ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-127/2022 от 19.08.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-127/2022

(УИД 91OS0000-01-2022-000142-41)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2022 года г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,

при секретаре Медведевой А.М.,

с участием председателя Родниковского сельского совета – главы Администрации Родниковского сельского поселения – Медведевой В.И.; представителя Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым, Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым – Синило Н.П.; старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым – Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Салех Ольги Викторовны к Родниковскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым, заинтересованные лица на стороне административного ответчика: Администрация Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым; председатель Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым Медведева Валентина Ивановна, о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

25 апреля 2022 года индивидуальный предприниматель Салех О.В. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Родниковскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым, в котором, с учётом последующих уточнений, просит: признать недействующим со дня принятия решение 9 сессии 2 созыва Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым №2-9/2020 от 27 марта 2020 года в части установления в Приложении №1 к Положению о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, показателя ставки арендной платы в размере 3% от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования «Строительная промышленность» (код 6.6).

Исковые требования мотивированы тем, что административный истец на основании договора аренды №17/19, заключенного в 2019 году с Администрацией Родниковского сельского поселения Республики Крым, является арендатором земельного участка с кадастровым , расположенного на территории Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, категория земель - земли сельского поселения, вид разрешённого использования – строительная промышленность. Согласно приложению к указанному договору, ставка годовой арендной платы составляет 3% кадастровой стоимости земельного участка. 27 марта 2020 года Родниковский сельский совет Симферопольского района Республики Крым на 9 сессии 2 созыва принял решение №2-9/2020 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым» (далее - Решение №2-9/2020). Согласно Приложению №1 к данному Положению, размер ставки по арендной плате за земельные участки с видом разрешенного использования по коду 6.6 «Строительная промышленность» установлен в размере 3% от кадастровой оценки земельного участка. Административный истец, обращаясь в суд с данным иском, полагает, что указанный нормативный правовой акт не соответствует актам большей юридической силы: пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации; постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». Указывает, что установленная оспариваемым решением ставка арендной платы в размере 3% от кадастровой стоимости, являясь одним из показателей расчёта арендной платы, должна отвечать принципу экономической обоснованности. При принятии нормативного правового акта, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Однако, при принятии административным ответчиком решения №2-9/2020, указанный принцип экономической обоснованности, установленный Постановлением №582, проигнорирован. Проект оспариваемого решения выводов экономической обоснованности размеров ставок и доказательств того, что при их определении производились какие-либо расчёты, не содержит. По мнению административного истца, оспариваемым НПА, принятым без учёта вышеприведенных принципов расчёта величины арендных платежей, без соблюдения принципа экономической обоснованности арендной платы за землю, нарушаются права административного истца как арендатора земельного участка муниципальной собственности, право собственности административного истца на финансовые ресурсы ввиду увеличения расходов по арендной плате.

В судебном заседании представитель Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым, Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым - Синило Н.П., а также председатель Родниковского сельского совета – глава Администрации Родниковского сельского поселения – Медведева В.И. административный иск не признали, возражали против его удовлетворения ввиду необоснованности, по мотивам, изложенным в письменных пояснениях.

Выслушав объяснения представителя Родниковского сельского совета и Администрации Родниковского сельского поселения, председателя Родниковского сельского совета – главы Администрации Родниковского сельского поселения, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, считавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Из статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Одним из принципов землепользования является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.

Частями 1 и 4 статьи 7 поименованного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу пунктов 5, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьёй 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается:

1) Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым;

2) органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно части 1, пункту 16 части 2 статьи 13 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года №15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», муниципальное образование Симферопольский район наделён статусом муниципального района и определён его административным центром город Симферополь. В составе муниципального образования Симферопольский район образовано муниципальное образование - Родниковское сельское поселение (административный центр - село Родниковое).

Частью 1 статьи 5 Устава муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, утверждённого решениемРодниковского сельского совета Симферопольского района от25.11.2014 г., предусмотрено, что в структуру органов местного самоуправления поселения входят: представительный орган муниципального образования: «Родниковский сельский совет Симферопольского района Республики Крым»; Глава Поселения -«Председатель Родниковского сельского совета - Глава администрации Поселения»; Местная администрация: «Администрация Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым»; контрольно-счетный орган поселения (т.1 обр.стор. л.д.59).

