гражданину - участнику долевого строительства и обязании публично-правовой компании «Фонд развития территорий» повторно рассмотреть заявление о выплате возмещения гражданину-участнику долевого строительства удовлетворить.

Признать незаконным отказ публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в выплате ФИО1 предусмотренного п.5 ч.2 ст.13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» возмещения гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-Траст» (ID в ЕРПО: р-115358).

Возложить на публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выплате предусмотренного п.5 ч.2 ст.13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» возмещения гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-Траст» (ID в ЕРПО: р-115358).

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

В окончательной форме решение принято 11 октября 2023 года.

Председательствующий