ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1278/20 от 23.09.2020 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

Производство №2а-1278/2020

Дело (УИД) 70RS0001-01-2020-003761-75

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

при секретаре А.Б. Потехиной

помощник судьи А.С. Микова,

с участием

представителя административных истцов ФИО1, действующей на основании доверенности

представителя административного ответчика Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в лице Отдела геологии и лицензирования по Томской области –ФИО2, действующей на основании доверенности № /________/ от /________/

представителя административного ответчика Федерального агентства по недропользованию – ФИО3, действующей на основании доверенности от № /________/ от /________/,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5 к Департаменту по недропользованию Федерального агентства по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в лице отдела геологии и лицензирования по Томской области, Федеральному агентству по недропользованию о признании уважительными пропуска срока подачи заявления о выплате государственного денежного вознаграждения, признании незаконным решения совещания отдела геологии и лицензирования по Томской области Департамента по недропользованию Федерального агентства по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу об отказе в получении государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых, обязании Федеральное агентство по недропользованию принять решение о выплате государственного денежного вознаграждения

Установил:

ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным иском к департаменту по недропользованию Федерального агентства по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в лице отдела геологии и лицензирования по Томской области о признании незаконным решение совещания отдела геологии и лицензирования по Томской области Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу Федерального агентства по недропользованию об отказе ФИО4, ФИО6, Е.И. в получении государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых согласно протоколу НТС при начальнике отдела геологии и лицензирования по Томской области от /________//________/, от /________//________/ и обязать административного ответчика вынести решение о выплате государственного денежного вознаграждения на имя ФИО4, ФИО5

В обоснование административных исковых требований указано, что общество с ограниченной ответственностью Геологоразведочная компания «Геосфера» (далее - ООО ГРК «Геосфера») на основании Государственного контракта от /________//________/ в период 2013-2015 гг. выполняло работы за счет средств федерального бюджета по объекту «Поисковые и оценочные работы на светложгущиеся тугоплавкие глины на Корниловской площади (Томская область)» с целью обоснования и локализации прогнозных ресурсов светложгущегося тугоплавкого глинистого сырья категории Р, - 20 млн.т. и прироста запасов его категории С2 - 10 млн.т. В результате успешного проведения геологического изучения в 2015 г. выявлено и оценено Корниловское месторождение тугоплавких глин, утверждены и впервые приняты на государственный баланс запасы тугоплавкого глинистого сырья Корниловского месторождения для условий открытой отработки.

09.03.2016 г. департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра) выдано Свидетельство за № /________/ об установлении

факта открытия месторождения полезных тугоплавких глин на Корниловской площади 20.02.2016 ООО ГРК «Геосфера» в лице генерального директора ФИО4 (приказ Центрсибнедра /________/ от /________/).

11.05.2016 Центрсибнедра направил в Роснедра пакет документов для рассмотрения и принятия решения о награждении нагрудным знаком «Первооткрыватель месторождения» за выявления Корниловского месторождения тугоплавких глин в Томской области следующих сотрудников ООО ГРК «Геосфера»: ФИО4 -генерального директора; ФИО5 - главного геолога (письмо /________/).

06.12.2019 г. ООО ГРК «Геосфера» в лице генерального директора ФИО4. обратилось к начальнику отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Томской области с просьбой сообщить, на каком этапе рассмотрения находятся документы о награждении сотрудников

ООО ГРК «Геосфера» ведомственными знаками отличия за открытие месторождения.
13.12.2019 г. поступил ответ от отдела геологии и лицензирования по Томской области (Томскнедра) о том, что документы о награждении сотрудников ООО ГРК «Геосфера» нагрудным знаком «Первооткрыватель месторождения» отправлены в Росснедра для рассмотрения и принятия решения о награждении с приложением копии письма департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 11.05.2016 г. /________/.

Параллельно с получением письменного ответа секретарем Томскнедра по рабочему телефону ООО ГРК «Геосфера» была дана информация о том, что нагрудные знаки и удостоверения «Первооткрыватель месторождения» на сотрудников ООО ГРК «Геосфера» находятся в Федеральном агентстве по недропользованию (Роснедра) в г. Москве, были даны координаты сотрудника с которым предлагалось связаться. После телефонного разговора с указанным сотрудником Роснедр последним был предложен вариант получить нагрудные знаки и удостоверения «Первооткрыватель месторождения» по доверенности.

Удостоверения и нагрудные знаки были получены через представителя ФИО7, проживающего в г.Москве на основании доверенностей за /________/-

/________/ и за /________/ от 10.12.2019г.

ФИО4 награжден нагрудным знаком «Первооткрыватель месторождения», согласно удостоверению /________/ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2017 /________/., ФИО5 награждена нагрудным знаком «Первооткрыватель месторождения», согласно удостоверению /________/ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2017 /________/

26.12.2019 административные истцы обратились к начальнику отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Томской области с заявлением о выплате государственного денежного вознаграждения за открытие Корниловского месторождения тугоплавких глин в Томской области и необходимого пакета документов в соответствии с п. 2 Правил выплаты государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 414 (далее - Правила).

11.03.2020 г. Отделом геологии и лицензирования по Томской области (Томскнедра) были направлены сопроводительные письма с приложением Протоколов заседания НТС о рассмотрении заявлений о выплате государственного денежного вознаграждения на имя ФИО4 и ФИО5 за№/________/ и /________/, согласно которым административным истцам в получении государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых было отказано в связи с нарушением сроков подачи заявления о выплате государственного денежного вознаграждения. Отказ мотивирован следующим: Постановлением Правительства Российской федерации от 28.04.2015 г. № 414 «О государственном денежном вознаграждении за открытие месторождения полезных ископаемых» (п.6, п.п. б) предусматриваются сроки подачи заявления на получение государственного денежного вознаграждения - в течение 3-х лет с момента постановки запасов месторождения полезных ископаемых на государственный баланс. То есть, заявление на выплату государственного денежного вознаграждения необходимо было подать не позднее 24.12.2018 г. Заявление о выплате месторождения было подано заявителями 26.12.2019 г.

ФИО4, ФИО5 не согласны с вышеуказанным отказом в получении государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых.

В целях поощрения и стимулирования работников приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2011 года № 36 «Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации» учрежден нагрудный знак «Первооткрыватель месторождения». Согласно пунктам 3,4 награждение Знаком производится в соответствии с приказом Минприроды России по представлению руководителя Федерального агентства по недропользованию. Вручение Знака и удостоверения к нему производится в торжественной обстановке Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации или по его поручению другими должностными лицами».

Однако административным истцам не только не были торжественно вручены знаки и удостоверения, они не были даже извещены о том, что имеют соответствующие награды и соответственно вправе претендовать на получения денежного вознаграждения с 2017 года.

Отказывая в выплате государственного вознаграждения административным истцам, Комиссия Отдела геологии и лицензирования по Томской области (Томскнедра) ссылается на то, что Ч-вы с нарушением сроков подали заявления о выплате государственного денежного вознаграждения. Однако доказательств подтверждающих факт официального награждения ведомственными знаками административных истцов или их извещения о наградах отсутствуют. Награды были получены через представителя по доверенности только в декабре 2019 года.

Отказ Комиссии является неправомерным, поскольку административный ответчик не уведомил административных истцов о награждении ведомственными нагрудными знаками «Первооткрыватель месторождения» в нарушении п. 4 Положения о нагрудном знаке «Первооткрыватель месторождения» приказа Минприроды от 16.02.2011 года № 36.

Кроме того, согласно п. 5. Правил выплаты «Основанием для отказа в рассмотрении документов является несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2 настоящих Правил, а также недостоверность содержащихся в них сведений». Таким образом, установлен закрытый перечень оснований для отказа Территориальными органами Федерального агентства по недропользованию в рассмотрении документов от заявителя, в которых отсутствует такое основание для отказа как нарушение сроков подачи заявления о выплате государственного денежного вознаграждения.

Поскольку процедура получения документов по награждению административных истцов территориальным органом Федерального агентства по недропользованию затянута, награждение ведомственным знаком и вручение удостоверения не произведено в надлежащие сроки и в надлежащем порядке, данное обстоятельство помешало истцам обратиться за получением вознаграждения в установленные законом сроки с полным комплектом документов, где одним из обязательных являлся документ о награждении ведомственным знаком отличия за открытие месторождения (пп. г п.2 Правил выплаты).

