УИД:68RS0004-01-2021-001337-76
Административное дело № 2а-1277/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31 » августа 2021 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Паршиной О.А.
при секретаре Ивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Псковской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Псковская таможня обратилась в суд с административным иском, к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени в общей сумме 737516,97 руб.
В обосновании административного иска указано, что 03.06.2017 г. ФИО1 ввезла на таможенную территорию Евразийского союза через таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни автомобиль «Opel Zafira», VIN- №, 2007 г.в., рег.№ № и прицеп «Blyss» VIN- №, рег № № по пассажирским таможенным декларациям, указав, что транспортные средства ввозятся для личного пользования. Срок временного ввоза транспортных средств был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. К обратному вывозу транспортные средства заявлены не были. Информация об обратном вывозе транспортных средств – автомобиля Opel Zafira», VIN- №, 2007 г.в., рег.№ № и прицепа «Blyss» VIN- №, рег № № для личного пользования в электронной базе данных отсутствует. Местонахождение транспортных средств не установлено.
В отдел таможенных платежей от т/п МАПП Убылинка служебной запиской от 21.10.2020 № 51-28/06014 поступили Решения по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования от 23.10.2020 № 10209050/231020/ТСЛП/0036 по факту не вывоза автомобиля «Opel Zafira», VIN- №, 2007 г.в. и №10209050/231020/ТСЛП/0037 по факту не вывоза с территории Таможенного союза временно ввезенного прицепа «Blyss» VIN- №, рег № №. 27.10.2020 составлены расчеты таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа № 10209000/271020/Ф-00052, №; 10209000/271020/Ф-00050.
29.10.2020 письмом № 16-16/38957, № 16-16/38960 в адрес ФИО1 направлены уведомления № 10209000/У2020/0000166 о взыскании таможенных платежей и пени на сумму 677 253,79 руб. ( в том числе: таможенные платежи – 583 169, 15 руб. пени – 94 084,64 руб.), №/У2020/0000167 о взыскании таможенных платежей на сумму 18 491,51 ( в том числе: таможенные платежи – 15 922,65 руб., пени – 2 568,86 руб.) по адресу: Latvia, <адрес>, а также по адресу: <адрес>.
В добровольном порядке уведомления не оплачены. В связи с чем с ФИО1 подлежат взысканию по уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 27.10.2020 № 10209000/У2020/0000166 о взыскании таможенных платежей и пени на общую сумму 717 915,26 руб. ( в том числе: таможенные платежи – 583 169,15 руб., пени – 94 084,64 руб. + пени доначисленные – 40 661,47 руб.) по уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 27.10.2020 № 10209000/У2020/0000167 о взыскании таможенных платежей и пени на общую сумму 19 601,71 руб. ( в том числе: таможенные платежи – 15 922,65 руб., пени – 2 568, 86 руб. + пени доначисленные – 1 110,20 руб.).
Псковская таможня обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о взыскании с ФИО1 начисленных таможенных платежей и пени.
02.03.2021 мировым судье судебного участка № 3 Тамбовского района Тамбовской области судебный приказ от 04.02.2021 г. отменен.
В порядке ст. 46 КАС РФ представитель административного истца Псковской таможни – ФИО2, действующая на основании доверенности, административные исковые требования уточнила, просила суд взыскать с ФИО1 начисленные таможенные платежи и пени в общей сумме 779 543,26 руб.
В дальнейшем, представитель административного истца Псковской таможни – ФИО2, действующая на основании доверенности в порядке ст. 46 КАС РФ, административные исковые требования неоднократно уточняла, и просила взыскать с ФИО1 таможенные платежи и пени в общей сумме 784 995 руб.
Определением Тамбовского районного суда в качестве заинтересованного лица по делу в силу ст. 47 КАС РФ привлечен ФИО3
Представитель административного истца Псковской таможни – ФИО2, действующая на основании доверенности, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась. Ранее в судебных заседаниях проведённых путём использования видеоконференцсвязи на исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить в полном объеме с учетом представленных уточнений. Дополнительно в ходе судебного разбирательства, представив письменные пояснения и возражения, суду поясняла, что в силу ч. 1 ст. 268 ТК ЕАС декларант – ФИО1 обязана оплатить таможенные платежи и пени.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Соглашения между Правительством РФ, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 « О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», действующее на момент ввоза транспортного средства 03.06.2017, декларантом может быть физическое лицо государства – члена таможенного союза или иностранное физическое лицо в том числе следующее на транспортном средстве для личного пользования, перемещаемом через таможенную границу, принадлежащем ему на праве владения, пользования и ( или) распоряжения). Согласно представленной копии ПТС транспортные средства принадлежит ФИО3 На основании доверенности от 12.05.2017 г., заверенной нотариусом Латвийской республики, ФИО1 имела право владения и пользования, а также управления транспортным средством «Opel Zafira» и прицепом «Blyss» на момент ввоза и в соответствии с ч. 3 ст. 8 Соглашения имела законные основания выступать в качестве декларанта транспортных средств.
