ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-127/2021 от 19.08.2021 Макаровского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-127/2021 (65RS0007-01-2021-000208-81)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2021 года г.Макаров

Макаровский районный суд Сахалинской области

в составе председательствующего судьи Мариловой Т.В.,

с участием прокуроров Дуюнова В.А., Болденкова Е.А.,

представителя администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» Пен Э.Е.,

при секретаре Арапове А.В.

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и принять программу использования и охраны земель на территории муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л :

Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» с административным исковым заявлением, согласно которому Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение п. 5 плана работы на 1 полугодие 2021 года в отношении Администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» проведена проверка соблюдения законодательства об охране земель, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии с Земельным кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, законодательством об охране окружающей среды, законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в целях охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны принимать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Однако, в ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования «Макаровский городской округ» отсутствует программа по охране и использованию земель, что не отвечает требованиям, направленным на предотвращение и ликвидацию загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Указанное может повлечь за собой нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Отсутствие установленных и выполняемых мероприятий по охране земель в рамках разработанной и принятой программы также создаёт потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц.

В связи с этим 22.03.2021 г. в адрес главы муниципального образования «Макаровский городской округ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.

Так, согласно ответу администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» от 14.05.2021 № 5.18.01-1399/21, в целях охраны земель на территории муниципального образования разработаны следующие документы: программа «Совершенствование системы управления муниципальным имуществом муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области, утвержденная постановлением администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области от 15.10.2014 № 733; программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в муниципальном образовании «Макаровский городской округ» Сахалинской области, утвержденная постановлением администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области от 31.07.2014 № 557; программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в муниципальном образовании «Макаровский городской округ» Сахалинской области, утвержденная постановлением администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области от 07.07.2014 № 475.

Вместе с тем, в указанных нормативных правовых актах муниципального образования не содержатся перечисленные в ст. 13 Земельного кодекса РФ мероприятия, направленные на охрану земель.

Указанное обстоятельство может повлечь за собой нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Отсутствие установленных и выполняемых мероприятий по охране земель также создаёт потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц.

Прокурор просит (с учетом уточненных исковых требований) признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» по неразработке и непринятию программы использования и охраны земель на территории муниципального образования; возложить на Администрацию муниципального образования «Макаровский городской округ» обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и принять программу использования и охраны земель на территории муниципального образования «Макаровский городской округ».

Участвующие в рассмотрении дела с использованием систем видеоконференцсвязи Южно-Сахалинского городского суда прокуроры Дуюнов В.А. и Болденков Е.А. заявленные исковые требования поддержали.

При рассмотрении дела представитель администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» Пен Э.Е., действующий на основании доверенности от 11 января 2021 года, исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора не признал и пояснил, что в целях охраны земель на территории муниципального образования «Макаровский городской округ» разработаны следующие документы: программа «Совершенствование системы управления муниципальным имуществом муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области, утвержденная постановлением администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области от 15.10.2014 № 733; программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в муниципальном образовании «Макаровский городской округ» Сахалинской области, утвержденная постановлением администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области от 31.07.2014 № 557; программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в муниципальном образовании «Макаровский городской округ» Сахалинской области, утвержденная постановлением администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области от 07.07.2014 № 475, которые содержат мероприятия по охране земель. Таким образом, принятие отдельной муниципальной программы использования и охраны земель на территории муниципального образования «Макаровский городской округ» не является необходимостью.

Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования

В силу ч. 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Пунктом 2 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

- воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

- защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ч. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии с п. 11, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах округа.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в силу ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ относится, в числе прочего, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, в целях охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны принимать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Как следует из материалов дела, решением Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора № 37 от 22 марта 2021 года назначена проверка Администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» на предмет исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В ходе проведения проверки установлено, что в муниципальном образовании «Макаровский городской округ» не разработана и не принята отдельная муниципальная программа использования и охраны земель на территории муниципального образования «Макаровский городской округ», предусматривающая мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно статье 39 Устава муниципального образования «Макаровский городской округ», Администрация городского округа, осуществляя исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федерального и регионального законодательства, Устава городского округа, нормативных правовых актов Собрания городского округа, мэра городского округа, самостоятельно решает вопросы управления и наделена следующими полномочиями: организует мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа; создает условия для развития сельскохозяйственного производства; осуществляет муниципальный контроль в городском округе, устанавливает организационную структуру, полномочия, функции и порядок деятельности уполномоченных органов местного самоуправления на осуществление муниципального контроля и определяет перечень должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий; утверждает муниципальные программы.

На основании изложенного суд удовлетворяет исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

Руководствуясь ст. 46, 157, 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» по неразработке и непринятию программы использования и охраны земель на территории муниципального образования.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Макаровский городской округ» обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и принять программу использования и охраны земель на территории муниципального образования «Макаровский городской округ».

Возложить на Администрацию муниципального образования «Макаровский городской округ» обязанность в течение одного месяца со дня истечения установленного данным решение суда срока сообщить в суд и Сахалинскому межрайонному природоохранному прокурору об исполнении решения по данному административному делу.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Макаровский районный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Т.В. Марилова

Мотивированное решение составлено в 17-00ч. 02 сентября 2021г.

Судья: Т.В. Марилова