Как только административные истцы получили нагрудные знаки и удостоверения «Первооткрыватель месторождения», они сразу же обратились с заявлением о выплате государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию -Томскнедра 26.12.2019 г., приложив подтверждающие копии документов о награждении.

С учетом заявленных административных исковых требований и ходатайства административного ответчика «Центрсибнедра», мнения представителя административных истцов определением суда от 03.08.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное агентство по недропользованию.

В судебном заседании представитель истца уточнила административные исковые требования и просит суд:

- признать уважительным пропуск срока подачи заявления о выплате государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых и восстановить срок на обращение с заявлением.

- признать незаконным решение совещания Отдела геологии и лицензирования по Томской области Департамента по недропользованию по Центрально-Сибисркому округу Федерального агентства по недропользованию –протокола НТС при начальнике отдела геологии и лицензирования по Томской области /________/ и /________//________/ от 10.03.2020 об отказе ФИО4 и ФИО5 в получении денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых.

- обязать Федеральное агентство по недропользованию принять решение о выплате государственного денежного вознаграждения на имя ФИО4 и ФИО5.

Административные истцы ФИО4, ФИО5, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, направили представителя.

Представитель административных истцов настаивала на удовлетворении требований к административным ответчикам по основаниям, изложенным в административном иске. В судебном заседании привела аналогичные доводы.

Представитель административного ответчика Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель Центрсибнедра представила письменные отзывы на административное исковое заявление.

В судебном заседании пояснила, что 20.02.2016 года ООО ГРК «Геосфера», как организация, проводившая работы по геологическому изучению, подало заявку в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (территориальный орган Роснедра) о признании факта открытия Корниловского месторождения. Заявка общества была удовлетворена, в связи с чем, оформлен приказ Центрсибнедра /________/ от /________/ года, выдано свидетельство об установлении факта открытия месторождения /________/ от /________/ с указанием даты открытия месторождения /________/ (дата поступления заявки от ООО ГРК «Геосфера»). Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу осуществил в рамках доведенных ему полномочий в соответствии с Порядком представления кандидатур на награждение нагрудным знаком «Первооткрыватель месторождения» (далее-приказ Роснедра /________/), сбор, составление материалов по кандидатурам на награждение нагрудным знаком «Первооткрыватель месторождения» и направил их в Роснедра. Приказом Минприроды России /________/ от /________/ утверждено Положение о нагрудном знаке «Первооткрыватель месторождения» (приложение /________/ к приказу) (далее - Приказ Минприроды /________/), согласно п.3 которого награждение Знаком производиться в соответствии с приказом Минприроды России по представлению руководителя Федерального агентства по недропользованию. Основанием для выдачи нагрудных знаков является Приказ Минприроды России. Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу не является органом, который принимается решение о выдаче знака, и департамент не обладает сведениями, как о принятом решении, так и о реализации принятого решения. Вместе с тем, Минприроды России публикует на официальном сайте сканированные образы приказов о награждении знаками, вследствие чего, информация, которая содержится в приказе, является общеизвестной и доступной неопределенному кругу лиц, в том числе и заинтересованным. Так, на официальном сайте Минприроды России размещен приказ /________/ от /________/, в соответствии с которым приказано наградить за открытие и разведку Корниловского месторождения ФИО8, ФИО4 и ФИО5 Начальнику Департамента (ФИО9) и другим должностным лицам Департамента поручений о награждении нагрудными знаками Министр природных ресурсов и экологии не давал.

26.12.2019 года (вх. /________/) в адрес отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Томской области поступили заявления ФИО4, ФИО5 о выплате государственного денежного вознаграждения за открытие месторождений полезных ископаемых. При рассмотрении Томскнедра представленных заявителями документов, было установлено, что заявления поданы с нарушением сроков. Так, в Правилах предусмотрено, что в отношении лиц, открывших неизвестное ранее месторождение полезных ископаемых после 01.01.2015 года, срок для подачи заявления о выплате государственного месторождения составляет 3 года с момента постановки запасов полезных ископаемых на государственный
баланс. В случае с Корниловским участком, моментом постановки запасов на государственный баланс является дата утверждения Протокола /________/ Государственной комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых Роснедра - то есть 14.01.2016 года. Следовательно, право на подачу заявления на получение государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения было у заинтересованных лиц до 14.01.2019 года. Указанное обстоятельство было установлено Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу при рассмотрении заявлений, так как заявления ФИО4 и ФИО5 были поданы ими только 29.12.2019 года. Исходя из того, что право на подачу заявлений у указанных лиц было утрачено, сами заявления не подлежали рассмотрению. В связи с этим, Центрсибнедра, в рамках своих полномочий, уведомил ФИО4 и ФИО5 об отказе с указанием причины, которые содержаться в Протоколах НТС при начальнике Томскнедра № /________/ от 10.03.2020 года и № /________/ от 10.03.2020 года.

Полагала, что факт того, что административными истцами были поздно получены нагрудные знаки никак не влияют на результат рассмотрения Томскнедра заявления о получении выплаты, так как отсутствие информации у ФИО4 и ФИО5 о том, что 16.11.2017 года принят приказ об их награждении и знаки необходимо получить, является обстоятельством напрямую зависящим от действий самих лиц. Исходя из указанного, права и законные интересы административных истцов отказами Департамента не затрагиваются и не нарушаются, так как на момент подачи заявления у них отсутствовало право на подачу такого заявления.

Также выразили мнение о том, что ФИО4 не является лицом, чьи права и законные интересы нарушены отказом Департамента, поскольку ФИО4 на момент проведения работ по государственному контракту и на момент постановки запасов на государственный баланс работал руководителем общества, то есть являлся должностным лицом, осуществляющим в силу своих служебных обязанностей лишь общее руководство работами, что в силу п. 4 основной части Постановления Правительства РФ № 414, является основанием для отказа в выплате вознаграждения, как лицу, не имеющему право на его получение.

Представитель административного ответчика - Федерального агентства по недропользованию заявленные требования не признала, представила письменные отзывы на административный иск.

В судебном заседании пояснила, что административные истцы действительно были награждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2017 /________/ за открытие и разведку Корниловского месторождения тугоплавких глин в Томской области. Сканированный образ приказа о награждении знаками опубликован Минприроды России на его официальном сайте. Таким образом, информация, содержащаяся в данном приказе, стала общеизвестной и доступной неопределенному кругу лиц, в том числе и административным истцам. Исходя из Положения /________/, у Минприроды России отсутствуют полномочия по уведомлению заинтересованных лиц о готовности приказа о награждении нагрудным знаком. Таким образом, совокупность положений, содержащихся в Порядке /________/ и Положении /________/, позволяет прийти к выводу о том, что административными истцами пропущен необходимый срок для получения нагрудных знаков, чтобы в дальнейшем подать соответствующее заявление на получение государственного денежного вознаграждения.

Относительно требования о признании уважительным пропуск срока на подачу заявления о выплате государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых указала, что процессуальное законодательство содержит положения относительно только процессуальных сроков. Вместе с тем, пресекательный срок на подачу заявления о выплате государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых установлен в Правилах выплаты государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых и по своей природе не относится к процессуально-правовым срокам, а является материально-правовым сроком, который регулируется материальным правом, и не может быть восстановлен судом. Постановлением № 414 указана не только продолжительность, но и начало течения срока. Истечение пресекательного срока погашает само право административных истцов на подачу заявления на получение государственного денежного вознаграждения. Кроме того, одним из оснований установления пресекательного срока является особенность бюджетного планирования, заключающегося в доведении Министерством финансов РФ денежных средств в рамках определенного временного периода и по определенной статье расходов. Приложением 10 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» к Федеральному закону от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Федеральному агентству по недропользованию (049) предусмотрено доведение бюджета по статье «Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Социальное обеспечение и иные выплаты населению)» только в 2019 г. Доведение денежных средств, в рамках данной статьи Роснедрам в 2020 г не предусмотрено.

Относительно требования об обязании Роснедра принять решение о выплате государственного денежного вознаграждения на имя административных истцов пояснила, что в соответствии с п. 7 Правил по итогам рассмотрения представленных материалов Федеральное агентство по недропользованию принимает решение о выплате государственного вознаграждения или об отказе в выплате. В целях обеспечения реализации положений Правил, в связи с необходимостью рассмотрения материалов и принятия решений о выплатах государственных денежных вознаграждений, в соответствии с приказом Роснедр от 10.07.2015 /________/ «О создании Комиссии Роснедр по государственным денежным вознаграждениям за открытие месторождений полезных ископаемых», в Федеральном агентстве по недропользованию создан коллегиальный орган Комиссия Роснедр по государственным денежным вознаграждениям за открытие месторождений полезных ископаемых. В состав данной Комиссии включаются представители Управления геологии и твердых полезных ископаемых Роснедр, Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений Роснедр, Управления финансово-экономического обеспечения Роснедр, главный геолог ФГКУ «Росгеолэкспертиза», специалист-эксперт свода и анализа развития минерально-сырьевой базы Управления геологии твердых полезных ископаемых, а также иные специалисты и эксперты. При этом законодательством Российской Федерации о недрах не предусмотрена ситуация, при которой судебный орган принимает на себя полномочия Комиссии по принятию решения о выплате государственного денежного вознаграждения.

Исходя из положений законодательства о недрах, при подаче заявления на получение государственного денежного вознаграждения у подателя заявления не возникает автоматически право на получение данного вознаграждения, а возникает право на рассмотрение компетентным органом данного заявления. Способом восстановления в таком случае нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица может быть только рассмотрение заявления специально созданным для этого органом Федерального агентства по недропользованию с учетом нарушений, установленных судом.

Заслушав объяснения представителя административных истцов, представителей административных ответчиков, определив на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о рассмотрении дела в отсутствии административных истцов, исследовав и изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, закрепляет право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица (часть 1 статьи 218).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов,

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации «О недрах», физические лица, определенные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в качестве лиц, участвовавших в финансируемом за счет средств федерального бюджета за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составляющей союзных бюджет части государственного бюджета СССР открытия неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (за исключением месторождений общераспространенных полезных ископаемых), запасы полезных ископаемых которого поставлены на государственный баланс, имеют право на государственное денежное вознаграждение.

Выплата указанного вознаграждения осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и в размере, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правила выплаты государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 года № 414 (далее - Правила № 414).

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 414 "О государственном денежном вознаграждении за открытие месторождения полезных ископаемых" государственное денежное вознаграждение выплачивается физическим лицам в следующих случаях:

физические лица должны были участвовать в финансируемом за счет средств федерального бюджета, за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР открытии неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (за исключением месторождения общераспространенных полезных ископаемых);

запасы полезных ископаемых неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (за исключением месторождения общераспространенных полезных ископаемых) должны быть поставлены на государственный баланс;

физические лица, участвовавшие в финансируемом за счет средств федерального бюджета, за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР открытии неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (за исключением месторождения общераспространенных полезных ископаемых) должны иметь ведомственный знак отличия за открытие неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых, независимо от их последующего места работы и рода занятий, за исключением должностных лиц, осуществлявших в силу своих служебных обязанностей лишь общее руководство работами, в результате которых было открыто неизвестное ранее месторождение полезных ископаемых.

Установлено, что выплата государственного денежного вознаграждения за открытие неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (за исключением месторождения общераспространенных полезных ископаемых) (далее - государственное вознаграждение) осуществляется Федеральным агентством по недропользованию за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (п.2 Постановления).

Пунктом 2 Правил № 414 установлено, что физическое лицо, участвовавшее в финансируемом за счет средств федерального бюджета, за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составляющей союзных бюджет части государственного бюджета СССР открытии месторождения и имеющее право на получение государственного вознаграждения (далее -заявитель), представляет в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию по месту расположения выявленного месторождения, установленный перечень документов.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства установлены следующие сроки подачи заявления о выплате государственного вознаграждения: а) в отношении лиц, открывших неизвестное ранее месторождение полезных ископаемых до 1 января 2015 г., - до 1 мая 2019 г.; б) в отношении лиц, открывших неизвестное ранее месторождение полезных ископаемых после 1 января 2015 г., - 3 года с момента постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс.

Материалами дела подтверждается, что 20.05.2013 года между управлением по недропользованию по Томской области и обществом с ограниченной ответственностью Геологоразведочная компания «Геосфера» был заключен Государственный контракт № /________/ по объекту: /________/ «Поисковые и оценочные работы на светложгущиеся тугоплавкие глины на Корниловской площади (Томская область)».

В соответствии с п. 9.1 Государственного контракта, срок его действия установлен с даты подписания (20.05.2013 года) по 31.12.2015 года.

Протоколом /________/ от 25.12.2015, утвержденным Заместителем Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации 14.01.2016 года государственная комиссия утвердила заключение государственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию.

Согласно пункту 2.4 Протокола /________/, ГКЗ Роснедра решила утвердить запасы тугоплавких глин на Корниловский площади (лицензия /________/) по состоянию на 01.01.2015 года.

20.02.2016 года в адрес отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу поступила заявка (/________/ от 20.02.2016 года) о признании факта открытия Корниловского месторождения тугоплавких глин, расположенного в Томской районе Томской области.

Представленные документы были рассмотрены на совещании при начальнике Центрсибнедра, что подтверждается Протоколом /________/ от 26.06.2016 года. Комиссия приняла решение рекомендовать Департаменту выдать ООО ГРК «Геосфера» свидетельство установленного образца об установлении факта открытия Корниловского месторождения в Томском районе Томской области.

Приказом Центрсибнедра /________/ от 09.03.2016 года установлен факт открытия месторождения тугоплавких глин на Корниловской площади» и выдано Свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых № /________/.

Согласно п. 2 Приказа Центрсибнедра /________/ от 09.03.2016 года фактом открытия месторождения следует считать дату подачи заявки - 20.02.2016 года.

09.06.2016 ООО ГК «Геосфера» выдано свидетельство № /________/ об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых.

Согласно протоколу совещания при начальнике Центрсибнедра /________/ от 28.03.2016 на основе представленных документов рекомендовано признать первооткрывателями Корниловского месторождения тугоплавких глин в Томском районе Томской области кандидатуры, которые предложены обществом, и поддержать ходатайство о награждении нагрудным знаком «Первооткрыватель месторождения». В список лиц включены ФИО4, ФИО5, ФИО8

26.04.2016 года Научно-Техническим советом при начальнике Департамента (секция ТПИ и подземные воды) рассмотрены материалы ООО ГРК «Геосфера» о награждении нагрудным знаком «Первооткрыватель месторождения» за открытие и оценку запасов тугоплавких глин Корниловского месторождения ( Протокол /________/).

Указанное решение письмом Центрсибнедра /________/ от 11.05.2016 вместе с документацией направлено в Федеральное агентство по недропользованию.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации /________/ от 16.11.2017 года «О награждении», ФИО8 (старший геолог ООО ГРК «Геосфера»), ФИО4 (генеральный директор ООО ГРК «Геосфера»), ФИО5 (главный геолог ООО ГРК «Геосфера») награждены за открытие и разведку Корниловского месторождения тугоплавких глин в Томской области знаком «Первооткрыватель месторождения».

26.12.2019 года в адрес Томскнедра поступили заявления о выплате
государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения
полезных ископаемых от ФИО5 и от ФИО4

Однако протоколами заседаний НТС при начальнике отдела Томскнедра /________/ от 10.03.2020 года, /________/ от 10.03.2020 года ФИО5, ФИО4, было отказано в выплате государственного вознаграждения.

Как следует из решений совещания, оформленного указанными протоколами, основанием принятых решений явилось нарушение заявителями сроков подачи заявления о выплате государственного вознаграждения.

В судебном заседании установлено, что указанное решение было принято структурным подразделением – отделом Центрсибнедра, являющимся территориальным органом Роснедра, по месту расположения выявленного месторождения, который в соответствии с пунктом 2 Правил 414 рассматривает заявления о выплате вознаграждений за открытие месторождения полезных ископаемых и выносит соответствующее решение.

Административные истцы оспаривают факт пропуска срока с заявлением о выплате вознаграждения, указывая на позднее получение удостоверений о награждении знаком «Первооткрыватель месторождения», а также просят восстановить указанный срок, пропущенный не по вине заявителей.

В соответствии с п.п. «б» п. 5 преамбулы Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 414 "О государственном денежном вознаграждении за открытие месторождения полезных ископаемых" в отношении лиц, открывших неизвестное ранее месторождение полезных ископаемых после 01.01.2015 года, срок для подачи заявления о выплате государственного месторождения составляет 3 года с
момента постановки запасов полезных ископаемых на государственный
баланс.

Полномочия территориального органа Роснедра установленные пунктом 4 Правил № 414 включают в себя следующие действия: территориальные органы в срок не более трех месяцев со дня получения документов, указанных в пункте 2 Правил № 414, рассматривают представленные документы и по результатам рассмотрения могут, в том числе, направить заявителю информацию об отказе в рассмотрении документов с указанием причины отказа.

Приказом Минприроды России от 06.09.2012 года № 265 утвержден Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса (далее - Приказ № 265).

Согласно пункту 10 Приказа № 265, основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденные Роснедрами.

С учетом даты постановки на государственный баланс по участку Корниловский, заявление о выплате было подано административными истцами 26.12.2019, то есть за пределами 3-х годичного срока, установленного Постановлением.

Таким образом, административным ответчиком, в соответствии с законом правильно были возвращены представленные заявителями документы, с указанием в решении на основание для их возврата – нарушение сроков подачи заявления о выплате государственного денежного вознаграждения. При этом, решение имеет ссылку на п.п. б п. 6 Постановления Правительства «О государственном денежном вознаграждении за открытие месторождения полезных ископаемых».

Доводы административных истцов о том, что территориальный орган вышел за пределы своих полномочий, указав в принятом решении, что административным истцам отказано в получении государственного вознаграждения, судом отклоняются, поскольку из оспариваемых решений, оформленных протоколами, учитывая их содержание и ссылки в обоснование принимаемого решения на подпункт б п. 6 Постановления № 414 следует, что заявления и документы, представленные ФИО4, ФИО5 были рассмотрены, основанием для принято решения явился пропуск срока подачи заявления на выплату вознаграждения, а указание на отказ в получении вознаграждения обусловлены предусмотренными упомянутой нормой препятствиями для рассмотрения указанных заявлений.

Довод о том, что данное основание не может являться основанием для отказа в рассмотрении документов, поскольку таким основанием является несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2 настоящих Правил, а также недостоверность содержащихся в них сведений, судом отклоняется, поскольку Постановлением Правительства 414 установлен срок на подачу заявления, то пропуск данного срока исключает возможность представления указанного заявления на стадии принятия документов, что не препятствует территориальному органу отказать в рассмотрении документов на указанном основании.

Следовательно, оспариваемые решения совещания отдела геологии и лицензирования по Томской области Департамента по недропользованию по Центрально-Сибисркому округу Федерального агентства по недропользованию –протокола НТС при начальнике отдела геологии и лицензирования по Томской области /________/ и /________/ от 10.03.2020 об отказе в получении денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых приняты в соответствии с требованиями федерального законодательства и у административного ответчика – Центрсибнедра имелись законные основания для принятия оспариваемого решения. При этом не имеет значения то обстоятельство, что в решениях указано на отказ в получении вознаграждения, поскольку в целом отсутствуют основания для подачи заявлений на выплату государственного денежного вознаграждения.

Обстоятельства, связанные с пропуском срока предоставления заявлений о выплате, связанные с поздним получением удостоверений о награждении знаком «Первооткрыватель месторождения» и невозможностью приложить их к заявлению не являлись предметом рассмотрения при принятии оспариваемых решений, в связи с чем судом оценка им в порядке КАС РФ дана не может.

Доводы административных истцов о том, что отказ Комиссии является неправомерным, поскольку административный ответчик не уведомил о награждении ведомственными нагрудными знаками, является необоснованным.

Согласно приказу Минприроды России № 36 от 16.02.2011 года утверждено Положение о нагрудном знаке «Первооткрыватель месторождения». Согласно п. 3 Приказа награждением знаком производиться в соответствии с приказом Минприроды России по представлению руководителя Федерального агентства по недропользованию. Федеральное агентство по недропользованию, является государственным органом, который в соответствии с Приказом № 36, предоставляет сведения в Минприроды России.

Материалами дела установлено, что административным ответчиком Центрсибнедра в соответствии с установленной процедурой и в установленные сроки в Роснедра были направлены документы на вознаграждение.

Полномочиями в части принятия решений о награждении и выдачи знаков и удостоверений Центрсибнедра не обладает. В судебном заседании не установлено, что соответствующие поручения по награждению административных истцов были даны Центрсибнедра, такая информация в Приказах Минприроды о награждениях отсутствует. Обязанность уведомлять административных истцов о награждении ведомственными знаками у Центрсибнедра отсутствует.

Постановлением Правительства 414 установлен срок, который носит заявительный характер и в течение которого предполагается, что в течение этого срока претендент на указанное вознаграждение может выразить свою волю на его получение.

Установленный законом трехгодичный срок по своей природе не относится к процессуальным срокам, а является материально-правовым сроком, который регулируется материальным правом и не может быть восстановлен судом, в связи с чем требование о его восстановлении не подлежит удовлетворению.

Указанный пресекательный срок устанавливает пределы существования субъективных прав и предоставляет определенным лицам строго ограниченное время для их реализации под угрозой прекращения данного права в случае его неосуществления или ненадлежащего осуществления.

Кроме того, получение государственного денежного вознаграждения является правом физического лица. Порядок на получение государственного денежного вознаграждения является заявительным, соответственно обязанность по сбору и подготовке всех необходимых документов и сведений в силу положений законодательства о недрах возлагается на физических лиц.

Срок на подачу заявления, установленный в п. 6 Постановления Правительства № 414 является достаточным для оформления и сбора всех необходимых материалов и сведений, о чем свидетельствуют действия ООО «Геосфера» о поэтапном оформлении всех необходимых документов. Приказ о награждении ведомственным знаком «Первооткрыватель месторождения» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации был издан 16 ноября 2017, соответственно являлся документом, подтверждающим присвоение указанного звания.

Административными истцами первоначально были заявлены требования об обязании Центрсибнедра принять решения о выплате вознаграждений, которые впоследствии представитель истца заявила в качестве самостоятельного требования к Роснедра, как органу, который в соответствии с законодательством уполномочен на принятия решения о выплате.

Действительно, как следует из Правил № 414, принятие решения о выплате государственного вознаграждения является полномочием Федеральное агентство по недропользованию.

Согласно п. 7 Правил по итогам рассмотрения представленных материалов, переданных им из территориальных органов, Федеральное агентство по недропользованию принимает решение о выплате государственного вознаграждения или об отказе в выплате.

В соответствии с приказом Роснедр от 10.07.2015 № /________/ «О создании Комиссии Роснедр по государственным денежным вознаграждениям за открытие месторождений полезных ископаемых» (Приложение 1 к пояснениям), в Федеральном агентстве по недропользованию создан коллегиальный орган - комиссия Роснедр по государственным денежным вознаграждениям за открытие месторождений полезных ископаемых.

В состав данной комиссии включаются представители Управления геологии и твердых полезных ископаемых Роснедр, Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений Роснедр, Управления финансово-экономического обеспечения Роснедр, главный геолог ФГКУ «Росгеолэкспертиза», специалист-эксперт свода и анализа развития минерально-сырьевой базы Управления геологии твердых полезных ископаемых, а также иные специалисты и эксперты.

Поскольку административным истцам было отказано в рассмотрении документов по указанным выше основаниям, документы в Федеральное агентство по недропользованию не передались и на комиссии не рассматривались, самостоятельное требование к Федеральному агентству по недропользованию не может быть разрешено судом и заявлено преждевременно, поскольку предметом судебной оценки в порядке КАС РФ может являться незаконность принятого решения, действия или бездействия.

Также законодательством Российской Федерации о недрах не предусмотрена ситуация, при которой судебный орган может принять на себя полномочия Комиссии по принятию решения о выплате государственного денежного вознаграждения. Исходя из положений законодательства о недрах, при подаче заявления на получение государственного денежного вознаграждения у подателя заявления не возникает автоматически право на получение данного вознаграждения, а возникает право на рассмотрение компетентным органом данного заявления.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО4, ФИО5 о признании уважительным пропуска срока подачи заявления о выплате государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых и восстановлении срока отказать.

В удовлетворении требований ФИО4, ФИО5 о признании незаконным решения совещания отдела геологии и лицензирования по Томской области Департамента по недропользованию по Центрально-Сибисркому округу Федерального агентства по недропользованию –протокола НТС при начальнике отдела геологии и лицензирования по Томской области /________/ и /________//________/ от 10.03.2020 об отказе в получении денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых отказать.

В удовлетворении требований ФИО4, ФИО5 об обязании Федерального агентства по недропользованию принять решение о выплате государственного денежного вознаграждения отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья Е.С. Николаенко

Секретарь А.Б. Потехина