ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1274/20 от 22.10.2020 Мичуринского городского суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0013-01-2020-002250-45

Дело №2а-1274/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Мичуринск 22 октября 2020 г.

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Михкельсона О.Н.,

при секретаре Манаенковой Л.И.,

с участием административного ответчика Кобозева О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Тамбовской области к Кобозеву О.Б. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Тамбовской области обратилась в суд с вышеуказанным административным, в обоснование которого указала, что Кобозев О.Б. являлся плательщиком налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных в 2015 году.

На момент подачи административного иска за Кобозевым О.Б. числится задолженность в сумме 902,84руб., в том числе: по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 715 руб., пени по налогу на доходы физических лиц за 2015 в сумме 187 руб., из которых 86,47 руб. за период с 16 июля 2016 г. по 29 июня 2017 г., 101,37 руб. за период с 1 ноября 2017 г. по 1 декабря 2018 г.

В адрес административного ответчика направлялось требование об уплате данной задолженности, однако до настоящего времени оно не исполнено.

Вынесенный по соответствующему заявлению мировым судьей судебного участка №3 г.Мичуринска Тамбовской области судебный приказ о взыскании указанной суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени отменен определением того же мирового судьи от 27 мая 2020 г., в связи с принесенными возражениями против его исполнения.

Просит суд взыскать с Кобозева О.Б. указанную задолженность по налогу на доходы физических лиц и пени.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №9 по Тамбовской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без участия его представителя.

В судебном заседании административный ответчик Кобозев О.Б., административные исковые требования не признал. Указывает на то, что налог за 2015 год в сумме 715 руб. им был своевременно оплачен 18 апреля 2016 г. Оплата была произведена по КБК для индивидуального предпринимателя, а не для физического лица. Считает, что указание неверного КБК в платежке к образованию недоимки не ведет. Кроме того, считает, что пропущен срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п.п.4 ч.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны: представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствие со ст.ст. 227 и 229 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет.

Как следует из ч.1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация по НДФЛ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что 3 марта 2016 г. Кобозевым О.Б., который являлся плательщиком налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности в 2015 году, в налоговый орган была представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2015 год, согласно которой в отчетном периоде он получил доход в сумме 5500 руб., облагаемый в соответствии с п.1 ст. 224 НК РФ по ставке 13%. Сумма исчисленного налога составила 715 руб.

За несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2015 год должнику в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в сумме 86,47 руб. за период с 16 июля 2016 г. по 29 июня 2017 г. и в сумме 101,37 руб. за период с 1 ноября 2017 г. по 1 декабря 2018 г.

В связи с тем, что суммы налога на доходы физических лиц и пени административным ответчиком не были уплачены в установленный срок, налоговым органом на основании ст.69-70 НК РФ в адрес Кобозева О.Б. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 4247 от 19 сентября 2016 г. со сроком исполнения - до 9 ноября 2016 г.

Вышеуказанное требование налогоплательщиком не исполнено, в связи, с чем налоговым органом 15 апреля 2020 г. в адрес мирового судьи судебного участка № 3 г.Мичуринска Тамбовской области в отношении Кобозева О.Б. было направлено заявление на выдачу судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № 3 г.Мичуринска Тамбовской области вынесен судебный приказ от 7 мая 2020 г. о взыскании с Кобозева О.Б. в пользу налогового органа задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени. В свою очередь налогоплательщик обратился в суд с заявлением об отмене вышеуказанного судебного приказа. На основании поданного им заявления определением от 27 мая 2020 г. судебный приказ был отменен.

В соответствии с п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

7 сентября 2020 г. налоговым органом административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц в отношении Кобозева О.Б. направлено в Мичуринский городской суд Тамбовской области.

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст.75 НК РФ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых вносов.

Размер задолженности по налогу и пени административным ответчиком не оспаривался, своего расчета не представлено. В ходе рассмотрения административного дела, нарушений порядка направления требования не установлено.

Судом расчет задолженности по пеням, представленный административным истцом проверен, соответствует материалам дела, соразмерен сумме задолженности.

Доводы административного ответчика о своевременной оплате задолженности суд находит несостоятельными, поскольку налоговый орган, действуя в пределах и в соответствии с предоставленными законом полномочиями, не может самостоятельно совершить необходимые действия для перечисления платежей без соответствующего волеизъявления налогоплательщика, а также без обращения истца с заявлением в налоговый орган.

В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы группируются на основании бюджетной классификации.

Во исполнение положений в том числе статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые действовали на момент совершения истцом платежа.

Указанный Приказ, в качестве приложения, содержит перечень кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов.

При этом, исходя из пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Согласно пункту ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц относится к федеральным налогам.

Налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.

В соответствии с пунктом 1.1 части 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления.

В силу пункта 1 части 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В силу приведенной ранее статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетной классификацией является группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Правильное указание кода бюджетной классификации необходимо для правильного распределения средств, как между бюджетами, так и внутри данного бюджета. Однако, с учетом того, что налоговое законодательство не относит указание кода бюджетной классификации к обязательным реквизитам, свидетельствующим об уплате или неуплате того или иного налога, неправильное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении не является основанием для признания обязанности налога не исполненной.

Так, согласно части 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

На основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Кобозев О.Б. был не лишен возможности воспользоваться своим правом и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.

В то же время налоговое законодательство не препятствует гражданину в случае пропуска трехлетнего срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).

На основании изложенного и вышеприведенных норма закона, суд считает, что заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

взыскать с Кобозева О.Б., зарегистрированного по адресу: *** задолженность по налогу на доходы физических лиц по ОКТМО *** за 2015 год в сумме 902,84 руб., в том числе:

- по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в сумме 715 руб.;

- пени по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в сумме 187 руб., из которых: 86,47 руб. за период с 16 июля 2016 г. по 29 июня 2017 г., 101,37 руб. за период с 1 ноября 2017 г. по 1 декабря 2018 г.

Взыскать с Кобозева О.Б. в доход бюджета муниципального образования городской округ - город Мичуринск государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд Тамбовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 3 ноября 2020 г.

председательствующий - О.Н. Михкельсон