Родниковский сельский совет является постоянно действующим выборным коллегиальным представительным органом Поселения. Срок полномочий Родниковского сельского совета - 5 лет. Родниковский сельский совет подотчетен и подконтролен жителям Поселения. Родниковский сельский совет имеет печать, бланки со своим наименованием. Расходы на обеспечение деятельностисельского советапредусматриваются в бюджете Поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (статья 38 Устава) (т.1 обр.стор.л.д.68-л.д.69).

Родниковский сельский совет состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по 10 /десяти/ избирательным округам. Родниковский сельский совет является правомочным при избрании в его состав не менее двух третей депутатов от установленной численностиРодниковскогосельского совета (статья 39 Устава) (т.1 л.д.69).

В силу части 1 статьи 43 Устава, в компетенцииРодниковскогосельского совета находятся: установление общеобязательных правил на территории Поселения в соответствии с законодательством (пункт 2); утверждение бюджета Поселения и отчета о его исполнении (пункт 3); утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования (пункт 5); решение в соответствии с законодательством вопросов регулирования земельных отношений, в т.ч. по управлению муниципальным имуществом без права делегирования полномочий третьим лицам (пункт 35); иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Республики Крым к ведению представительных органов Поселений, а также иные полномочия, отнесенные настоящим Уставом к компетенции сельского совета (пункт 37) (т.1 обр. стор.л.д.69-70, т.1 обр.стор.л.д.86).

В соответствии с частью 1 статьи 70 Устава, в систему муниципальных правовых актов Поселения входят: нормативные и иные правовые актыРодниковскогосельского совета (пункт 2) (т.1 л.д.78).

В силу статьи 72 Устава, органы и должностные лица местного самоуправления Поселения во исполнение возложенных на них полномочий издают следующие муниципальные правовые акты: Родниковскийсельский совет- решениясельского совета (пункт 1). Правовые акты могут являться нормативными правовыми и ненормативными правовыми и оформляться официальным документом. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы /правила поведения/, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (т.1 л.д.78).

В силу статьи 73 Устава, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься председателем сельского совета, депутатами сельского совета, должностными лицами сельского совета и администрации Поселения, прокурором Симферопольского района (межрайона), органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также контрольно-счетным органом Поселения по вопросам его ведения. Прокурор Симферопольского района (межрайона) при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих муниципальных нормативных правовых актов имеет право вносить предложения об изменении, отмене или принятии муниципальных нормативных правовых актов. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются соответственно Регламентом Родниковского сельского совета, председателем сельского совета (т.1 обр.стор.л.д.78).

Статьёй 74 Устава определено, что Родниковский сельский совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, Уставом, принимает соответствующие решения. Решения сельского совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Родниковского сельского совета, если иное не установлено федеральным законодательством. Голос председателя сельского совета, обладающего правом решающего голоса, учитывается при принятии решений сельского совета, как голос депутата Совета. Решения сельского совета, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета Поселения, могут быть внесены на рассмотрение сельского совета только по инициативе председателя сельского совета или при наличии его заключения, при этом инициатива и заключение должны вноситься одновременно. Решения сельского совета подписываются председателем сельского совета в трехдневный срок со дня их принятия и обнародуются им в порядке, установленном настоящим Уставом (т.1 обр.стор.л.д.78).

Согласно положениям статьи 78 Устава, решениясельского советавступают в силу по истечении 10 дней со дня их подписанияпредседателем сельского совета, если иное не определено самим решением.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется посредством: рассылки (раздачи) в централизованном порядке текста правового акта жителям Поселения, в том числе, в виде специального печатного издания; размещения текста правового акта на специальных информационных стендах на территории населенных пунктов Поселения. Количество указанных стендов и места ихрасположения утверждаютсясельским советоми должны обеспечивать возможность беспрепятственного ознакомления с текстом муниципального правового акта жителями Поселения; размещения на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http//pravo-mingust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания Эл № ФС77-72471 от 05.03.2018) (т.1 обр.стор.л.д.79, л.д.89).

