Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 августа 2019 года город Иваново Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Изосимова М.Ю., при секретаре судебного заседания Чесноковой Т.В., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-127/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части 0000, ФИО1 об оспаривании решения начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области», которым ему отказано в возмещении командировочных расходов, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, сославшись на следующее. Он проходит военную службу по контракту в войсковой части 0000 и на основании приказа командира данной воинской части от 20 мая 2019 года № № в период с 19 по 30 мая 2019 года был направлен в служебную командировку в города Москва и Северодвинск Архангельской области для проведения рекогносцировки. При этом в период нахождения в данной служебной командировке он затратил свои личные денежные средства на проживание, питание и проезд. По прибытии из командировки им в федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области», как финансовый довольствующий орган, были представлены документы, подтверждающие понесенные им командировочные расходы. Вместе с тем начальник управления отказала ему в возмещении данных расходов, сославшись на то, что данное мероприятие не является служебной командировкой. Полагая, что его право на возмещение командировочных расходов нарушено, ФИО1, с последующими уточнениями, просил суд: - признать отказ начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» в возмещении ему командировочных расходов незаконным; - возложить на начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» обязанность возместить ему расходы по найму жилого помещения в служебной командировке в размере 6500 рублей и расходы на проезд в размере 1441 рубля; - взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» судебные расходы, состоящие из уплаты им государственной пошлины в размере 300 рублей. В судебном заседании ФИО1 настаивал на удовлетворении своих административных исковых требований и дополнительно объяснил, что работы по рекогносцировки входили в круг его должностных обязанностей. При этом 20 мая 2019 года по прилету в <адрес> он добирался к месту выполнения служебного задания на автобусах, сначала до автовокзала, откуда убыл на автовокзал <адрес>, а затем к гостинице Яшма, а также на железнодорожный вокзал <адрес> за приобретением билетов на обратный путь. В связи с чем на покупку автобусных билетов им были потрачены свои личные денежные средства в размере 276 рублей. Начальник федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области», должным образом уведомленный о месте, дате и времени судебного заседания, в суд не прибыл, своего представителя не направил. При этом представитель административных ответчиков по доверенности ФИО2 в письменных возражениях требования ФИО1 не признала, указав на то, что административный истец выполнял задание командования вне пункта постоянной дислокации войсковой части 0000, что не является служебной командировкой. Исходя из изложенного, ФИО2 просила суд отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных им требований. Кроме того, представитель административных ответчиков направила в суд ходатайство о рассмотрении данного административного дела в ее отсутствие. Исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам. Согласно части 9 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» расходы, связанные с перевозкой военнослужащих железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» во исполнение статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено следующее. Министерство обороны Российской Федерации при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возмещает расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, в том числе военнослужащих, – в служебные командировки. При этом Министерству обороны Российской Федерации предписано установить категории проезда военнослужащих на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте. Министерству обороны Российской Федерации также поручено выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда. Проездные документы для проезда военнослужащих железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в обмен на воинские перевозочные документы установленной формы выдаются транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. На Министерство обороны Российской Федерации также возложена обязанность возмещать расходы военнослужащих на проезд на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) за свой счет. Порядок возмещения этих расходов определяется Министерством обороны Российской Федерации. Порядок расчетов определяется уставами воинских перевозок. Приложением № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года № 815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте» установлены категории проезда военнослужащих на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте. Так, для старших офицеров предусмотрен проезд железнодорожным транспортом – в купейных вагонах с четырехместными купе или вагонах с местами для сидения поездов любой категории (класс обслуживания «2»), вагонах с местами для сидения скоростных поездов (класс обслуживания «2C»), вагонах 2 класса скорых поездов пригородного сообщения с указанием места, вагонах экономического класса поездов аэроэкспресс. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением высших и старших офицеров) предусмотрен проезд железнодорожным транспортом – в купейных вагонах с четырехместными купе или вагонах с местами для сидения поездов любой категории (класс обслуживания «2»), вагонах с местами для сидения скоростных поездов (класс обслуживания «2C»), вагонах 2 класса скорых поездов пригородного сообщения с указанием мест, вагонах экономического класса поездов аэроэкспресс. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы перевозятся железнодорожным транспортом – в плацкартных вагонах или вагонах с местами для сидения стандартной компоновки поездов любой категории (класс обслуживания «3»), вагонах 3 класса скорых поездов пригородного сообщения с указанием места, вагонах экономического класса поездов аэроэкспресс. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 08 июня 2000 года № 300 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» звучит следующим образом. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» приказываю: 1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим объединениями, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества: - расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников); - расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку. Таким образом, применяя вышеприведенные нормативно-правовые и нормативные акты в их совокупности и системном единстве, военный суд приходит к выводу о том, военнослужащим при их служебных перемещениях по приказам (распоряжениям) соответствующих воинских начальников подлежат возмещению расходы, связанные с оплатой таковых переездов. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, за счет средств федерального бюджета» установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим по найму жилого помещения осуществляется за счет федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами. В соответствии с пунктом 2 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 мая 2012 года № 1055, под служебной командировкой понимается направление военнослужащего (лица гражданского персонала) по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (организации, подразделения), в которой военнослужащий (лицо гражданского персонала) проходит военную службу (работает). Оплата служебных командировок военнослужащих на территории Российской Федерации регламентируется Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700.Согласно пункту 118 данного порядка военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы). Пункт 125 порядка содержит перечень поездок военнослужащих, которые не считаются командировками. В частности, согласно подпунктам «е» и «з» приведенного пункта не считаются командировками поездки военнослужащих, временно направленных в установленном порядке в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, или зачисленным в распоряжение соответствующих командиров (начальников) в другие населенные пункты, а также направленных в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) для отработки задач по боевой (учебно-боевой) подготовке в учебные центры, учебные воинские части военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы. Таким образом, при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной командировке, юридически значимыми являются такие обстоятельства, как направление его по распоряжению командира (начальника) на определенный срок, в другую местность, для выполнения конкретного служебного задания (а не временного прохождения военной службы в другой воинской части) вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой военнослужащий продолжает проходить военную службу. Вместе с тем само по себе оформление приказов командования о направлении военнослужащего в командировку и выдача ему командировочного удостоверения в этом случае не может повлечь возникновение у него тех или иных прав, в том числе на возмещение командировочных расходов, и изменить существо реально имевших место правоотношений. Из выписки из телеграммы №№ начальника штаба Западного военного круга от 15 мая 2019 года усматривается, что ФИО1 в составе рекогносцировочной группы в период с 18 по 26 мая 2019 года откомандировывали в войсковые части <данные изъяты> Согласно выписке из приказа командира войсковой части 0000 от 20 мая 2019 года № ФИО1 убыл в служебную командировку сроком на 12 суток с 19 по 30 мая 2019 года. Исследованием в суде отметок на командировочном удостоверении административного истца установлено, что ФИО1 в период с 19 по 25 мая 2019 года находился в служебной командировке в войсковой части 00000<адрес> при этом не обеспечивался бесплатным питанием и проживанием по линии Министерства обороны Российской Федерации. Из прейскуранта цен гостиницы «<данные изъяты> и справки данной гостиницы от 24 мая 2019 года № № следует, что стоимость двухместного стандартного номера составляет 1300 рублей в сутки. Исследованием в судебном заседании справки-счета от 23 мая 2019 года № № и кассового чека от этой же даты установлено, что административный истец заплатил за свое проживание в гостинице в период с 20 по 25 мая 2019 года 6500 рублей. Согласно билетам ООО «Аэроэкспресс» № и № ФИО1 20 мая 2019 года совершил поездку по маршруту <данные изъяты> такой же стоимостью. Кроме того, в соответствии с билетами Московского метрополитена от 20 и 25 мая 2019 года административный истец совершал поездки на данном виде транспорта, стоимостью 110 и 55 рублей соответственно. При этом как усматривается из билетов, представленных ФИО1, им было израсходовано 276 рублей за оплату проезда на автобусах в городах Архангельске и Северодвинске. Из копии рапорта ФИО1 от 28 мая 2019 года, адресованного начальнику ФКУ УФО МО РФ по Ивановской области, усматривается, что указанные проездные документы (11 билетов на сумму 276 рублей) были приобщены к данному рапорту, но не приняты сотрудниками УФО к оплате. Согласно сообщениям ООО «ТрансСевер», ООО «Архтрасавто», ООО «Норд Экспресс», ООО «СЦПАТП» и ИП ФИО3 тарифы за проезд в автобусах общего пользования <адрес>, указанные на билетах №№№ соответствуют их реальной стоимости по состоянию на май 2019 года. Исходя из изложенного, военный суд полагает установленным, что ФИО1 в мае 2019 года, следуя к месту выполнения служебного задания (в части маршрута <данные изъяты>), затратил на проезд 276 рублей. Таким образом, административным истцом понесены расходы на оплату проезда к месту выполнения служебного задания и обратно в общей сумме 1441 рубль. При этом в силу требований пункта 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации прямое исполнение административным истцом должностных обязанностей, в том числе в иных воинских частях в период с 20 по 25 мая 2019 года, нельзя признать служебной командировкой. В то же время непризнание поездки военнослужащего командировкой не может ограничивать или отрицать прав военнослужащего, предоставленных законом, в случае, если он вынужден был в связи с указанной поездкой в целях выполнения отданных ему в установленном порядке распоряжений нести дополнительные расходы за свой счет. Согласно пунктам 4 и 5 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права. По смыслу приведенных норм закона возмещение понесенных военнослужащим убытков должно обеспечиваться виновной в их возникновении стороной за счет средств федерального бюджета. В связи с изложенным отказ начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» в части возмещения ФИО1 расходов по найму жилого помещения в период выполнения им служебных обязанностей в воинской части, дислоцированной в ином населенном пункте, является незаконным, а требования административного истца подлежат удовлетворению. В части требований ФИО1 о возложении на административного ответчика обязанности возмещения стоимости проезда для выполнения служебного задания и обратно, суд исходит из нижеследующего. Возмещение данных расходов военнослужащих законодательно возложено на Министерство обороны Российской Федерации, что подтверждается приведенными выше положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих», постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354, а также приказов Министра обороны Российской Федерации от 08 июня 2000 года № 300 и от 27 декабря 2017 года № 815. Вместе с тем доводы представителя административных ответчиков о необходимости издания для этого командиром войсковой части 0000 приказа для осуществления Управлением финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области оплаты проезда являются безосновательными, поскольку они проистекают из неверного толкования положений приказа Министра обороны Российской Федерации № 300 от 08 июня 2000 года. Действительно, данный приказ возлагает обязанность по возмещению расходов, связанных с перевозкой военнослужащих на воинских начальников различных уровней, однако он издан в период, когда финансовые довольствующие органы находились в прямом и (или) непосредственном подчинении этих воинских должностных лиц, а также организационно входили в состав воинских частей, соединений, объединений и военных организаций. Кроме того, военный суд пришел к выводу о том, что исполнение ФИО1 должностных обязанностей вне пункта постоянной дислокации войсковой части 0000 служебной командировкой не является, однако понесенные им в ходе исполнения задания воинского командования расходы подлежат возмещению. Исходя из изложенного, по мнению суда, в данном случае основанием для возмещения административному истцу понесенных в связи с исполнением служебных обязанностей материальных расходов послужит не приказ по воинской части, а итоговое судебное постановление по рассматриваемому делу. Данный вывод военного суда основывается на том, что, не признавая поездку ФИО1 служебной командировкой, суд пришел к выводу о необходимости возмещения данному военнослужащему расходов, связанных с исполнением им обязанностей военной службы вне пункта постоянной дислокации войсковой части 0000 Таким образом, требования представителя административных ответчиков о необходимости издания командиром войсковой части 0000 приказов об оплате ФИО1 стоимости его проезда в служебную командировку и обратно противоречат вышеприведенным положениям действующего законодательства, то есть являются несостоятельными. С учетом приведенных выше обстоятельств и для восстановления нарушенных прав ФИО1 суд полагает необходимым взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» следующие денежные средства: - расходы, связанные с оплатой проживания в гостинице в период исполнения служебных обязанностей вне пункта постоянной дислокации войсковой части 0000 в период с 20 по 25 мая 2019 года в сумме 6500 рублей; - расходы, связанные с оплатой проезда к месту исполнения служебных обязанностей вне пункта постоянной дислокации войсковой части 0000 в период с 20 по 25 мая 2019 года в сумме 1441 рубль. Из банковской квитанции от 22 июля 2019 года следует, что ФИО1 при подаче административного иска в суд оплатил государственную пошлину в размере 300 рублей. Поскольку требования ФИО1 удовлетворены, в его пользу с административного ответчика подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить. Признать незаконным решение начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области», отказавшего в возмещении ФИО1 расходов, связанных с оплатой проживания в гостинице в период исполнения служебных обязанностей с 20 по 25 мая 2019 года в войсковой части <данные изъяты>), и расходов на оплату проезда. Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» в пользу ФИО1 следующие денежные средства: - расходы, связанные с оплатой за проживание в гостинице в период исполнения служебных обязанностей в период с 20 по 25 мая 2019 года в войсковой части <данные изъяты>) в размере 6 500 (шести тысяч пятисот) рублей; - расходы, связанные с оплатой проезда к месту исполнения служебных обязанностей вне пункта постоянной дислокации войсковой части 0000 и обратно в период с 20 по 25 мая 2019 года, в размере 1 441 (одной тысячи четырехсот сорока одного) рубля; - судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. «Подпись» |