Изготовлено 30.09.2021
Дело № 2а-1276/2021
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Панюшкиной А.В.
при секретаре Семикиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля в защиту неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Ленинского района города Ярославля обратился в суд с административным иском, с учетом уточнения, в защиту неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области, содержащим требования, с учетом уточнения, признать информацию, размещенную в сети Интернет, по электронным адресам: <данные изъяты>
В обоснование заявления указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, в ходе которой выявлены сайты <данные изъяты>, на которых предлагается приобрести дипломы о высшем образовании, дипломы о среднем образовании, аттестаты школ, академические справки, школьные аттестаты. Вход на вышеуказанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного сайта и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь, информация на данных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствуют. Вышеуказанные сайты направлены на привлечение внимания к услугам по получению дипломов об образовании, школьных аттестатов и иных документов об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании, о противодействии коррупции и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование и интересы государства. Законодательством предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документы об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», за которую предусмотрена уголовная либо административная ответственность.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ярославля Морозова М.А. уточненные исковые требования поддержала, просила признать информацию, размещенную на сайтах <данные изъяты>, информацией запрещенной к распространению на территории РФ.
Представитель административных ответчиков Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом, их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором просил исключить из числа ответчиков Роскомнадзор.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, в ходе которой выявлены сайты <данные изъяты>, на которых предлагается приобрести дипломы о высшем образовании, дипломы о среднем образовании, аттестаты школ, академические справки, школьные аттестаты.
Размещенная информация создаёт предпосылки для коррупционных проявлений, пропагандирует коррупцию.
В соответствии с п.п. 11, 19 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одними из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов.
Поступление на государственную и муниципальную службу и заключение контракта со служащим в силу требований Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», неразрывно связано с наличием у претендента соответствующего образования, подтверждаемого дипломом и иными документами об образовании.
Как следует из ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Учет и выдача аттестатов об основном общем и среднем общем образовании, документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, производится в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным Приказом Минпросвещения России от 05.10.2020 № 546, а также Порядком заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 13.02.2014 № 112.Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа являются уголовно-наказуемыми деяниями в соответствии со ст. ст. 324 и 327 Уголовного кодекса РФ.
В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются, в том числе доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.
Основаниями для включения в реестр сведений о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, являются, в том числе решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Распространение информации, размещенной на вышеуказанных сайтах противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере образования, о противодействии коррупции и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на получение образования в установленном законом порядке.
Законодательством предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документы об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», за которую предусмотрена уголовная либо административная ответственность.
Распространение информации о продаже дипломов посредством сети «Интернет» фактически предоставляет возможность приобретения документа об образовании, который может использоваться при поступлении на государственную или муниципальную службу без прохождения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам различных уровней образования, что противоречит указанным требованиям закона и основополагающим принципам противодействия коррупции.
Таким образом, распространение указанной выше информации запрещено.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
С учетом изложенного, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С целью исполнения решения суда его копия подлежит направлению в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Управление Роскомнадзора по Ярославской области для включения доменного имени сайтов <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Руководствуясь статьями 175-177, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресам: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Управление Роскомнадзора по Ярославской области для включения доменного имени сайтов <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через данный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В.Панюшкина