ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1277/201922МА от 22.05.2019 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-1277/2019 22 мая 2019 года

29RS0014-01-2019-000931-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Радюка Е.В.

при секретаре Шестаковой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее – административный истец, инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 10 570 рублей, за 2016 год в сумме 9400 рублей, пени за период с <Дата> по <Дата> в сумме 1949 рублей 48 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога, в связи с чем налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2015, 2016 год, направлено налоговое уведомление. Поскольку транспортный налог за указанный период не был своевременно уплачен ФИО1, согласно ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) административному ответчику начислены пени. В соответствии с положениями ст.69 НК РФ административному ответчику было направлено требование об уплате недоимки по транспортному налогу и пени. Требование инспекции об уплате недоимки и пени по названному налогу в добровольном порядке административным ответчиком не было исполнено, что послужило основанием для обращения инспекции в суд с рассматриваемыми требованиями.

В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.

По определению суда в порядке ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебное заседание проведено в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, материалы дела № 2а-674/2018 по заявлению ИФНС России по г.Архангельску о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу, пени, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В силу п.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 1, 2 Закона Архангельской области от <Дата><№> «О транспортном налоге» налоговые ставки транспортного налога установлены в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства.

Информация о регистрации транспортных средств основана на данных, предоставленных Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Архангельской области в рамках пунктов 4, 11 статьи 85 НК РФ в адрес Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску.

Расчет транспортного налога производится в отношении каждого транспортного средства.

По данным органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств и объектов недвижимости на территории Архангельской области, предоставляемых на основании п.4 ст.85 НК РФ, административному ответчику с <Дата> по <Дата> принадлежало транспортное средство <***>, 1991 года выпуска, с <Дата> по <Дата> принадлежало транспортное средство <***>, 1986 года выпуска, с <Дата> по <Дата> принадлежал катер VIN <№>, 1980 года выпуска.

Налоговым органом был произведен расчет транспортного налога и направлено административному ответчику налоговое уведомление <№> от <Дата>.

Согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за каждый день просрочки уплаты налога.

В порядке ст.ст.69, 70 НК РФ в адрес ответчика было направлено требование <№> от <Дата> об уплате пени по транспортному налогу в сумме 9273 рубля 60 копеек.

Также в адрес административного ответчика налоговым органом было направлено требование <№> от <Дата> об уплате транспортного налога и пени в общей сумме 20 019 рублей 42 копейки.

Согласно имеющемуся в материалах дела расчету за 2015 год у административного ответчика имеется заложенность по транспортному налогу в сумме 10570 рублей, а также заложенность по пени, начисленным на эту задолженность, в сумме 26 рублей 16 копеек, за 2016 год у административного ответчика имеется заложенность по транспортному налогу в сумме 9400 рублей, а также заложенность по пени, начисленным на эту задолженность, в сумме 23 рубля 26 копеек. Кроме того, административный истец просит взыскать с ответчика пени по транспортному налогу за период с <Дата> по <Дата> в сумме 1365 рублей 98 копеек, начисленные на недоимку по налогу за 2014 год в сумме 10 960 рублей 00 копеек (срок уплаты налога <Дата>).

Указанная задолженность по налогу, а также пени до настоящего времени не погашены. Административный ответчик вопреки требованиям ст.62 КАС РФ не представил суду каких-либо доказательств уплаты денежной суммы, указанной в административном исковом заявлении, или контррасчета данной суммы. Таким образом, исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Помимо указанных сумм недоимки по налогу и пени, в рамках настоящего дела административный истец также просит взыскать с административного ответчика пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2013 год, в связи с нарушением налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога в установленный законом срок, за период с <Дата> по <Дата>, в общей сумме 1900 рублей 06 копеек.

Согласно имеющемуся в материалах дела расчету, за период с <Дата> по <Дата> административным истцом ответчику были начислены пени на недоимку по транспортному налогу за 2013 год (срок уплаты налога (<Дата>) в сумме 534 рубля 08 копеек

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от <Дата><№>‑Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на <Дата>, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Таким образом, в силу прямого указания закона недоимка по транспортному налогу, образовавшаяся на <Дата>, является безнадежной и не подлежит взысканию. В свою очередь пени, начисленные на сумму такой недоимки, также взысканию не подлежат.

С учетом изложенного, поскольку недоимка по транспортному налогу за 2013 год, на которую были начислены пени в общей сумме 534 рубля 08 копеек, образовалась по состоянию на <Дата>, указанная недоимка является безнадежной к взысканию.

Вместе с тем, при отсутствии у ответчика недоимки по налогу, образовавшейся на <Дата>, поскольку пени следуют судьбе налога, пени на указанные суммы недоимки, также не подлежат дальнейшему начислению, а налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности по пени, начисленным на указанную недоимку.

Соответственно, на недоимку по транспортному налогу за указанный выше период налоговым органом были необоснованно начислены пени в сумме 534 рубля 08 копеек.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пени, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Взыскиваемая административным истцом задолженность административного ответчика по налогам и пени превысила сумму в размере 3000 рублей <Дата>, что следует из требований налогового органа <№> от <Дата>. Срок исполнения указанного налогового требования истек <Дата>. С учетом этого налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании соответствующей недоимки в срок до <Дата>.

Как следует из материалов дела <Дата> по заявлению инспекции мировым судьей судебного участка <№> Ломоносовского судебного района г.Архангельска был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени, который был отменен определением названного мирового судьи от <Дата>.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С учетом изложенного, административный истец был вправе обратиться в суд с настоящим административным иском в срок до 21 марта 2019 года.

Из материалов дела следует, что настоящий административный иск был подан инспекцией 26 февраля 2019 года. Соответственно, инспекцией соблюден срок для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.

На основании изложенного, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию недоимка по транспортному налогу за 2015 год в сумме 10 570 рублей, за 2016 год в сумме 9400 рублей, пени за период с 21 октября 2016 года по 10 декабря 2017 года в сумме 1415 рублей 40 копеек. В остальной части исковые требования ИФНС России по г.Архангельску к ФИО1 удовлетворению не подлежат.

В силу ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 841 рубль 56 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: ..., г.Архангельск, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 10 570 рублей, за 2016 год в сумме 9400 рублей, пени за период с <Дата> по <Дата> в сумме 1415 рублей 40 копеек, всего взыскать 21 385 (Двадцать одна тысяча триста восемьдесят пять) рублей 40 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску к ФИО1 о взыскании пени отказать.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: ..., г.Архангельск, в бюджет муниципального образования «Город Архангельск» государственную пошлину в размере 841 (Восемьсот сорок один) рубль 56 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2019 года

Председательствующий Е.В. Радюк