В судебном заседании ФИО3 было представлено для обозрения Свидетельство участника государственной программы, в котором в качестве семьи вписана супруга – ФИО1. Пунктом 19 Государственной программы предусмотрено право участника Государственной программы на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Из паспортов на транспортное средство следует, что ФИО3 является собственником прицепа «BLYSS», VIN-№, рег № № со 02.05.2017 г. ( т.е. владение менее 6 мес. До даты его прибытия ( переселения) на постоянное место жительства). Таким образом, применение п. 24 Соглашения при ввозе прицепа участником Государственной программы ФИО3 не применимо.
Для целей декларирования транспортных средств ФИО1 были представлены следующие документы: паспорт иностранного физического лица №, ПТС № №, № №, доверенность от 12.05.2017. Документ о регистрации в органах ГИБДД транспортных средств на имя декларанта, а также водительского удостоверения декларанта не входят в обязательный перечень документов, предоставляемых при подаче таможенной декларации. ФИО1 были представлены документы в рамках ст. 356 ТК ТС, в результате ПТД были зарегистрированы должностным лицом таможенного органа путем проставления оттиска личной номерной печати. Кроме того ранее в мае 2017 г. через т/п МАПП Бурачки транспортным средством « OPEL ZAFIRA» рег. Номер № было осуществлено пересечение границы ЕАЭС, в качестве собственника и водителя выступал ФИО3
При прохождении таможенного контроля к ФИО1 была применена форма таможенного контроля в рамках п. 3 статьи 110 Таможенного кодекса таможенного союза – получение объяснений. Из указанных объяснений следует, что транспортное средство ввозится ею для посещения родственников и обязуется вывезти до 03.06.2018 г. через Псковскую таможню либо Республику Беларусь. Из указанных документов следует, что ФИО1 декларировала как иностранное физическое лицо транспортные средства для личного пользования, а не как лицо, переселяющееся в государство – член Таможенного союза на постоянное место жительства.
Таким образом, 03.06.2017 г. ФИО1 ввезла на таможенную территорию Евразийского экономического союза через таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни автомобиль «Opel Zafira», VIN- №, 2007 г.в., рег.№ № и прицеп «Blyss» VIN- №, рег № № по пассажирским таможенным декларациям, указав, что транспортные средства ввозятся для личного пользования. Срок временного ввоза транспортных средств был установлен до 03.06.2018 г. К обратному ввозу транспортные средства заявлены не были. Кроме того ФИО1 была ознакомлена с памяткой о правилах временного ввоза автотранспортных средств иностранными физическим лицами, согласно которой иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок временного пребывания, но не более чем один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. В случае если временно ввезенные транспортные средства для личного пользования находятся на таможенной территории, в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких транспортных средств взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 административные исковые требования не признала в их удовлетворении просила отказать, пояснив, что она и ее муж ФИО3 приехали в Россию по программе переселения соотечественников из Латвийской Республики. При пересечении границы за рулем транспортного средства находился ее муж ФИО3. При предъявлении сотрудникам таможни «свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом» сотрудник таможни пояснил, что она должна заполнить Таможенную декларацию на автомобиль и прицеп, поскольку супруг является переселенцем и не может выехать из Латвии с иностранными государственными номерами. Кроме того пояснила, что проживая в Латвии ни она ни ее супруг гражданства не имели и никакой доверенности на автомобиль у нотариуса Латвии не оформляли. Совместно с супругом, который является участником программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, пересекали границу несколько раз. Первоначально 16.05.2017 г. на автомобиле «Opel Zafira» отметиться как участники программа, а второй раз перевозили личные вещи в Россию. Пояснила, что в настоящий момент автомобиль сломан, ремонту не подлежит и продан на разборку, однако с соответствующим заявлением в таможенный орган о невозможности вывезти автомобиль не обращалась. Первоначально пояснила, что таможенные декларации заполняла самостоятельно, в последствие указала, что в таможенной декларации и в приложенных объяснениях содержатся недостоверные сведения, которые она писала под диктовку сотрудника таможенной службы, объяснения частично заполнены не её рукой.
