Копия Дело № 2а-45/2017 (2а-1277/2016)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Октябрьское 17 января 2017 года
Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Приходько В.А.,
при секретаре Кулюпановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца помощника прокурора Дроженко И.Н. административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района Челябинской области к администрации Никольского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области, администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области о понуждении к исполнению закона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Челябинской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Никольского сельского поселения Октябрьского муниципального района о понуждении к исполнению закона, в обоснование указав, что в результате проведенной проверки соблюдения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ на территории Никольского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области обнаружены нарушения в части создания необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. В частности, ответчиком не обеспечена доступность в здание Никольского сельского Дома культуры инвалидам и лицам с ограниченными возможностями передвижения, использующим технические средства реабилитации, в виде наружного пандуса в соответствии с техническим требованиями к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99. В связи с этим прокурор просил обязать административного ответчика оборудовать здание сельского дома культуры наружным пандусом в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Определением Октябрьского районного суда от 28 декабря 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Октябрьского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Дроженко И.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Никольского сельского поселения Октябрьского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Представитель административного ответчика администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд с учетом мнения стороны считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
Правовой основой требований беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры являются общепризнанные принципы создания равных возможностей, сформулированные в положениях Всемирной программы действий в отношении инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 37/52* от 03 декабря 1982 года), статьи 7 и 29 Конституции Российской Федерации. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 года № 832. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ).
Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее - Закон № 181-ФЗ) установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Перечень объектов социальной инфраструктуры исчерпывающим не является.
Необходимость этого вытекает и из ст.ст.3, 8, 12, 15 Градостроительного кодекса РФ, а также положений Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.
Согласно санитарным нормам и правилам 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
В судебном заседании установлено, что здание, занимаемое Никольским сельским домом культуры Октябрьского муниципального района Челябинской области, расположенное по адресу: село Большеникольское, улица Центральная, 8, Октябрьского района Челябинской области, является объектом социальной инфраструктуры, при этом не оборудовано специальными устройствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Указанные обстоятельства следуют из акта проверки (л.д.5-7), представителями ответчиков не оспариваются. Таким образом, в судебном заседании установлен факт нарушения доступности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в помещение сельского дома культуры.
Здание сельского дома культуры и все его имущество является муниципальной собственностью поселения, что следует из Устава поселения и постановлений (л.д.8-10, 20-21).
Таким образом, поскольку здание Никольского сельского дома культуры Октябрьского муниципального района является социальным объектом культуры, а факт нарушения доступности указанного помещения населению с ограниченными возможностями нашел свое подтверждение при рассмотрении дела, обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному объекту посредством размещения в здании музея наружного пандуса для доступа лиц в соответствии с техническими требованиями к опорным стационарным устройствам в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-99 должна быть возложена на администрацию Никольского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области.
Установленный прокурором района шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу для исполнения указанных в иске требований, по мнению суда, является достаточным для устранения выявленного нарушения закона.
Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Октябрьского района Челябинской области к администрации Никольского сельского поселения Октябрьского района удовлетворить: обязать администрацию Никольского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области обеспечить доступность в здание Никольского сельского дома культуры Октябрьского муниципального района Челябинской области, расположенное по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, село Большеникольское, улица Центральная, дом № 8, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения, использующих технические средства реабилитации, посредством установления наружного пандуса в соответствии с техническими требованиями к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99 в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
В удовлетворении исковых требований к администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья В.А. Приходько