Дело № 2а-1276/2021
22RS0011-02-2021-000936-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года город Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Максимец Е.А.,
при помощнике судьи Сковпень А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц, пени.
В обоснование заявленных требований указав, что в соответствии со ст. 357, 358 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) и Законом Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» № 66-ЗС от 10.10.2002 (с изменениями и дополнениями) ответчик является плательщиком транспортного налога. Расчет задолженности по транспортному налогу производится в соответствии с п.п.2, 3 ст. 362 НК РФ следующим образом: мощность двигатели умножается на ставку налога, в случае регистрации транспортного средства или снятии транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (ст. 361 НК РФ). Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2016 год в сумме 14940 руб., подлежащий уплате ФИО1 по формуле: ТН=МДхНСхК, где ТН – транспортный налог, МД – мощность двигателя, К – коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде:
Так, ФИО1 в 2016 г. являлся собственником автомобиля ...
Кроме того, административный истец указал, что в соответствии со ст. 400 НК РФ ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц. В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещения.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового Кодекса РФ.
Согласно п.2 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п.3 настоящей статьи, определяется исходя из инвентаризационной стоимости.
На основании п.1 ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п.5 настоящей статьи. При этом, нормативно-правовые акты органов муниципальных образований являются общедоступными для всех граждан Российской Федерации, так как размещены в информационно-правовых системах Российской Федерации.
В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.
В соответствии с п.5 ст.408 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
На основании вышеуказанных норм налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2016 год, подлежащий уплате ФИО1 по формуле НИ= ИС х НС х К, где НИ – налог на имущество, ИС - инвентаризационная стоимость, НС - налоговая ставка, К – коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
В 2016 г. ФИО1 на праве собственности принадлежало следующее имущество: ...
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ Инспекцией ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление на уплату налогов за 2016 год.
В соответствии со ст. 75 НК РФ должнику на сумму несвоевременно уплаченного налога начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по их уплате, по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 по 25.12.2017 в размере 1 руб. 71 коп., включены в требование от 26.12.2017 и рассчитаны следующим образом:
264 руб. (задолженность по налогу на имущество за 2016 г.) х 16 (число дней просрочки с 02.12.2017 по 17.12.2017) х 0,000275 (ставка пени или 1/300х8,25% (ставка рефинансирования Банка России, утверждена Указанием ЦБ РФ от 11.12.2015 № 3894-У) х 100%)=1,16 руб.;
264 руб. (задолженность по налогу на имущество за 2016 г.) х 8 (число дней просрочки с 18.12.2017 по 25.12.2017) х 0,000258333 (ставка пени или 1/300х7,75% (ставка рефинансирования Банка России, утверждена Указанием ЦБ РФ от 11.12.2015 № 3894-У) х 100%)=0,55 руб. Итого 1,71 руб.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ Инспекция обратилась к мировому судье с/у № 6 г. Рубцовска с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 21.05.2018 мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам за 2016 г. 08.10.2020 судебный приказ был отменен.
Административный истец просил взыскать с административного ответчика ФИО1 транспортный налог в сумме 14940 руб. в пользу регионального бюджета, налог на имущество физических лиц 264 руб., пени в сумме 1,71 руб. в пользу местного бюджета.
Представитель административного истца в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В поступивших возражениях просит в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на принудительное изъятие у него автомобиля в рамках исполнительного производства . Направленные через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление от 06.08.2017, требования от 26.12.2017 без дублирования на бумажном носителе не являются надлежащим исполнением налоговым органом обязанности, в связи с чем налоговый орган утратил право на принудительное взыскание задолженности по налогам за 2016 г.
С учетом положений ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных нормами Налогового кодекса Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Пункт 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п. 6 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
Согласно ст. 70 Налогового Кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (ч. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что за ФИО1 в 2016 году был зарегистрирован автомобиль , который 24.06.2016 судебным приставом-исполнителем ОСП г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю в рамках исполнительного производства был передан взыскателю БАНК ВТБ 24 (ЗАО) ОО «Рубцовский» как не реализованный в принудительном порядке и с согласия взыскателя принять его на баланс. В связи с чем, ФИО1 обязан был оплачивать транспортный налог на принадлежавшее ему с 01.01.2016 по 24.06.2016 (6 месяцев) указанное транспортное средство.
Расчет задолженности по транспортному налогу производится в соответствии с п.п.2, 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, следующим образом: мощность двигателя умножается на ставку налога, в случае, регистрации транспортного средства или снятии транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов федерации в частности законом Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края», в зависимости от мощности двигателя, категории транспортного средства. Согласно ст. 1 указанного Закона налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно –10 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 20 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 25 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно- 60 руб.; свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 120,0 руб.
Транспортный налог за 2016 год был исчислен ФИО1 налоговым органом и подлежал уплате в сумме 14940 руб.
Определением от 25.05.2021 производство по настоящему делу прекращено в части в связи с отказом административного истца от части требований о взыскании с ФИО2 транспортного налога за 2016 г. на вышеназванный автомобиль в сумме 4980 руб.
В связи с чем, административным истцом поддерживаются требования о взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2016 г. (за 8 месяцев) в размере 9960 руб. Расчет судом проверен, является неверным, поскольку автомобиль был передан Банку не в августе 2016 г., а в июне 2016 г., в связи с чем транспортный налог должен быть исчислен за 6 месяцев 2016 г., составляет 7470 руб.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение помещение.
Согласно ч. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год» установлен на 2016 год коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,329.
