ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-127/20 от 03.07.2020 Дновского районного суда (Псковская область)

Дело № ***

№ ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дд.мм.гг. года ***

Дновский районный суд *** в составе

председательствующего судьи Купташкиной И.Н.,

при помощнике судьи Закатовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А. Д.*** к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ***, Отделу судебных приставов Д. и ***ов, судебному приставу-исполнителю данного Отдела ФИО1, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Д. и ***ов от дд.мм.гг.№ ***,

У С Т А Н О В И Л:

А. Д.*** обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по *** (далее – УФССП по ***) об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что решением Д. районного суда *** от дд.мм.гг. по иску прокурора Д.*** в интересах ФИО2 было принято решение об обязании А. Д.*** предоставить ФИО2 за счет средств субъекта Российской Федерации благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м. в черте ***.

дд.мм.гг. ОСП Д. и ***ов в лице судебного пристава-исполнителя ФИО1 вынес постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении А. Д.***, а также о передаче исполнительного производства в другое ОСП.

дд.мм.гг.А. Д.*** проинформировала МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств о невозможности исполнения судебного решения.

дд.мм.гг. судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по *** вынес постановление о взыскании с А. Д.*** исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, дд.мм.гг. постановление получено А. Д.***.

дд.мм.гг.А. Д.*** обратилась в Псковский городской суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора. дд.мм.гг. Псковским городским судом вынесено определение о возвращении административного искового заявления, которое поступило в А. Д.***дд.мм.гг.. Определением суда разъяснено, что истец вправе обратиться в суд иском в соответствии с правилами подсудности, а именно в Дновский районный суд ***.

дд.мм.гг.А. Д.*** в адрес Комитета по социальной защите *** было направлено письмо с просьбой включить ФИО2 в список претендентов, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2020 году, и решить вопрос о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения для его предоставления ФИО2.

По информации Комитета по социальной защите *** от дд.мм.гг. № СЗ-09-4626 средства, предусмотренные для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году Законом Псковской области от 28.12.2018 года № 1910-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов», распределены. В проекте областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2020 году муниципальному образованию «***» планируется предусмотреть 3 918 915,00 рублей для приобретения 5 квартир. На обращения А. Д.*** о выделении денежных средств для исполнения судебных решений по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 2019 года, Комитетом по социальной защите *** даны ответы о планируемом рассмотрении данного вопроса при формировании областного бюджета на 2020 год по вступившим в силу 5 судебным решениям. Учитывая это, вопрос о выделении денежных средств на исполнение указанного судебного решения в 2020 году, может быть рассмотрен в случае увеличения денежных средств на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в областном бюджете. Согласно выписке из списка детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2020 году, предоставленной Территориальным отделом Д.*** Комитета по социальной защите населения *** от дд.мм.гг.№ ***, в Д.*** в 2020 году подлежат обеспечению жилыми помещениями следующие претенденты: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7. По информации Комитета по социальной защите *** от дд.мм.гг.№ *** Законом Псковской области от 28.12.2019 года № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов» на предоставление жилых помещений для лиц из числа детей-сирот на 2020 год МО «***» были предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 3 918 915,00 рублей для приобретения 5 квартир. А. Д.*** приобретено 3 квартиры, при этом сэкономлены денежные средства. Для освоения сэкономленных денежных средств, с целью приобретения дополнительной квартиры, в Закон № 2040-ОЗ вносятся изменения по увеличению МО «***» средств федерального бюджета до 3 961 363,23 рубля. Дополнительно приобретенная квартира должна быть предоставлена во исполнения решения Д. районного суда от дд.мм.гг.№ ***, вступившего в законную силу дд.мм.гг., ФИО2, дд.мм.гг. года рождения. С целью приобретения жилого помещения для ФИО2 Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям (далее – Комитет) объявлен аукцион. В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «Приобретение жилого помещения в виде благоустроенной квартиры детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в городе ***» (№ извещения № ***) электронный аукцион признан несостоявшимся. В связи с этим Единая комиссия приняла решение заключить контракт с участником электронного аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, ФИО8 в соответствии с п. 4 ст. 71 Федерального Закона от дд.мм.гг. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По результатам проведения аукциона будет предоставлено жилое помещение ФИО2.

Таким образом, исполнить решение в полном объеме до настоящего времени не представлялось возможным по объективным причинам, А. Д.*** были приняты все возможные меры для исполнения судебного решения.

В соответствии с вышеизложенным, представитель административного истца, просит суд восстановить пропущенный срок для обжалования постановления и освободить А. Д.*** от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава - исполнителя № *** от дд.мм.гг..

При подготовке административного дела к судебному разбирательству в порядке ст. 41 КАС РФ в дело в качестве административных соответчиков привлечены Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств, Отдел судебных приставов Д. и ***ов и судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов Д. и ***ов ФИО1, а также в качестве заинтересованного лица привлечен прокурор Д.***.

Представитель административного истца А. Д.***ФИО9, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, указав, что заявленные требования поддерживает в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика - Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по ***ФИО10, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В представленном суду ходатайстве просила рассмотреть данное дело без участия судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по ***, указав о вынесении решения на усмотрение суда.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов Д. и ***ов ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В представленном суду ходатайстве просила рассмотреть данное дело без ее участия в связи с высокой занятостью на работе, указав об отсутствии возражений по иску.

Представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы судебных приставов по *** и Отдела судебных приставов Д. и ***ов, а также заинтересованное лицо - прокурор Д.***, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суд в известность не поставили.

На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке лиц участвующих в деле.

Исследовав представленные доказательства, материалы дела в целом, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В силу статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 1 статьи 64 Закона "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" по общему правилу срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из материалов дела следует, что решением Д. районного суда *** от дд.мм.гг., вступившим в законную силу дд.мм.гг., на А. Д.*** возложена обязанность предоставить ФИО2 за счет средств субъекта Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв. м в черте *** (л.д.11-15).

дд.мм.гг. на основании исполнительного листа, выданного Дновским районным судом *** судебным приставом-исполнителем ОСП Д. и ***ов ФИО1 возбуждено исполнительное производство № ***-ИП в отношении А. Д.***, предметом исполнения которого является предоставление ФИО2 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Должнику предоставлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения решения суда (л.д.18-19).

дд.мм.гг. исполнительное производство № ***-ИП от дд.мм.гг. передано в МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по *** (л.д.20-21, 22).

дд.мм.гг.А. Д.*** обратилась в адрес председателя Комитета по социальной защите *** с просьбой включении ФИО2 в список претендентов, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2020 году и о выделении денежных средств для исполнения вышеуказанного решения суда (л.д.17).

дд.мм.гг. председателем Комитета по социальной защите *** в адрес А. Д.*** направлена информация, согласно которой средства, предусмотренные для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году Законом Псковской области от 28.12.2018 года № 1910-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» распределены. По информации Комитета по социальной защите *** от дд.мм.гг. № СЗ-09-4626 средства, предусмотренные для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году *** от дд.мм.гг.№ ***-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов», распределены. В проекте областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2020 году муниципальному образованию «***» планируется предусмотреть 3 918 915,00 рублей для приобретения 5 квартир. На обращения А. Д.*** о выделении денежных средств для исполнения судебных решений по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 2019 года, Комитетом по социальной защите *** даны ответы о планируемом рассмотрении данного вопроса при формировании областного бюджета на 2020 год по вступившим в силу 5 судебным решениям. Учитывая это, вопрос о выделении денежных средств на исполнение указанного судебного решения в 2020 году, может быть рассмотрен в случае увеличения денежных средств на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в областном бюджете (л.д.25).

дд.мм.гг.А. Д.*** проинформировала МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по *** о возможности исполнения судебного решения только после выделения денежных средств из бюджета *** (л.д.16).

По информации Комитета по социальной защите *** от дд.мм.гг.№ *** Законом Псковской области от 28.12.2019 года № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов» на предоставление жилых помещений для лиц из числа детей-сирот на 2020 год МО «***» были предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 3 918 915,00 рублей. Необходимо приобрести не менее 5 квартир. А. Д.*** приобретено 3 квартиры, при этом сэкономлены денежные средства. Для освоения сэкономленных денежных средств, с целью приобретения дополнительной квартиры, в Закон № 2040-ОЗ вносятся изменения по увеличению МО «***» средств федерального бюджета до 3 961 363,23 рубля. Дополнительно приобретенная квартира должна быть предоставлена во исполнения решения Д. районного суда от дд.мм.гг.№ ***, вступившего в законную силу дд.мм.гг., ФИО2, дд.мм.гг. года рождения (л.д.29, 30).

Согласно выписке из списка детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2020 году, предоставленной Территориальным отделом Д.*** Комитета по социальной защите населения *** от дд.мм.гг.№ ***, в Д.*** в 2020 году подлежат обеспечению жилыми помещениями следующие претенденты: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 (л.д.31).

дд.мм.гг. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по *** вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника - А. Д.*** в размере 50 000 рублей, поскольку должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и вызвано другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при той степени осмотрительности, какая требовалась от него в цепях надлежащего исполнения. Согласно входящему № *** указанное постановление получено должником дд.мм.гг. (л.д.23-24).

Таким образом, судом установлено, что должник не исполнил решение суда от дд.мм.гг. в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при этом был предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа в указанный срок.

Административное исковое заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора по смыслу части 3 статьи 219 КАС Российской Федерации, части 6 ст. 112 и статьи 122 Закона об исполнительном производстве подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало о его вынесении. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом (часть 8 статьи 219 КАС Российской Федерации).

Как усматривается из представленных материалов, А. Д.***дд.мм.гг., то есть в установленный законом для оспаривания постановлений судебных приставов-исполнителей срок, обратилась в Псковский городской суд *** с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по *** от дд.мм.гг.№ *** в рамках исполнительного производства № ***-ИП от дд.мм.гг. (л.д.46-50).

дд.мм.гг. Псковским городским судом вынесено определение о возвращении административного искового заявления, с разъяснением административному истцу о праве его обращения в суд иском в соответствии с правилами подсудности, а именно в Дновский районный суд *** (л.д.51).

Поскольку впервые с требованием об освобождении от уплаты исполнительского сбора должник обратился в суд в пределах десятидневного срока и административное исковое заявление было возвращено административному истцу для выполнения требований о соблюдении норм о подсудности, постольку суд находит причины пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением уважительными и восстанавливает А. Д.*** срок для обращения в суд с настоящим административным иском.

Разрешая заявленные требования по существу, суд удовлетворяет административный иск исходя из следующего.

Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, а частью 7 названной статьи установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Согласно разъяснениям пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, решением Д. районного суда от дд.мм.гг. на А. Д.*** возложена обязанность предоставить ФИО2 за счет средств субъекта Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв. м в черте ***, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно указанному Закону гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Псковской области от 03.06.2011 N 1082-ОЗ (ред. от 09.03.2017) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований.

В силу статьи 2 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год. Распределение субвенций соответствующим местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий реализуется в части государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Методикой расчета объемов субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, согласно приложению к вышеуказанному Закону.

Согласно п. 1.1 Положения о Комитете по социальной защите ***, утвержденного постановлением А.*** от дд.мм.гг. N 256 (в ред. от дд.мм.гг.) Комитет по социальной защите *** является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере социального обслуживания и социальной поддержки, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В силу п. 1.8 вышеуказанного Положения финансирование деятельности Комитета по социальной защите *** и территориальных отделов осуществляется из средств областного бюджета. Финансирование деятельности Комитета по осуществлению им переданных отдельных полномочий Российской Федерации осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Комитет по социальной защите *** является главным распорядителем средств областного бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств областного бюджета, а также получателем средств областного бюджета.

Таким образом, формирование размера субвенций бюджету соответствующего муниципального образования возложено на главного распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов - Комитет по социальной защите ***.

Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций, предоставляемых А.*** на формирование специализированного жилищного фонда.

На территории *** порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, урегулирован Положением, утвержденным Постановлением А.*** от дд.мм.гг. N 223 (ред. от дд.мм.гг.).

В соответствии с п. 4 Положения Комитет по социальной защите *** (ранее Главное государственное управление социальной защиты населения ***) ежегодно в срок до 05 февраля текущего года, на основании предусмотренного пунктом 13 статьи 7 Закона области от 09.01.2013 г. N 1241-ОЗ подтверждения о наличии у лиц, которым в текущем году исполняется 18 лет, лиц от 18 лет и старше права на предоставление жилых помещений в текущем году формирует и направляет в территориальные отделы Комитета по социальной защите *** выписки из Списка в отношении лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем году в соответствующем муниципальном районе (городском округе).

Территориальные отделы Комитета в течение 5 рабочих дней после получения выписки из Списка направляют в местную А. соответствующего муниципального района (городского округа) - выписку из Списка.

На основании п. 5 Положения местная А. соответствующего муниципального района (городского округа), в котором должны быть предоставлены жилые помещения лицам, указанным в выписке из Списка, в срок, обеспечивающий предоставление указанным лицам жилого помещения в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, действия с целью заключения муниципальных контрактов на строительство, приобретение, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также направляет в Комитет заявку на предоставление денежных средств для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с указанием объема средств, определенных ценой муниципальных контрактов на строительство, приобретение, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений, в пределах объема субвенции, предоставляемой местному бюджету для осуществления государственных полномочий, рассчитанной согласно Методике, являющейся приложением к ***дд.мм.гг. N 1082-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Приобретение жилых помещений в собственность муниципального образования *** для последующего предоставления их по договорам специализированного найма осуществляется в соответствии с Федеральным законом от дд.мм.гг. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и включает в себя следующие действия: подготовка конкурсной документации для проведения аукциона; проведение аукциона; рассмотрение заявок на участие в аукционе; заключение муниципального контракта на приобретение жилого помещения по результатам проведения аукциона.

После заключения муниципального контракта требуется регистрация права муниципальной собственности в Управлении Росреестра по ***, а в последующем - отнесение жилого помещения к специализированному, в соответствии с требованием ч. 2 ст. 92 ЖК РФ.

Судом установлено, что с целью приобретения жилого помещения для ФИО2 Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям (далее – Комитет) объявлен аукцион. В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «Приобретение жилого помещения в виде благоустроенной квартиры детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в городе *** (№ извещения 0№ ***) электронный аукцион признан несостоявшимся). В связи с этим Единая комиссия приняла решение заключить контракт с участником электронного аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, ФИО8 в соответствии с п. 4 ст. 71 Федерального Закона от дд.мм.гг. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По результатам проведения аукциона будет предоставлено жилое помещение ФИО2 (л.д.26-28).

Давая правовую оценку доводам административного истца, суд принимает во внимание, что А. Д.*** были приняты все необходимые и возможные меры для надлежащего исполнения обязательства, а в данном случае приобретение жилых помещений для лиц, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от дд.мм.гг. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", однако, в связи с длительностью конкурсных процедур А. Д.*** была лишена возможности исполнить требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки и учитывает, что взыскание исполнительского сбора как любое иное исполнительное действие имеет целью понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что А. Д.*** в пределах своих полномочий были совершены все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, учитывая при этом, что в течение установленного судебным приставом исполнителем пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе, а также что с целью приобретения жилого помещения для ФИО2 Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям объявлен аукцион. В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «Приобретение жилого помещения в виде благоустроенной квартиры детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в городе *** (№ извещения 0№ ***) электронный аукцион признан несостоявшимся). В связи с этим Единая комиссия приняла решение заключить контракт с участником электронного аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, ФИО8 в соответствии с п. 4 ст. 71 Федерального Закона от дд.мм.гг. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По результатам проведения аукциона будет предоставлено жилое помещение ФИО2, суд считает возможным освободить А. Д.*** от уплаты исполнительского сбора.

При этом суд не усматривает вины должника в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 227, 298 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить А. Д.*** пропущенный срок обращения с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по *** от дд.мм.гг.№ ***.

Административное исковое заявление А. Д.*** об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

А. Д.*** освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по *** от дд.мм.гг.№ *** в рамках исполнительного производства № ***-ИП от дд.мм.гг..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Дновский районный суд *** в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме дд.мм.гг..

Председательствующий: И.Н. Купташкина

Решение вступило в законную силу дд.мм.гг..