ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-127/2016 от 06.04.2016 Урупского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Административное дело №2а-127/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 апреля 2016 года ст. Преградная

Урупский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Узденовой И.Б.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Урупского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Урупского муниципального района о признании бездействия администрации Урупского муниципального района незаконным и об обязании привести реестр муниципального имущества в соответствие с требованиями Порядка ведения реестров муниципального имущества, дополнив информацию по автодороге по ул. Мира с. Уруп Урупского района КЧР

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Урупского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением ссылаясь на то, что прокуратурой Урупского района проведена проверка соблюдения администрацией Урупского муниципального района и Урупского сельского поселения законодательства в сфере учета муниципального имущества.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Министерства экономического развития № 424 от 30 августа 2011 года, в реестре муниципального имущества Урупского муниципального района не указаны обязательные сведения по объекту недвижимого имущества – автомобильной дороге по ул. Мирас.Уруп. В частности, реестр не содержит следующих обязательных сведений по данному объекту муниципального имущества – кадастрового номера муниципального недвижимого имущества; сведений о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведений о кадастровой стоимости недвижимого имущества; сведений о правообладателе муниципального недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизитов документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведений об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в отсутствии в реестре муниципального имущества предусмотренных законом сведений по объекту недвижимости, нарушает права неопределенного круга граждан на получение достоверной информации о муниципальном имуществе Урупского муниципального района в целях занятия предпринимательской и иной деятельностью.

Кроме того, нарушены основы федеральной политики в области регулирования порядка владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом и ведения реестра муниципального имущества, а также интересы Российской Федерации как субъекта, уполномоченного устанавливать основы нормативного регулирования.

С учетом изложенного прокурор просит суд обязать администрацию Урупского муниципального района в срок до 1 января 2017 года привести реестр муниципального имущества в соответствие с требованиями «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Министерства экономического развития № 424 от 30 августа 2011 года, дополнив информацию об автодороге по ул. Крупской с.Уруп следующими сведениями: кадастровым номером муниципального недвижимого имущества; сведениями о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведениями о кадастровой стоимости недвижимого имущества; сведениями о правообладателе муниципального недвижимого имущества; датой возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизитами документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведениями об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

Впоследствии прокурор уточнил заявленные требования и просил также признать незаконным бездействие администрации Урупского муниципального района в виде нарушения порядка ведения реестра муниципального имущества.

Глава администрации Урупского муниципального района в отзыве на административное исковое заявление указал, что исковые требования прокурора Урупского района ответчик признает, поскольку после вступления в законную силу Закона КЧР «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в КЧР» от 9 ноября 2015 года № 76-РЗ полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения возложены на них, осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения муниципального района. Однако в связи с отсутствием денежных средств на подготовку межевых и технических планов автодорог ответчик просит установить срок исполнения решения до 31 декабря 2018 года.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет автомобильную дорогу как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу п.10 ст.5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

К собственности Урупского муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (п.10 ст.6 ФЗ № 257-ФЗ).

В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.п. 1, 5 ст.51).

«Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» утвержден приказом Министерства экономического развития № 424 от 30 августа 2011 года (далее Порядок).

Согласно п.2 Порядка объектами учета в реестрах являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

В соответствии с п.4 Порядка реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:

- наименование недвижимого имущества;

- адрес (местоположение) недвижимого имущества;

- кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;

- площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;

- сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);

- сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;

- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

- реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

- сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;

- сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В силу п.8 Порядка сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров.

Как видно из представленного администрацией Урупского сельского поселения реестра автомобильных дорог, находящихся на территории Урупского сельского поселения, в нем содержатся только сведения о виде покрытия автомобильных дорог (асфальт, гравий) и их протяженности. В нарушение требований п.4 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» в отношении дорожного полотна по ул. Миране указаны кадастровый номер и кадастровая стоимость недвижимого имущества, сведения о балансовой стоимости и начисленной амортизации, а также сведения о правообладателе недвижимого имущества и об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

С 1 января 2016 года полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании Закона КЧР от 9 ноября 2015 года № 76-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в КЧР» отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

В Урупском муниципальном районе сведения об автодороге по ул. Мира с. Уруп Урупского района КЧР вообще не вносились в реестр муниципального имущества.

Указанное бездействие нарушает права граждан на получение достоверной информации о муниципальном имуществе Урупского муниципального района, административный ответчик признал заявленные требования, поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению. При этом срок устранения недостатков суд считает необходимым установить до 31 декабря 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Урупского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Урупского муниципального района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Урупского муниципального района по невнесению в реестр муниципального имущества полной информации об автодороге по ул. Мира с.Уруп.

Обязать администрацию Урупского муниципального района в срок до 31 декабря 2017 года привести реестр муниципального имущества в соответствие с требованиями «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Министерства экономического развития № 424 от 30 августа 2011 года, дополнив информацию об автодороге по ул. Мира с. Уруп следующими сведениями: кадастровым номером муниципального недвижимого имущества; сведениями о кадастровой стоимости недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведениями о правообладателе муниципального недвижимого имущества; датой возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизитами документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведениями об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд КЧР в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения через Урупский районный суд.

Председательствующий Узденова И.Б.

Решение не вступило в законную силу.