Согласно п. 1, 2, 3 «Положения о введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края», утвержденного Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 20.11.2014 № 412 (утратившего силу с 1 января 2020 года) установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края. Налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации. Установлены ставки налога на имущество физических лиц на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), и вида объекта налогообложения: за жилые дома, жилые помещения (квартира, комната), гараж, машино-место, объект незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом: до 300000 рублей (включительно) - 0,1%; свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) - 0,15%; свыше 500000 рублей до 1000000 рублей (включительно) - 0,31%; свыше 1000000 рублей - 0,6%.
Установлено, что в 2016 году ФИО1 являлся собственником недвижимого имущества в г. Рубцовске: ...
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.
В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.
В соответствии со ст.ст. 402, 403, 404, 405, 406, 408 Налогового кодекса Российской Федерации был рассчитан налог на имущество по формуле ИН= ИС х НС х К, где ИН - имущественный налог, ИС - инвентаризационная стоимость, НС - налоговая ставка, К – коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Налог на недвижимое имущество, принадлежащее ФИО1, за 2016 год был исчислен налоговым органом в сумме 264 руб., исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости в размере 527420 руб.
Расчет налога на имущество за 2016 год, исчисленного ФИО1 налоговым органом в сумме 264 руб. судом проверен, является верным.
Согласно ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Административному ответчику 06.08.2017 через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от 06.08.2017 об уплате в срок не позднее 01.12.2017 транспортного налога в сумме 14940 руб. и налога на имущество в сумме 264 руб.
Однако транспортный налог и налог на имущество в установленный законом срок административным ответчиком уплачены не были.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации должнику на сумму несвоевременно уплаченного налога за вышеуказанный период начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 по 25.12.2017 в размере 1 руб. 71 коп
В связи с неуплатой налогов в установленный срок административному ответчику налоговым органом 27.12.2017 было направлено требование об уплате налогов, сбора, пени, штрафов № 19986, срок исполнения требования установлен до 13.02.2018.
Согласно ч.2 ст.45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абзацами вторым и третьим п.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
16.05.2018 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам. 21.05.2018 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Алтайскому краю задолженности по налогам и пени.
08.10.2020 мировым судьей судебного участка №6 г. Рубцовска Алтайского края в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа, вынесено определение об отмене указанного судебного приказа.
С административным иском в Рубцовский городской суд Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю обратилась 01.03.2021, т.е. в установленный шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вместе с тем, налоговым органом процедура взыскания налога и пени с должника не соблюдена.
Представленные налоговым органом доказательства соблюдения порядка обращения в суд (налоговое уведомление от 06.08.2017 на уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц; требования об уплате налогов) не могут быть приняты судом, поскольку документы направлены налогоплательщику без соблюдения требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Исходя из положений статей 11, 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление направляется налогоплательщику – физическому лицу по адресу места его жительства, которое определяется местом регистрации, или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в пункте 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Согласно представленной административным истцом информации, налоговое уведомление от 06.08.2017 и требование об уплате налогов от 26.12.2017 переданы ФИО1 лишь через личный кабинет налогоплательщика, иным способом в его адрес не направлялись. При этом, информация из личного кабинета налогоплательщика о размещении данных документов в личном кабинете налогоплательщика, налоговым органом в материалы дела не представлена.
Доказательств направления налоговых уведомлений по адресу места жительства налогоплательщика материалы дела не содержат.
Направление налогового уведомления от 06.08.2017 через личный кабинет налогоплательщика суд не принимает в качестве доказательства соблюдения установленного порядка, поскольку в силу взаимосвязанных положений статей 11.2 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), 52 Налогового кодекса Российской Федерации такое уведомление без направления на бумажном носителе могло быть передано через личный кабинет налогоплательщика только после направления налогоплательщиком - физическим лицом в налоговый орган уведомления об использовании личного кабинета налогоплательщика. Доказательства получения от налогоплательщика такого уведомления налоговым органом суду не представлены.
Оригинал заявления на подключение к личному кабинету физического лица административным истцом суду не представлен. История посещения личного кабинета ФЛ не представлена.
Само по себе наличие данных информационного ресурса о том, что 25.09.2013 г. ФИО1 прошел первичную регистрацию в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» не означает, что направление документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, возможно только в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Так, первичная регистрация, согласно представленным данным, была осуществлена до введения в действие (с 01 июля 2015 г.) статьи 11.2, внесения изменений в статьи 52, 69 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставивших налоговому органу право направления документов в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Следовательно, в силу вышеприведенных нормативных положений без дублирования в бумажном виде такие документы могли быть направлены в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика только после получения от налогоплательщика уведомления об использовании личного кабинета налогоплательщика.
Не получив соответствующего уведомления от налогоплательщика, налоговый орган обязан, наряду с электронными, отправлять ему и бумажные копии налоговых документов. В рассматриваемом случае такая обязанность налоговым органом не исполнена, в связи с чем, оснований для вывода о том, что у налогоплательщика образовалась недоимка по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, которая подлежит взысканию, не имеется.
Кроме того, требование об уплате налогов от 26.12.2017 согласно указания в тексте административного искового заявления (без приложения информации из личного кабинета налогоплательщика о размещении данных документов в личном кабинете налогоплательщика) также направлены через личный кабинет налогоплательщика, соответственно, по месту его жительства заказным письмом с уведомлением либо иным способом не направлялись, что с учетом вышеизложенного не может свидетельствовать о соблюдении установленного порядка принудительного взыскания недоимки.
Учитывая изложенное, в данном случае суд приходит к выводу о том, что направление уведомлений об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, а так же требования об уплате налогов и пени нельзя признать соответствующим нормам налогового законодательства.
Поскольку нарушение налоговым органом порядка направления налогового уведомления и требования об уплате налога привело к утрате права на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за указанные налоговые периоды, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц, пени, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Дата составления мотивированного решения – 28 мая 2021 г.
Судья: Е.А.Максимец