Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2016 года г.Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к УМВД России по Тульской области, Управлению по вопросам миграции МВД РФ по Тульской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта гражданина РФ,
у с т а н о в и л:
ФИО1 родился в <адрес> 01.01.1967 года.С 03.06.1983 года он был постоянно зарегистрирован в <адрес><адрес> по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям из послужного списка Министерства обороны Украины, он с 01.01.1991 года по 01.06.1992 года проходил военную службу в Закавказском военном округе, № согласно справке Министерства обороны России от 18.12.2014 года № входившей по состоянию на 06.02.1992 года в состав Объединенных Вооруженных Сил СНГ, переведенной в марте 1992 года под юрисдикцию РФ, а в мае 1992 года вошедшей в состав Вооруженных Сил РФ. К 01.09.1994 года войсковая часть расформирована.
Приказом Министерства обороны РФ по личному составу от 19.05.1992 года № он был уволен с действительной военной службы в запас по сокращению штата, подлежал направлению для постановки на учет в Ворошиловский РВК г.Донецка Украины.
05.08.1992 года ФИО1 встал на воинский учет в Ленинском РВК г.Донецка Украины, где ему был выдан военный билет ГР №.
После увольнения ФИО1 убыл в г.Донецк, где получил паспорт гражданина Украины.
30.05.2016 года УФМС России по Тульской области разрешено временное проживание ФИО1, с 30.05.2016 года он состоит на временном регистрационном учете (по 30.05.2019 года) и проживает в <адрес>.
ФИО1 обратился в УФМС Росси по Тульской области с обращением о признании его гражданином РФ, в чем письмом от 09.06.2016 года № ему было отказано.
Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратился в суд с административным иском к УФМС Росси по Тульской области, в котором просил признать незаконным решение УФМС по Тульской области об отказе в признании его гражданином РФ, выдаче паспорта гражданина РФ, изложенное в письме № от 09.06.2016 года. В обоснование своих требований указал, что приобрел гражданство России в силу п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206/1-1, этого гражданства не лишался, от него не отказывался, а позиция ответчика основана на неверном толковании закона.
В судебном заседании ФИО1 свои требования поддержал, пояснив, что прибыл на территорию РФ в октябре 2014 года, являлся депутатом коммунистической партии Украины, в связи с чем проживание его семьи там грозит физическим уничтожением. Жилье на территории РФ ему было предоставлено как временное политическое убежище.
Ввиду реорганизации органов миграционной службы, определением суда от 12.08.2016 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УМВД России по Тульской области, Управление по вопросам миграции МВД РФ по Тульской области. Данные административные ответчики представителей в суд не направили, МВД РФ по Тульской области представлены письменные возражения по существу иска.
На основании ст.226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206/1-1 установлено, что действие части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» распространено на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона в силу.
Таким образом, указанные категории военнослужащих признавались гражданами Российской Федерации, если они в течение одного года не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В силу пункта 4 вышеупомянутого Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206/1-1 военнослужащие бывшего СССР, не подпадающие под действие части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» и не указанные в пункте 3 настоящего постановления, приобретают гражданство Российской Федерации на общих основаниях.
Порядок применения Закона о гражданстве разъяснен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», в силу п.1 ч. IIкоторого установлено, что для лиц, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу и имеющих паспорт гражданина СССР, подача заявлений для оформления гражданства Российской Федерации не требуется. До введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 года N 2007 было установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации считались бывшие граждане РСФСР, возвратившиеся на жительство в Россию до вступления в силу указанного Закона (6 февраля 1992 года), не имевшие подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания и продолжающие проживать на территории России на законных основаниях.
Оформление документов о российском гражданстве производилось при их личном волеизъявлении.
Кроме того пункт «г» статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» предусматривал, что в порядке регистрации (более облегченный порядок, чем прием в гражданство) гражданство Российской Федерации могли приобрести граждане СССР, постоянно проживающие на территориях других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если они не являлись гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу названного Закона заявили о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206-1 указанный пункт «г» статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 (ныне утратила силу) был изложен в следующей редакции: «граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации».
Федеральным законом от 6 февраля 1995 года N 13-ФЗ срок заявления о желании указанных категорий лиц приобрести гражданство Российской Федерации был продлен до 31 декабря 2000 года.
Согласно ст.ст. 1,2 Европейской конвенции о гражданстве, подписанной Россией в Стратсбурге 06.11.1997 года, понятие «гражданство» означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица, и каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином.
Действующая Конституция РФ 1993 года закрепляет порядок, согласнокоторому гражданство РФ приобретается и прекращается в соовтетсвии с федеральным законом.
Закон от 28.11.1991 года сменил Закон от 31.05.2002 года №62 – ФЗ «О гражданстве РФ», согласно ст. 5 которого гражданами РФ объявлялись:
а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего ФЗ;
б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом.
При этом, в силу ст. 10 Закона от 31.05.2002 года документом, удостоверяющим гражданство РФ, признается паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство.
Действительно, как следует из установленных обстоятельств, административный истец, неся военную службу в указанной выше войсковой части, и не отказавшись в течение года от гражданства России, подпадал под действие пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206/1-1. Однако он, как лицо, по увольнении со службы избравшее местом своего жительства Украину, имея такую возможность, не обратился за получением паспорта гражданина РФ или вкладыша к нему, приобрел гражданство Украины, от этого гражданства не отказался, вернулся в РФ только в 2014 году.
Таким образом, административный истец выполнил действия, явно свидетельствующие о нивелировании правовой связи с РФ и выборе иного государственного образования –Украины в качестве субъекта гражданской связи.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,291-294 КАС РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения УФМС по Тульской области об отказе в признании его гражданином РФ, отказе в выдаче паспорта гражданина РФ, изложенного в письме № от 09.06.2016 года, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Киреевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья: