ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12737/18 от 12.12.2018 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

дело № 2а-12737/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2018 года г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Кожевникова В.В.,

при секретаре Мироновой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования город Краснодар к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Центральному округу г. Краснодар УФССП по Краснодарскому краю Дорошенко И.Г., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства,

УСТАНОВИЛ:

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар обратился в суд к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Центральному округу г. Краснодар УФССП по Краснодарскому краю Дорошенко И.Г., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства от 20.08.2018.

В обоснование требований указано, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю возбуждено исполнительное производство -ИП от 20.08.2018 на основании исполнительного листа от 13.12.2012, выданного Первомайским районным судом г.Краснодара, на основании вступившего в законную силу решения от 30.10.2012, с требованием: «Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения прав Харакоза М.В., путем принятия решения о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта город Краснодар в соответствии с требованиями действующего законодательства».

Администрация муниципального образования г.Краснодар считает, что оспариваемый акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права, поскольку исполнительный документ вступил в законную силу 30.10.2012, срок его предъявления составляет 3 года.

Первоначально исполнительное производство возбуждено 07.10.2015 и окончено 21.10.2015 по заявлению взыскателя.

Согласно части 3.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа, либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с частью 1 статьи 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок предъявления исполнительного листа составляет 3 года со дня вступления его в законную силу, так исполнительный документ с момента вступления его в законную силу с 30.10.2012 не предъявлялся до 07.10.2015 (исполнительный лист предъявлен за 23 дня до истечения трехгодичного срока). С учетом того, что срок предъявления с 07.10.2015 по 21.10.2015 илу части 3.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» не засчитывается в срок предъявления исполнительного документа, то срок предъявления исполнительного документа по данному делу истек в ноябре 2015 года.

В то время как взыскателем в 2018 году повторно предъявлен исполнительный лист, в результате чего судебным приставом-исполнителем И.Г. Дорошенко, возбуждено исполнительное производство от 20.08.2018. При этом в материалах исполнительного производства отсутствуют доказательства, подтверждающие удовлетворение судом заявления взыскателя о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 31 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, исполнительное производство возбуждено после истечения сроков предъявления исполнительного документа к исполнению, что противоречит принципу своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и нарушает права взыскателя, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, администрация муниципального образования город Краснодар полагает, что судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦО г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю И.Г.Дорошенко применены положения ФЗ «Об исполнительном производстве», не подлежащие применению, а именно части 2 статьи 22 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается, однако положения части 2 статьи 22 ФЗ «Об исполнительном производстве» не применяются в случае окончания исполнительного производства по заявлению взыскателя, поскольку законодателем специально введена часть 3.1 статьи 22 ФЗ «Об исполнительном производстве». Таким образом, судебным приставом-исполнителем ошибочно не учтен срок, истекший до первоначального предъявления исполнительного листа. Учитывая ранее приведенные доводы и положения действующего законодательства, срок предъявления исполнительно листа истек в ноябре 2015 года.

Просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центрального округа города Краснодара УФССП по Краснодарскому краю Дорошенко И.Г. о возбуждении исполнительного производства -ИП от 20.08.2018; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному округу города Краснодара УФССП по Краснодарскому краю Дорошенко И.Г. устранить нарушения прав, свобод и законных интересов администрации муниципального образования город Краснодар в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель административного истца Цымбалюк В.А., поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении требований.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Центральному округу г. Краснодар УФССП по Краснодарскому краю Дорошенко И.Г. возражала против удовлетворения требований, представила письменные возражения, в которых указала, что согласно ст. 21 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Судебный акт вступил в законную силу 30.10.2012. Срок предъявления исполнительного документа истекает 30.12.2015.

Взыскателем Харакоз М.В. в службу судебных приставов Центрального округа г. Краснодара был предъявлен исполнительный лист Первомайского районного суда г. Краснодара от ВС от 13.12.2012 на основании которого 07.10.2015 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП.

21.10.2015 вынесено постановление об окончании исполнительного производства -ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа. Таким образом, исполнительное производство -ИП находилось на исполнении 14 дней.

Харакоз М.В. в отдел судебных приставов Центрального округа г. Краснодар повторно предъявлен исполнительный лист и 20.08.2018 возбуждено исполнительное производство -ИП.

Ст. 22 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок предъявления исполнительного документа прерывается:

1. Предъявлением исполнительного документа должником.

2. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

3. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

3.1 В случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения вычитывается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного Федеральным законом. ( часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.05.2017 № 101-ФЗ).

С 21.10.2015 срок предъявления исполнительного документа 3 года, т.е до 21.10.2018.