При опубликовании (обнародовании) муниципального правового акта должны быть указаны дата выхода печатного средства массовой информации либо сведения о дате обнародования соответствующего акта, которые должны соответствовать дате начала рассылки (раздачи) акта или его размещения на информационном стенде.

Дополнительно к официальному опубликованию (обнародованию) нормативно-правовые акты размещаются на официальном сайте Поселения на Портале муниципальных образований Республики Крым в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет» (указывается адрес сайта); официальный сайт - муниципального образования Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым не является средством массовой информации и служит для осуществления коммуникации между населением и органом власти, информирует население о своей работе и т.д. Официальный сайт должен быть зарегистрирован в национальной доменной зоне.

Судом установлено, что 27 марта 2020 года Родниковским сельским советом Симферопольского района Республики Крым принято решение №2-9/2020 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым». Вышеуказанным решением утверждено прилагаемое Положение о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (пункт 1) (Приложение №1 к Решению). В решении также указано, что настоящее решение подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в установленном порядке и вступает в силу с 01 января 2020 года (пункты 3, 4) (т. 1 л.д. 144-149, т.2 л.д.8-13).

В приложении 1 к вышеуказанному утверждённому Положению установлены размеры ставок аренды исходя из вида разрешенного использования земельных участков, в том числе, под №88 показатель ставки арендной платы в размере 3% для земельных участков с видом разрешенного использования по коду 6.6 «Строительная промышленность» (т.1 л.д. 149, т.2 л.д.13).

Из выписки из протокола заседания Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 27 марта 2020 года следует, что в повестку включался вопрос об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым. На заседании присутствовали депутаты сельского совета в количестве 9, также присутствовал представитель прокуратуры Симферопольского района Республики Крым - помощник прокурора ФИО7 Докладчиком была председатель Родниковского сельского совета - глава администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Медведева В.И. За принятие решения голосовали: «за» - 9 депутатов, «против» и «воздержавшихся» - нет. Решение принято в целом (т.2 л.д. 55-56).

Таким образом, оспариваемое решение №2-9/2020 принято полномочным большинством присутствующих на заседании сессии депутатов сельского совета.

Администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в лице ведущего специалиста ФИО8, с учётом писем, направленных Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Крым» Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 16.01.2020 №93739/10 (т.2 л.д.61-63), Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14.01.2020 г. №68951/01-08/1 от 14.01.2020 г. (т.2 л.д.59-60), письма Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Крым» от 17.01.2020 №6/04-05 «Председателям городского совета, председателю районного совета, главе администрации города, главе администрации района» (т.2 л.д.57), доведенных до сведения главы Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Медведевой В.И. председателем Симферопольского районного совета Республики Крым ФИО9 письмом от 22.01.2020 №28/03-6 (т.2 л.д.58), проведён анализ материалов государственной кадастровой оценки земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, результаты которого нашли своё отражение в докладе председателя сельского совета Родниковского сельского поселения Симферопольского муниципального района Республики Крым, а также разработан проект решения «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым» с учётом нововведений в земельном законодательстве Республики Крым для рассмотрения и принятия на очередной 9-й сессии 2-го созыва Родниковского сельского совета (т.2 л.д.29-38).

К проекту оспариваемого решения приложена пояснительная записка ведущего специалиста Администрации Родниковского сельского поселения ФИО11 (т.1 л.д. 143) с обоснованием необходимости утвердить в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 №1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым», распоряжением Совета министров Республики Крым от 04.07.2018 №755-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учётом изменений действующего законодательства Положение о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым.

Действуя в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Устава муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, глава Администрации Медведева В.И. направила докладную записку, проект указанного решения, письма председателя Симферопольского районного совета Республики Крым на рассмотрение Депутатской комиссии Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым по бюджету, финансам, предпринимательству и законодательству, а также в адрес депутатов Родниковского сельского совета для обсуждения с целью включения в повестку дня и рассмотрения на очередной сессии депутатов в марте 2020.

Докладная записка (т.2 л.д.19-22) с финансово-экономическим обоснованием размера ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (т. 2 л.д. 17-18, 102-103), проект решения, были изучены и одобрены Депутатской комиссией Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым по бюджету, финансам, предпринимательству и законодательству.

Из протокола заседания депутатской комиссии Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым по бюджету, финансам, предпринимательству и законодательству от 06 марта 2020г. усматривается, что повесткой дня было рассмотрение проекта решения Родниковского сельского совета 9 сессии 2 созыва «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым».

При рассмотрении проекта председатель депутатской комиссии ФИО10 зачитал информацию с докладной записки и проект решения, выступил ведущий специалист администрации Родниковского сельского поселения ФИО11

Обсудив докладную записку специалиста Администрации ФИО11, Депутатской комиссией Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым по бюджету, финансам, предпринимательству и законодательству на заседании 06 марта 2020 года принято решение: Рекомендовать депутатам Родниковского сельского совета утвердить проект решения «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым» (т. 2 л.д. 41).

16 марта 2020 года в адрес прокурора Симферопольского района Республики Крым Администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым направлено письмо с приложением проектов решений 9-й сессии 2 созыва Родниковского сельского совета для проведения правовой экспертизы с одновременным уведомлением о том, что заседание 9-й сессии 2 созыва Родниковского сельского совета состоится 27 марта 2020 года в 14 часов в помещении Администрации Родниковского сельского поселения (т. 2 л.д. 53-54).

Материалами дела подтверждается, что решение Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым №2-9/2020 от 27 марта 2020 года «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым», было размещено на официальном сайте муниципального образования Родниковского сельского поселения 08 апреля 2020 года, а также 27 марта 2020 года на специальном информационном стенде в здании Администрации Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 154-155).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.

Решениями Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым №6-33/2021 от 15 декабря 2021 года, №2-36/2022 от 17 марта 2022 года в оспариваемый нормативный акт внесены изменения (т.1 л.д. 150-151, 152-153), которые, не изменяли оспариваемое административным истцом положение данного акта.

Проверкой оспариваемого положения решения Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым №2-9/2020 от 27 марта 2020 года, на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы и наличия нарушения прав административного истца установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

К числу таких принципов относится, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 февраля 2017 года №424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

В соответствии с пунктом 4 названного постановления №582, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года №710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582.

Пунктом 2 утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 №710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582, в целях применения Принципа №1 (принципа экономической обоснованности) рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - порядок определения размера арендной платы) предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы (далее - ставки арендной платы).

Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Кроме того, одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, является принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (статья 1 Федерального закона № 135-ФЗ).

Под дискриминационными условиями следует понимать условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Судом установлено, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, собственником которого является Муниципальное образование Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (т. 1 л.д. 91-98).

14 ноября 2019 года между Администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Салех О.В. (арендатором) заключён договор аренды №17/19 земельного участка, в соответствии с пунктом 1.1 которого, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование на условиях аренды земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 17233 +/- 46 кв.м. Границы арендуемого земельного участка указаны на прилагаемой к Договору кадастровой выписке (Приложение №2), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительная промышленность (т. 1 л.д. 91).

Земельный участок предоставлен арендатору во временное владение и пользование на срок до «30» октября 2029 года (пункт 1.3 Договора).

На участке находятся следующие здания, сооружения, коммуникации: , ТП-632, ЛЭП-10 кВ, ВЛ-0,4 кВ, кран-балка, известковая яма, эстакады, бетонное мощение и ограждение (пункт 1.6 Договора).

Основание для заключения договора аренды: постановление Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым №199/19 от 12 ноября 2019 года (пункт 1.8 Договора).

Указанный договор зарегистрирован Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 03 декабря 2019 года за (т. 1 л.д. 101, л.д. 158).

Согласно расчёту арендной платы к Договору аренды земельного участка №17/19 от 14 ноября 2019 года, размер арендной платы определяется по формуле: АП= Аб х Кд х S х П, где АП - арендная плата; Аб - нормативная цена 1 кв.м.; Кд - коэффициент индексации; S - площадь арендуемого земельного участка; П - процентная ставка.

При этом, размер процентной ставки определён в расчёте 3%.

Таким образом, размер арендной платы для административного истца до принятия оспариваемого нормативного правового акта рассчитывался исходя из нормативной оценки арендуемого земельного участка и установленного размера процентной ставки – 3%.

На момент заключения вышеуказанного договора аренды действовало решение Родниковского сельского совета №3/16 от 11 ноября 2016 года «Об утверждении Положения о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым», принятое на 28-й сессии 1-го созыва (т.2 л.д.98-101).

Согласно подпункту «в» пункта 3.2 вышеприведенного Положения, процентная ставка для расчёта арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования по коду 6.6 был установлен в размере 3%.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что до конца 2019г. Администрация при определении размера арендной платы за земельные участки без проведения торгов, руководствовалась Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014г. №450 «Положение о порядке определения кадастровой стоимости, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределение земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым и муниципальной собственности» (далее – Порядок №450), с учетом Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Согласно п.п. б п.3.2 Порядка №450, годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой (нормативной) стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 3% в отношении земельного участка, предназначенного для производственной деятельности (за исключением обеспечения космической деятельности).

Учитывая вышеизложенное, судом установлено, что для указанного истцом в иске земельного участка, до принятия оспариваемого нормативного правового акта была установлена ставка арендной платы 3% от нормативной цены земельного участка.

На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 №1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым», распоряжения Совета министров Республики Крым от 04.07.2018 №755-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым» установлена необходимость осуществления расчёта арендных платежей за земельные участки в Республике Крым исходя из их кадастровой их стоимости, а не нормативной.

Так, основой для определения размеров арендной платы за землю в соответствии с действующим законодательством является именно её кадастровая стоимость.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела суду административным ответчиком предоставлено Финансово-экономическое обоснование размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, к проекту оспариваемого решения 9 сессии 2 созыва Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым. Оснований для признания указанного Финансово-экономического обоснования недопустимым доказательством у суда не имеется (т. 2 л.д. 17-18, 102-103).

В Финансово-экономическом обосновании учтено, что кадастровая стоимость земельного участка является величиной, характеризующей экономическую ценность и доходность. Ставки арендной платы в оспариваемом акте, исходя из содержания предоставленного финансово-экономического обоснования, рассчитывались на основании данных об изменении этой экономической характеристики, что свидетельствует о проведении экономической оценки факторов, влияющих на доходность участка.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, использование равновесного сценария предполагает сравнение для каждого вида разрешенного использования арендных платежей, полученных при применении кадастровой стоимости, с суммой платежей, полученной при использовании действующих на территории муниципального образования ставок в 2019 году, базой для которых являлась нормативная цена земельного участка (т.2 обр.стор.л.д.17).

При этом учтено, что в соответствии с письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14.01.2020 №68951/01-08/1, выработана методика, предусматривающая минимальные и максимальные размеры арендной платы за пользование земельными участками, где минимум - это размер арендной платы, согласно действующим договорам аренды земли, а максимум - увеличение действующей ставки на 7% (т.2 л.д. 59-60).

Также в финансово-экономическом обосновании указано, что с учетом стабильного темпа роста объемов производства промышленной продукции, строительства, увеличение качества предоставления услуг, улучшение условий для отдыха, оснований для снижения ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района нет.

Расчет предполагает установление арендной ставки для каждого вида разрешенного использования земельного участка. Величина арендной ставки определена такой, чтобы обеспечить пополнение бюджета в таком же размере или больше как при использовании действующей в 2019 году (до введения кадастровой стоимости земельных участков) арендной платы за 1 кв.м. земельного участка.

Также в финансово-экономическом обосновании указано, что проанализировав заключенные договора аренды земельных участков до 01.01.2020 г., Родниковский сельский совет Симферопольского района Республики Крым посчитал необходимым оставить процентные ставки для вида разрешенного использования земельных участков с кодом 6.6 в размере 3% (т.2 л.д.18).

Проверяя доводы административного истца относительно соблюдения при принятии оспариваемого решения основных принципов определения арендной платы, установленных Постановлением №582, судом учтено, что ответчиком были учтены не только интересы доходной части бюджета, но и критерии, которые влияют на доходность.

Судом установлено, что ответчик анализировал договора аренды земельных участков, заключенных до 01.01.2020г. и оставил процентные ставки, установленные ранее для расчета арендной платы от нормативной цены, для вида разрешенного использования земельных участков код 6.6. в размере 3% и для исчисления арендной платы исходя из кадастровой стоимости в размере 3%. Таким образом, суд приходит к выводу, что установленная в оспариваемом решении ставка арендной платы в размере 3%, до принятия оспариваемого решения также ранее была установлена в размере 3% для данной категории земельных участков. То есть размер ставки фактически не был изменен.

Принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка является величиной, характеризующей экономическую ценность и доходность конкретного земельного участка, прогнозирование при принятии оспариваемого решения размера арендной платы и ставки арендной платы на основании данных об установленной кадастровой стоимости с учетом ранее установленной ставки аренды в размере 3%, свидетельствует о проведении экономической оценки факторов, влияющих на доходность земельного участка.

Таким образом, установление оспариваемого размера ставки аренды в процентном отношении от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности и не свидетельствует о его нарушении. Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года № 45-АПГ16-7.

Принимая во внимание, что на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым для всех земельных участков с видом разрешенного использования «Строительная промышленность» (код 6.6) установлен единый размер ставки аренды – 3% (независимо от форм собственности), учитывая, что оспариваемые положения решения №2-9/2020 от 27 марта 2020 года предусматривают единую методику определения регулируемой арендной платы за указанные земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, суд приходит к выводу о том, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие Родниковскому сельскому поселению Симферопольского района Республики Крым и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не различаются.

Оспариваемый административным истцом размер ставки аренды, установленный Приложением № 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы, дифференцирован исходя из конкретного вида разрешенного использования земель.

Оспариваемые положения решения №2-9/2020 от 27 марта 2020 года предусматривают единую методику определения регулируемой арендной платы за земли с видом разрешенного использования «Строительная промышленность» (код 6.6), находящиеся в муниципальной собственности Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, что свидетельствует о соблюдении административным ответчиком принципа запрета необоснованных предпочтений, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. №582, а также законодательства в сфере защиты конкуренции, в частности, статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.

Суд считает необходимым указать, что сам факт несогласия административного истца с размером кадастровой стоимости, не свидетельствует о несоответствии обжалуемого нормативного правового акта актам, имеющим высшую юридическую силу. Действующим законодательством предусмотрена иная процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка является величиной, в том числе, характеризующей и доходность земельного участка, учитывая наличие и содержание предоставленного суду финансово-экономического обоснования оспариваемого акта, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, что размер ранее установленной административному истцу процентной ставки за аренду земельного участка оспариваемым актом не изменён, суд приходит к выводу о том, что принятое в установленном законом порядке компетентным органом решение Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым №2-9/2020 от 27 марта 2020 года «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым» в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушает.

Принимая во внимание вышеизложенное, предусмотренные законом основания для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим отсутствуют, а поэтому в удовлетворении заявленных исковых требований Салех О.В. надлежит отказать.

Одновременно, суд считает необходимым отметить, что, как установлено судом, решение 7 сессии 2 созыва Родниковского сельского совета №1-7/2019 от 30.12.2019 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым» к административному истцу не применялось.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Индивидуального предпринимателя Салех Ольги Викторовны к Родниковскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым о признании недействующим решения 9-ой сессии 2-го созыва Родниковского сельского совета № 2-9/2020 от 27 марта 2020 года в части установления в Приложении № 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, размера ставки аренды в размере 3 % от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования «Строительная промышленность» (код 6.6), - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Е.И. Холодная

Решение изготовлено в окончательной форме 01 сентября 2022 года.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Е.И. Холодная

Секретарь с/з А.М. Медведева

Оригинал решения подшит в материалы дела № 2а-127/2022 и находится в производстве Верховного Суда Республики Крым.

Судья Е.И. Холодная

Секретарь с/з А.М. Медведева