Представитель административного ответчика адвокат Тужилин А.Н. по ордеру возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считал их незаконными и необоснованными. Пояснил, что ФИО1 не является собственником транспортного средства и прицепа, не имеет водительского удостоверения, соответственно административный истец не представил суду доказательств, что именно ФИО1 находилась за рулём транспортного средства и является надлежащим ответчиком. При этом супруги ФИО4 не являются иностранными гражданами, при заполнении декларации были введены в заблуждение сотрудниками Таможенной службы, представленная административным истцом доверенность является недействительной. К тому же административным истцом не представлены суду оригиналы документов приложенных к исковому заявлению либо надлежащим образом заверенные копии.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании пояснил, что является собственником транспортного средства «Opel Zafira», VIN- №, 2007 г.в., рег.№ № и прицеп «Blyss» VIN- №, рег № № и именно он осуществлял ввоз транспортных средств на территорию Российской Федерации из Латвийской Республики. Сотрудники таможни ввели его в заблуждение при заполнении пассажирской таможенной декларации на транспортные средства поэтому декларации заполнила его супруга ФИО1, поскольку он на тот момент плохо писал на русском языке. Уточнил, что пассажирские таможенные декларации ФИО1 заполняла под диктовку сотрудника таможенной службы. Указал, что никакой доверенности на имя супруги он не давал, поскольку жена не имеет водительского удостоверения и транспортным средством всегда управляет он сам. Пояснил, что в представленной доверенности не правильно переведена его фамилия, неверно указан адрес проживания, номер паспорта и подпись в доверенности ему не принадлежит. Он не является гражданином Латвийской Республики, проживал и в Латвии, и в Германии. Пояснил, что он с супругой переезжал в Россию по программе переселения соотечественников, представлял сотрудникам таможенной службы свидетельство, но сотрудниками таможенной службы было отказано в провозе транспортных средств как переселенцам без оплаты таможенных платежей. Пояснил, что автомобиль был зарегистрирован в Латвии и в настоящее время с учета не снят. Ранее он уже декларировал транспортное средство «Opel Zafira» при пересечении границы 16.05.2017 г., однако в рамках программы переселения соотечественником транспортные средства – автомобиль и прицеп не ввозились.
Суд выслушав представителя административного истца ФИО2, административного ответчика ФИО1, представителя административного ответчика адвоката Тужилина А.Н., заинтересованное лицо ФИО3, изучив административное исковое заявление, материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иным федеральным законом о налогах, а также иными федеральными законами.
С 01 января 2018 года единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами регулируются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Статьей 453 ТК ЕАЭС предусмотрены переходные положения о применении таможенной процедуры временного ввоза (допуска), согласно части 2 которой обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникшая и подлежащая исполнению до вступления настоящего Кодекса в силу в связи с незавершением действия указанной таможенной процедуры, не исполненная в полном размере на дату вступления настоящего Кодекса в силу, подлежит исполнению в размере сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, как если бы в отношении таких товаров применялось частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 282 ТК ТС, за период со дня наступления срока уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов по день вывоза товаров с таможенной территории Союза, но не более суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые были исчислены на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Согласно части 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
На момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с таможенным регулированием таможенного союза, регулировались Таможенным кодексом Таможенного союза ( далее – ТК ТС), нормы которого подлежат применению при рассмотрении настоящего дела, а с 01 января 2018 года правоотношения регулируются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза ( далее ТК ЕАЭС).
Согласно ч. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В силу ст. 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемы через таможенную границу.
Согласно ч. 3 п. 3 ст. 80 ТК ТС таможенные пошлины не уплачиваются, в том числе при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств-членов таможенного союза.
18.06.2010 года заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее Соглашение).
Согласно ч. 2 ст. 358 ТК ТС, иностранные физические лица были вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования мог быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза ( ч. 5 ст. 358 ТК ТС). В случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы ( часть 6 статьи 358 ТК ТС).
Аналогичные положения содержатся в ТК ЕАЭС, в частности, частью 1 статьи 264 и частью 7 статьи 266 ТК ЕАЭС предусмотрен временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года. При этом, согласно части 5 статьи 268 ТК ЕАЭ в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 статьи 268 ТК ЕАЭС предусмотрены следующие обстоятельства, при наступлении которых сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в пункте 5 настоящей статьи, считается, в том числе:
в случае утраты таких транспортных средств для личного пользования в пределах срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы, - день утраты транспортных средств для личного пользования, а если этот день не установлен, - день выпуска транспортных средств для личного пользования для временного нахождения на таможенной территории Союза (пункт 2);
в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса ( пункт 3).
Частью 1 статьи 358 ТК ТС предусмотрено право временного ввоза иностранными физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза товаров для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории. Вместе с тем этой же нормой исключение предусмотрено для транспортных средств.
В соответствии с п. 5 ст. 358 ТК ТС, в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Из положений статьи 14 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования следует, что с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, у декларанта (физического лица) возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, перемещенных через таможенную границу для личного пользования. Данная обязанность имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу и не зависит от вины лица, ответственного за уплату таможенных пошлин.В силу ч. 5 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" взыскание таможенных платежей и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.
По общему правилу ч. 6 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Согласно частям 1,3 и 14 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
При взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.
Как установлено судом при рассмотрении дела ФИО1, ввезла на таможенную территорию евразийского экономического союза ( на территорию Российской Федерации) через таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни автомобиль «Opel Zafira», VIN- №, 2007 г.в., рег.№ № и прицеп «Blyss» VIN- №, рег № №, согласно представленной копии ПТС принадлежащие ФИО3, о чем были поданы пассажирские таможенные декларации, в которых был указан срок временного ввоза до 03.06.2018 г. На основании приложенной к пассажирской таможенной декларации доверенности от 12.05.2017 г., заверенной нотариусом Латвийской республики, ФИО1 имела право владения и пользования, а также управления транспортным средством «Opel Zafira» и прицепом «Blyss» на момент ввоза.
К пассажирским таможенным декларациям ФИО1 кроме указанной выше доверенности были приложены ПТС № №, № №, паспорт иностранного физического лица LZ3268027, а также объяснения в которых была указана цель временного ввоза транспортного средства – посещение родственников до 03.06.2018 г.
В установленный срок ФИО1 указанные в декларациях транспортные средства не вывезла, в связи с чем, по результатам таможенного контроля начальником таможенного поста МАПП Убылинка были приняты решения в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования от 23.10.2020 № 10209050/231020/ТСЛП/0036 по факту не вывоза автомобиля «Opel Zafira», VIN- №, 2007 г.в. и № 10209050/231020/ТСЛП/0037 по факту не вывоза с территории Таможенного союза временно ввезенного прицепа «Blyss» VIN- № рег № № об установлении факта нарушения срока временного ввоза ( 1 год) транспортных средств для личного пользования.
27.10.2020 г. Псковской таможней составлено уведомление №10209000/У2020/0000167 о неоплаченных таможенных платежах, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных в РТП № 10209000/271020/Ф-00053, согласно которому ФИО1 необходимо уплатить таможенные платежи в сумме 18 491,51 руб. в течение 15 рабочих дней со дня получения настоящего уведомления.
29.10.2020 г. Псковской таможней ФИО1 указанное уведомление было направлено по адресу: Latvia, <адрес>, а 23.11.2020 г., по адресу, который был указан в объяснениях приложенных к таможенной декларации : <адрес>, которое было получено ФИО1 04.12.2020 г., согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, сформированного официальным сайтом Почты России.
ДД.ММ.ГГГГ Псковская таможня обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 начисленных таможенных платежей и пени в общей сумме 717 642,10 руб..
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Тамбовского района Тамбовской области от 02.03.2021 года судебный приказ №А-346/2021 от 20.02.2021 г. о взыскании с должника ФИО1 заложенности по начисленным таможенным платежам и пеням в размере 717 642 руб. 10 коп. был отменен.
В связи с неисполнений в добровольном порядке ФИО1 требований об уплате таможенных платежей и пени, Псковская таможня обратилась в пределах установленного шестимесячного срока - 26.04.2021 г. в суд с административным исковым заявлением.
Поскольку ФИО1 в установленный срок до 03.06.2018 г. не исполнена обязанность по вывозу транспортного средства с территории РФ, соответственно наступают последствия, предусмотренные пп.3 п.6 ст. 286 ТК ЕАЭС, а именно в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза – день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пп. 1,2 ст. 264 настоящего Кодекса.
В связи с обнаружением факта неуплаты ( неполной уплаты) таможенных платежей ( пеней), а также факта невывоза транспортного средства с территории таможенного союза декларантом подлежит уплата таможенных платежей.
В силу ст. 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иное лицо, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов ( аналогичная норма содержится в ст. 79 ТК ТС)
Положения ст. 186 ТК ТС определяют, что декларантами, в частности, может быть физическое иностранное лицо, перемещающее товары для личного пользования (пункт 1); а также для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лица, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящей статьи, а также перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, либо экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза (пункт 3).
Таким образом, на ФИО1, как на декларанта, возложена обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги за временно ввезенные транспортные средства для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза, и не вывезенные за таможенную территорию Таможенного союза в установленный срок.
Выражая несогласие с предъявленными административным истцом требованиями, свои доводы по иску административный ответчик основывал на наличие у неё статуса члена семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, а также предъявление к ней административных исковых требований как к ненадлежащему ответчику, поскольку право собственности на указанные транспортные средства за ней не зарегистрированы и водительское удостоверение отсутствует.
Пунктом 1 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом настоящим Кодексом и ( или) международным договором государств – членов таможенного союза.
Таким международным договором является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 « О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» ( далее Соглашение).
Льготы по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу любым способом, установлены разделом 5 приложения 3 к Соглашению.
В соответствии с п. 22 приложения 3 к Соглашению транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, могут быть временно ввезены на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год.
В соответствии со статьей 12 Соглашения таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к настоящему Соглашению.
Пунктом 24 Приложения № 3 Соглашения в числе товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей, указан автомобиль, находящийся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства, - при одновременном выполнении следующих условий:
- их ввоз на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза;
- такой автомобиль должен находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированным на третьих лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся документы, подтверждающие право на льготу по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз ( вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем, либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определённом законодательством государств – членов таможенного союза.
Таким образом, административный ответчик обязан был представить документы, подтверждающие, что на него распространяется соответствующий статус, установленный действующим законодательством: Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 « О вынужденных переселенцах», Федеральный закон от 19 февраля 1993 № 4528-1 «О беженцах», либо Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ « О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 « О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом».
Последнее осуществляется в соответствии с утвержденной тем же Указом Президента Российской Федерации Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом.
Согласно Указу Президента РФ от 14.09.2021 № 1289 « О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российской Федерации, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с п. 46 Государственной программы свидетельство участника Государственной программы является документом, подтверждающим право переселенца на провоз личного имущества через Государственную границу Российской Федерации на указанных в Государственной программе условиях. Его копия прилагается к товарно-транспортной документации на груз и предъявляется перевозчиком при ввозе груза на территорию Российской Федерации.
Согласно п. 6 названной Государственной программы участник государственной программы – соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца. Член семьи участника Государственной программы – лицо, переселяющееся совместно с участником государственной программы на постоянное место жительства в выбранный им субъект Российской Федерации. К членам семьи участника государственной программы относится супруга ( супруг).
При этом в подп. «г» п. 6 названной Государственной программы указан термин « иностранный гражданин», который включает в себя понятие «лицо без гражданства».
Подпункт 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения разъясняет, что датой прибытия ( переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца либо признание лица прибывающим ( переселившимся) на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
В настоящее время порядок признания лица прибывшим ( переселяющимся) на постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе вид документа, которым может подтверждаться такое признание, не регламентирован.
Исходя из предписаний абзацев седьмого и одиннадцатого пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» если лицо, переселяющееся на постоянное место жительства не имеет гражданства Российской Федерации, то датой признания его переселившимся на постоянное место жительства будет являться дата получения вида на жительство.
В соответствии с Информацией Федеральной таможенной службы от 4 февраля 2016 г. "По вопросам совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования физических лиц, прибывающих ( переселяющихся) на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, беженцев и вынужденных переселенцев" документами, подтверждающими признание иностранного физического лица переселяющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, являются:
- разрешение на переезд (переселение) из Туркменистана в Российскую Федерацию, предусмотренное Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 23 декабря 1993 г.;
- удостоверение переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию, предусмотренное Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 г.;
- свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637;
-вид на жительство, полученный в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Также такими документами могут являться документы, подтверждающие приобретение гражданства Российской Федерации, сопровождаемые получением постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 является членом семьи участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно сведениям представленным Управлением по вопросам миграции УМВД России по Тамбовской области ФИО1 зарегистрирована в УМВД России по Тамбовской области 18.05.2017 г.
06.10.2017 г. УФМС России по Тамбовской области ФИО1 было выдано разрешение на временное проживание рег. № сроком действия до 01.09.2020 г. Вид на жительство ФИО1 не выдавался. Решением ОВМ ОМВД России по Тамбовской области от 28 апреля 2018 г. № на основании ч. 7 ст. 14 ФЗ № 62-ФЗ « О гражданстве РФ от 31.05.2002 г. принята в гражданство Российской Федерации, документирована паспортом гражданина РФ. С 25 июня 2018 г. ФИО1 зарегистрирована по месту постоянного жительства на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>.
Таким образом, на момент ввоза 03.06.2017 г. транспортного средства зарегистрированного в иностранном государстве на территорию Российской Федерации ФИО1 не являлась гражданином Российской Федерации, прибывшей на постоянное место жительства в государство – член Союза – Российскую Федерацию, документы подтверждающие право на постоянное проживание в РФ, а также документы установленного образца подтверждающие право льготу по оплате обязательных платежей ФИО1 представлены не были. Транспортные средства были декларированы от имени иностранного физического лица для личного пользования, а не как лица, переселяющееся в государство – член Таможенного союза на постоянное место жительства.
Статус лица имеющего право на льготу по оплате обязательных платежей, как было продемонстрировано выше, подтверждается соответствующим документом установленного образца, а обязанность предоставлять указанный документ по смыслу ст. 358 ТК ТС возложена на самого гражданина.
К тому же ФИО1 при заполнении пассажирской таможенной декларации и в приложенных к ней объяснениям собственноручно указала, что транспортные средства ввезены временно, будут использованы в личных целях и подлежат вывозу до 03.06.2018 г. Указаний о том, что ФИО1 переселяется на постоянное место жительства как член семьи участника государственной программы не имеется. К тому же в таможенный орган с заявлением о продлении срока временного ввоза транспортных средств ФИО1 не обращалась. Доказательств обратного суду представлено не было.
Следовательно, на момент таможенного оформления товаров ( транспортных средств) правового основания для признания ФИО1 переселяющейся на постоянное место жительства в РФ отсутствовали.
Довод административного ответчика и его представителя относительно того, что ФИО1 является ненадлежащим ответчиком, поскольку собственником транспортных средств указанных в пассажирских таможенных декларациях является её супруг ФИО3 судом откланяется, поскольку нахождение транспортного средства в собственности у иного лица не снимает с ФИО1 обязанности по вывозу транспортных средств, зарегистрированных в ином государстве, а равно как и не снимает с неё обязанности, как с лица, подавшего декларации на ввоз транспортных средств, обязанности по уплате таможенных платежей.
Именно на ФИО1 возлагается обязанность по уплате таможенных платежей, поскольку плательщиками таможенных платежей в силу закона являются декларанты.
Доказательств невозможности своевременного вывоза ввезенного транспортного средства по объективным причинам, связанных с исключительными обстоятельствами суду представлено не было.
С учетом изложенного, суд полагает, что административный ответчик не имеет права на льготу по уплате таможенных платежей как лицо, прибывающее ( переселяющееся) в государство – член таможенного союза на постоянное место жительства.
При таких обстоятельствах, поскольку обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства административным ответчиком не осуществлен, суд полагает, что ответчик обязан уплатить таможенные пошлины и налоги в порядке, установленном п. 7 ст. 14 Соглашения, а именно: в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортное средство было выпущено для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно частям 1,2 ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Процедура принудительного взыскания таможенным органом соблюдена, подлежащие уплате таможенные платежи и пени к ним исчислены с приведением порядка расчета и применяемых к нему сроков, расчет и размер исчисленных сумм административным ответчиком не оспорен контрсчет не приведен.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика.
руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Псковской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу Псковской таможни по состоянию на 31.08.2021 г. сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 599 091 рублей 08 копеек, пени в размере 185903 рубля 02 копейки, а всего 784 995 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования муниципального района – Тамбовский район госпошлину в сумме 11049,95 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 14 сентября 2021 года
Судья- О.А. Паршина