ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1275/2022 от 10.01.2022 Ангарского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 января 2022 года г. Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Поповой А.А., с участием прокурора Кульгавой Д.А., представителя административного истца Кирилиной Т.Б., административного ответчика Спирина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1275/2022 по административному исковому заявлению Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области к Спирину Сергею Александровичу о продлении срока пребывания лица без гражданства, подлежащего депортации, в специальном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ МВД Российской Федерации по Иркутской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания лица без гражданства Спирина С.А. в специальном учреждении, указав, что лицо без гражданства Спирин С.А. приговором Амурского областного суда от ** признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а,д,ж,з,н» ч.2 ст. 105, п. «в» ч.3 ст. 162 УК РФ к 23 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Отбывал наказание в ФКУ КП-41 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю. ** Министерством Юстиции Российской Федерации издано распоряжение -рн о нежелательности пребывания (проживания) ответчика в Российской Федерации. На основании указанного распоряжения ** ГУ МВД России по Иркутской области принято решение о депортации лица без гражданства Спирина С.А. В целях исполнения решения о депортации ответчик помещен в ЦВСИГ на 48 часов с ** по **. Решением Ангарского городского суда Спирин С.А. помещен в центр временного содержания иностранных граждан на срок 3 месяца по ** включительно. ** в Генеральное Консульство Республики Казахстан в Российской Федерации направлен запрос об определении принадлежности Спирина С.А. к гражданству Республики Казахстан и документировании свидетельством на возвращение в Республику Казахстан. ** поступил ответ из Генерального консульства Республики Казахстан о необходимости рассмотреть вопрос в отношении Спирина С.А. в соответствии с требованиями Соглашения, заключенного между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о реадмиссии, в связи с чем инициировано проведение проверки наличия или отсутствия у Спирина С.А. обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации. ** по результатам проверки ГУ МВД России по Иркутской области вынесено заключение об отсутствии обстоятельства, свидетельствующих о наличии у Спирина С.А. гражданства Российской Федерации. ** в УМВД России по АГО направлено указание о необходимости проведения мероприятий по установлению личности лица без гражданства Спирина С.А. в соответствии с требованиями ст.10.1 Федерального закона №115-ФЗ. Решением Ангарского городского суда Иркутской области продлен срок содержания Спирина С.А. в ЦВСИГ до **. УМВД России по АГО ** вынесено заключение об установлении личности Спирина С.А. Для рассмотрения вопроса о документировании Спирина С.А. временным удостоверением личности лица без гражданства в Российской Федерации подготовлен запрос в Компетентные органы Республики Казахстан о необходимости подтвердить либо опровергнуть факт принадлежности Спирина С.А. к гражданству Республики Казахстан. Административный истец просит продлить срок пребывания лица без гражданства Спирина С.А. подлежащего депортации в специальном учреждении на срок 3 месяца.

В судебном заседании представитель административного истца Кирилина Т.Б., действующая на основании доверенности, поддержала доводы административного искового заявления, дополнительно пояснила, что заявление Спирина С.А. о выдаче временного удостоверения лица без гражданства в установленные законом сроки не рассмотрено в связи с необходимостью направления дополнительного запроса в Компетентные органы Республики Казахстан о предоставлении доказательств, подтверждающих отсутствие у Спирина С.А. гражданства Республики Казахстан.

Административный ответчик Спирин С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, суду пояснил, что до ареста проживал на территории Российской Федерации. Все близкие –мать, сестра - родственники являются гражданами Российской Федерации.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Кульгавой Д.А., полагавшей иск ГУ МВД России по Иркутской области о продлении срока содержания Спирина С.А. в специальном учреждении не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

В силу ч. 11 ст. 31 Закона в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

На основании ч. 12 ст. 31 Закона, исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

До исполнения решения о депортации иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях (п.9 ст.31 федерального закона №115-ФЗ).

Судом установлено, что приговором Амурского областного суда от ** Спирин С.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а,д,ж,з,н» ч.2 ст. 105, п. «в» ч.3 ст. 162 УК РФ, назначено наказание в виде 24 лет лишения свободы. В соответствии со ст.70 УК РФ частично присоединено неотбытое наказание по приговору от ** и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком 24 года с отбыванием пяти лет лишения свободы в тюрьме, оставшейся части лишения свободы в исправительной колонии особого режима.

Постановлением Белогорского районного суда Амурской области от ** приговор Амурского областного суда от ** изменен, исключено из резолютивной части приговора указание на назначение Спирину С.А. наказания в соответствии со ст.70 УК РФ, считать Спирина С.А. осужденным по приговору Амурского областного суда от ** по п.п. «а,д,ж,з,н» ч.2 ст. 105, п. «в» ч.3 ст. 162 УК РФ к 23 годам лишения свободы, с отбыванием пяти лет лишения свободы в тюрьме, оставшейся части лишения свободы в исправительной колонии строгого режима

Постановлением Красноярского краевого суда от ** из вводной части приговора Амурского областного суда от ** исключено указание на наличие у Спирина С.А. гражданства РФ.

На основании постановления Багучанского районного суда Красноярского края от ** Спирин С.А. для дальнейшего отбывания наказания переведен в колонию-поселение.

** Министерством Юстиции Российской Федерации издано распоряжение -рн о нежелательности пребывания (проживания) гражданина Республики Армения Спирин С.А. в Российской Федерации. С указанным распоряжением ответчик ознакомлен.

Кроме того, начальником ГУФСИН России по Красноярскому краю ** принято решение /ТО-170-нв о неразрешении въезда Спирина С.А. в Российскую Федерацию на срок 8 лет с момента отбытия наказания до момента погашения судимости. С указанным решением ответчика ознакомлен.

Согласно справки, выданной ФКУ КП-41 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, Спирин С.А. освобожден ** по отбытию срока наказания.

На основании распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации -рн ** ГУ МВД России по Иркутской области ** принято решение о депортации Спирина С.А. из Российской Федерации.

В целях исполнения решения о депортации после освобождения из исправительного учреждения Спирин С.А. ** помещен в Центр временного содержания иностранных граждан, расположенный в г.Ангарске, на 48 часов на основании решения ГУ МВД России по Иркутской области от **.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от ** лицо без гражданства Спирин С.А. помещен в ЦВСИГ на срок 3 месяца до **.

Поскольку Спирин С.А. не имеет действительного документа, удостоверяющего личность, ** ГУ МВД РФ по Иркутской области направлены документы в Генеральное Консульство Республики Казахстан в Российской Федерации с целью документирования Спирина С.А. свидетельством на возвращение в Республику Казахстан. ** поступил ответ из Генерального консульства Республики Казахстан о необходимости рассмотреть вопрос в отношении Спирина С.А. в соответствии с требованиями Соглашения, заключенного между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о реадмиссии.

Решением Ангарского городского суда от ** продлен срок содержания Спирина С.А. в ЦВСИГ до **. Основанием для продления срока содержания Спирина С.А. в ЦВСИГ явилось принятие ГУ МВД России по Иркутской области мер, направленных на документирование Спирина С.А. временным удостоверением личности лица без гражданства в Российской Федерации. Решение суда вступило в законную силу.

В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Так, решением Ангарского городского суда от ** установлено, что ** начальником ГУ МВД России по Иркутской области утверждено заключение , которым установлено отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Спирина С.А. гражданства Российской Федерации. ** ГУ МВД России по Иркутской области в адрес начальника УМВД России по АГО направлен запрос о необходимости организовать проведение мероприятий по установлению личности Спирина С.А. в соответствии с требованиями ст.10.1 Федерального закона №115-ФЗ в срок до ** с целью документирования Спирина С.А. временным удостоверением личности лица без гражданства в Российской Федерации. Спирин С.А. ** обратился с заявлением об установлении личности с целью выдачи временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, организовано проведение мероприятий по установлению личности Спирина С.А.

Из материалов дела судом также установлено, что по результатам проведенных мероприятий составлено заключение от ** об установлении личности Спирина С.А. В адрес УВМ ГУ МВД России по Иркутской области направлено заявление Спирина С.А. от ** о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

В соответствии со ст.5.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" лицу без гражданства выдается временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации, в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии.

Заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, заявление о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона.

Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в течение десяти рабочих дней со дня подачи им заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Приказом МВД России от 04.06.2021 № 395 утвержден порядок выдачи временного удостоверения личности лицу без гражданства Российской Федерации. В силу п.1 указанного Порядка временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном или районном уровнях лицу без гражданства на основании заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и копии заключения территориального органа МВД России об установлении личности иностранного гражданина, выданной в соответствии с абзацем первым пункта 12 статьи 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

В соответствии со ст.10.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ заключение об установлении личности иностранного гражданина составляется по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.(ч.12). Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца. В случае непоступления из дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций ответов на запросы территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина может быть однократно продлен по решению руководителя указанного территориального органа, но не более чем на три месяца. (ч.13).

Таким образом, из анализа указанных норм закона следует, что после проведения процедуры установления личности иностранного гражданина временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в течение десяти рабочих дней со дня подачи им заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Из материалов дела судом установлено, что заключением от ** личность ответчика была установлена, после чего ** Спириным С.А. в адрес УВМ ГУ МВД России по Иркутской области подано заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации. Вместе с тем, в нарушение требований ст.5.2 Федерального закона от ** № 115-ФЗ, определяющей порядок и сроки выдачи временного удостоверения личности без гражданства в Российской Федерации, до настоящего времени решение по заявлению Спирина С.А. не принято.

В соответствии с ч.4 ст.35.1 указанного Федерального закона содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или отмены соответствующего решения, до передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прекращения процедуры реадмиссии, до его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном статьей 5.2 настоящего Федерального закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Исходя из положений ст.ст. 3,8,9 Всеобщей декларации прав человека от ** и пункта «а» ч. 1 ст. 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами стран, в которой они проживают и ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от **, право человека на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ** предусмотрена возможность лишения свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, является ли выдворение реальной перспективой, является ли помещение иностранного гражданина в Центр временного содержания реальной перспективой и оправданным, или продолжает оставаться таковым.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от **-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что уполномоченным органом действия, направленные на депортацию Спирина С.А., не предпринимаются, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих принадлежность Спирина С.А. к гражданству Республики Казахстан, решение по заявлению Спирина С.А. о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации по истечение установленного законом срока не принято, что, в свою очередь, свидетельствует о неопределенности относительно срока содержания ответчика в специализированном учреждении несмотря на все предпринимаемые административным истцом меры.

При этом доводы административного истца о направлении запросов в Генеральное консульство Республики Казахстан для получения подтверждения отсутствия у Спирина С.А. гражданства данного государства на выводы суда не влияют, поскольку ** ГУ МВД России по Иркутской области был получен ответ Генерального консульства Республики Казахстан о необходимости для решения вопроса о реадмиссии Спирина С.А. предоставления Запрашивающей стороной документов, подтверждающих его принадлежность к гражданству Республики Казахстан. Указанный ответ свидетельствует об отсутствии у Компетентных органов документов, подтверждающих принадлежность Спирина С.А. к гражданству данного государства.

.Принимая во внимание отсутствие определенности относительно сроков содержания Спирина С.А. в специализированном учреждении, суд полагает, что правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области к Спирину Сергею Александровичу о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Судья А.В.Черных

Мотивированное решение изготовлено 10.01.2022.