Согласно ст. 22 ч.3.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ с момента предъявления в отдел судебных приставов Центрального округа г.Краснодар до отзыва взыскателем исполнительного документа, находился на исполнении 14 дней. Эти 14 дней не учитываются в срок предъявления исполнительного документа.

Следовательно, с 21.10.2015 срок предъявления исполнительного документа составляет 2 года 11 месяцев и 17 дней. Исполнительный документ предъявлен через 2 года 8 месяцев.

Кроме того, Федеральный закон №101-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят 28.05.2017.

Таким образом, его действия распространяются на правоотношения, возникшие после вступления его в законную силу, так как в соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Следовательно, вышеуказанный исполнительный документ предъявлен без нарушения сроков.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требований обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу ст. 13 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Частью 1 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что на исполнении в отделе судебных приставов Центрального округа г. Краснодара находится исполнительное производство от 20.08.2018 -ИП, возбужденное на основании исполнительного документа - исполнительный лист от 13.12.2012, выданного Первомайским районным судом г. Краснодара по делу №2-8290/2012, вступившему в законную силу 30.10.2012, предмет исполнения: Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения прав Харакоза М. В. путем принятия решения о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта город Краснодар в соответствии с требованиями действующего законодательства, в отношении должника: Администрация МО г. Краснодар, в пользу взыскателя: Харакоз М. В..

Первоначально взыскателем Харакоз М.В. в службу судебных приставов Центрального округа г. Краснодара был предъявлен исполнительный лист Первомайского районного суда г. Краснодара от ВС от 13.12.2012 на основании которого, 07.10.2015 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП.

21.10.2015 вынесено постановление об окончании исполнительного производства -ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа.

Согласно ч. 3.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа, либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок предъявления исполнительного листа составляет 3 года со дня вступления его в законную силу.

В судебном заседании установлено, что исполнительный документ с момента вступления его в законную силу, т.е. с 30.10.2012 не предъявлялся до 07.10.2015 (исполнительный лист предъявлен за 23 дня до истечения трехгодичного срока). С учетом того, что срок предъявления с 07.10.2015 по 21.10.2015 в силу ч. 3.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» не засчитывается в срок предъявления исполнительного документа, то срок предъявления исполнительного документа по данному делу истек в ноябре 2015 года.

Однако, взыскателем в 2018 году повторно предъявлен исполнительный лист, в результате чего судебным приставом-исполнителем И.Г. Дорошенко, возбуждено исполнительное производство от 20.08.2018. При этом в материалах исполнительного производства отсутствуют доказательства, подтверждающие удовлетворение судом заявления взыскателя о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа в соответствии с п.3 ч.1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве», что служит самостоятельным основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Также и в ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указано, что срок для предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: предъявлением исполнительного документа к исполнению, частичным исполнением исполнительного документа должником.

Между тем, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 года №7-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева» признаны не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (часть 2), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), положения части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в той мере, в какой эти положения в их взаимосвязи позволяют – при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявление исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления – всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенный срок.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку в каждом случае предъявления исполнительного документа к исполнению после возвращения исполнительного документа взыскателю срок его предъявления к исполнению прерывается, такие действия взыскателя в течение неограниченного времени могут привести к тому, что исполнительное производство не будет окончено исполнением содержащегося в исполнительном документе требования, а должник – при наличии вынесенного в отношении его неисполненного судебного акта – должен бесконечно пребывать под угрозой применения к нему и принадлежащего ему имущества исполнительных действий и мер принудительного исполнения.

Из пункта 3 резолютивной части указанного Постановления следует, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из настоящего постановления, при предъявлении взыскателем исполнительного документа к исполнению должностные лица службы судебных приставов, а также суды, разрешая вопрос о наличии оснований для возбуждения или отказа в возбуждении исполнительного производства, в частности о соблюдении срока предъявления исполнительного документа к исполнению, в случае, если представленный исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя, при исчислении этого срока обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с момента его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению.

С учетом изложенного, суд считает установленным факт незаконного вынесения постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю И.Г.Дорошенко от 20.08.2018 о возбуждении исполнительного производства -ИП, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации муниципального образования город Краснодар к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Центральному округу г. Краснодар УФССП по Краснодарскому краю Дорошенко И.Г., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства – удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центрального округа города Краснодара УФССП по Краснодарскому краю Дорошенко И.Г. о возбуждении исполнительного производства -ИП от 20.08.2018.

Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному округу города Краснодара УФССП по Краснодарскому краю Дорошенко И.Г. устранить нарушения прав, свобод и законных интересов администрации муниципального образования город Краснодар в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: