Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Богородск ДД.ММ.ГГГГ
Богородский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Василькова С.А.,
при секретаре Куренковой О.А.,
с участием представителя истца ФИО1 ФИО2
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области», Администрации Богородского района о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился с административным иском к МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области», требуя признать незаконным отказ ему в выдаче разрешения на строительство жилого дома.
В обоснование иска указывает, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №. Решив построить на данном земельном участке жилой дом, он обратился к ответчику за разрешением на строительство, однако в выдаче разрешения ему было отказано с указанием на то, что его земельный участок находится в зоне резервирования под строительство <данные изъяты> Считает данный отказ незаконным, поскольку он ограничивает его права как собственника земельного участка владеть и распоряжаться им по собственному усмотрению, согласно правилам землепользования и застройки участок находится в зоне, допускающей строительство индивидуальных жилых домов, ограничений по использованию земельного участка не имеется.
В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие, его представитель К.А.С доводы административного иска поддержала в полном объеме, полагает, что спорный участок не зарезервирован в установленном законом порядке, следовательно ограничения, на которые ссылается ответчик, на него (земельный участок) не распространяются.
МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» и привлеченная к участию в деле в качестве административного ответчика администрация Богородского района просили дело рассмотреть в отсутствие их представителей, в отзыве указали, что отказ в выдаче разрешения на строительство считают законным, поскольку земельный участок находится в санитарно-защитной зоне, санитарных разрывов, МДР, санитарно-защитной зоне резервирования под строительство высокоскоростной магистрали, что предусматривает запрет на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства), что отражено в градостроительной документации.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Согласно землеустроительной документации спорный земельный участок находится в зоне застройки х «Зона жилой застройки, попадающей в х предприятий, оползневую зону, МДР от магистральных коммуникации и дорог общего пользования, федерального значения», категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – малоэтажная жилая застройка.
Из градостроительного плана данного земельного участка (п.2) следует, что «функциональное использование данной зоны не представляется возможным по причине невозможности совмещения основных видов разрешенного использования недвижимости зоны х с требованиями, устанавливаемыми в санитарно-защитной зоне. Функциональное использование данной территории возможно при осуществлении следующих мероприятий:
- разработать перечень мероприятий по нейтрализации вредного воздействия и установить сроки реализации указанных мероприятий;
- осуществить перезонирование территории данной зоны».
В соответствии с градостроительным планом и Правилами землепользования и застройки сельского поселения Новинский сельсовет, утвержденными решением Новинского Сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ часть земельного участка попадает в пределы санитарно-защитной зоны высокоскоростной магистрали, а другая часть – в зону резервирования под строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (далее – ВСМ).
Указанная информация отражена в градостроительном плане (л.дх).
Ни градостроительный план, ни землеустроительная документации, на основании которой он выдан, не оспорена и действует на момент принятия решения судом в том виде, в каком она действовала на момент принятия административным органом оспариваемого решения.
Проверяя полномочия органа, вынесшего оспариваемое решение, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком своей компетенции.
Так, согласно ч.4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Соглашением между администрацией Новинского сельского совета и Администрацией Богородского района полномочия по выдаче разрешений на строительство, принадлежащие Новинскому сельсовету, переданы муниципальному образованию «Богородский район».
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ указанные полномочия возложены на МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района <адрес>», директору ФИО3 Н выдана соответствующая доверенность.
Таким образом, МКУ, отказавшее административному истцу в выдаче разрешения на строительство, действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
Вместе с тем, разрешая вопрос о законности обжалуемого отказа, суд руководствуется следующим.
Согласно п.1 ст.263 Гражданского кодекса РФ Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно пп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Ст.85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.Таким образом, действующее законодательство требует от собственника земельного участка при осуществлении строительства на данном участке соблюдения прав и законных интересов других лиц, осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с нормами действующего градостроительного, санитарного, противопожарного и иного законодательства.
Согласно п.8, 9 ст.1 ГрСК РФ правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений:
градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Ч.1 ст.36 ГрСК РФ установлено, что правовой режим земельного участка, равно как и всего, что находится над и под поверхностью этого участка и используется в процессе его застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.
Согласно ст.51 ГрСК РФ Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.13 ст.51 ГрСК РФ в выдаче разрешения на строительство может быть отказано, в том числе, в случае несоответствия предоставленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Ст.56 ЗК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно п.2.7 административного регламента "Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства", утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1346 и регламентирующего порядок выдачи разрешений на строительство на территории <адрес> основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является отсутствие документов, предусмотренных пунктами 2.6.1 и 2.6.2 настоящей статьи, или несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из чертежа градостроительного плана спорного земельного участка и генерального плана Новинского сельсовета, данный участок находится в санитарно-защитной зоне ВСМ и зоне резервирования под строительство ВСМ. Обе указанные зоны предусматривают запрет на строительство жилых домов.
Данное обстоятельство подтверждается также указанием в п.5 градостроительного плана спорного земельного участка (информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий), что участок находится в санитарно-защитной зоне ВСМ.
Таким образом, согласно вышеуказанным градостроительным документам (градостроительный план, правила землепользования и застройки) земельный участок административного истца находится в санитарно-защитной зоне ВСМ и в зоне резервирования под строительство ВСМ. Указанное обстоятельство, установленное из нормативной документации, не оспорено административным истцом, фактические обстоятельства нахождения спорного земельного участка в указанных зонах также не оспариваются.
При таких обстоятельствах отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома административному истцу является законным, поскольку строительство жилого дома в санитарно-защитной зоне ВСМ и в зоне резервирования под строительство ВМС прямо запрещено вышеуказанными нормативными актами.
Доводы административного истца и его представителя о том, что в отношении спорного земельного участка не принято в установленном земельным законодательством порядке решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд не являются юридически значимыми для рассмотрения данного дела, поскольку отсутствие данного решения не свидетельствует о наличии иных ограничений, накладываемых на собственника земельного участка градостроительным, санитарно-эпидемиологическим и иным, кроме земельного, законодательства.
Таким образом, административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области», Администрации Богородского района о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером № отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Богородский городской суд Нижегородской области.
Судья С.А.Васильков
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.А.Васильков