ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1282/19 от 11.04.2019 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-1282/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2019 года город Челябинск

Советский районный суд города Челябинска в составе:

председательствующего судьи Волуйских И.И.

при секретаре Апликаевой И.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Щергиной Ю.В. к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Щергина Ю.А. обратилась в Советский районный суд города Челябинска с административным исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее также - Комитет) в котором просила признать незаконным решение от 25 января 2019 года № 2019 № об отказе в принятии решения о приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда города Челябинска, расположенного по адресу: <адрес> и возложить обязанность по принятию решения о приватизации указанного жилого помещения.

Определением суда от 13 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация города Челябинска (далее также - Администрация).

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в 2010 году ей на условиях найма служебного жилого помещения была предоставлена квартира № в доме № <адрес>. В данной квартире она проживает совместно с членами семьи – супругом и тремя не совершеннолетними детьми. В ответ на обращение о приватизации данного жилого помещения поданного в порядке пункта 39 Решения Челябинской городской Думы от 25.04.2006 № 12/11"Об утверждении Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений в городе Челябинске" Комитет принял оспариваемое ей решение об отказе в приватизации. Основанием для принятия решения об отказе послужило то, что стаж муниципальной службы заявителя составлял менее требуемых 10 лет. С данным решением административный истец не согласен, поскольку приказом начальника Управления ЖКХ Администрации города Челябинска от 17 ноября 2017 года № в стаж муниципальной службы были включены периоды работы в должности мастера ООО «<данные изъяты>» и старшего инженера Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска общей продолжительностью 5 лет. Учитывая изложенное, на момент обращения с заявлением о приватизации жилого помещения стаж муниципальной службы заявителя был более 10 лет.

В судебном заседании представитель административного истца Маркин А.А. поддержал заявленные требования, обратив внимание суда на то, что издавая приказ о включении в стаж муниципальной службы иных периодов Управления ЖКХ Администрации города Челябинска ссылалась на часть 2 статьи 13 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 года № 144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» в соответствии с которым иные периоды включаются в стаж муниципальной службы для получения муниципальных служащих иных гарантий, установленный федеральными законами, законами Челябинской области и уставами муниципальных образований. Право гражданина на приватизацию жилья предусмотрена федеральным законом, следовательно, установленный по приказу стаж муниципальной службы дает право, в том числе на приватизацию жилого помещения.

Представитель Комитета и Администрации города Челябинска Полева О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав на то, что пунктом 39 Решения Челябинской городской Думы от 25.04.2006 № 12/11"Об утверждении Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений в городе Челябинске" определено, что в стаж необходимый для приватизации служебного жилого помещения включаются (зачитываются) периоды замещения должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления города Челябинска. Должности муниципальной службы Щергина Ю.В. начала замещать только с 2012 года, следовательно, оснований для приватизации занимаемого ей жилого помещения не имеется. Установленный приказом Управления ЖКХ Администрации города Челябинска стаж муниципальной службы не может быть засчитан, поскольку он не распространяется на порядок приватизации служебного жилья определены решением Челябинской городской думы.

Щергина Ю.В. и Щергин Д.В. действующий в интересах себя и несовершеннолетних детей – ФИО12 на рассмотрение дела не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

11 августа 2006 года Щергина Ю.В. была принята на должность мастера в ООО «<данные изъяты>»

07 июля 2008 года была уволена по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ в порядке перевода в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска (далее также Управление ЖКХ).

08 июля 2008 года принята в отдел контроля за эксплуатацией жилищного фонда на должность старшего инженера Управления ЖКХ в порядке перевода (л.д. 43). С ней был заключен трудовой договор № (л.д. 81-83). Из содержания данного договора следует, что занимаемая ей должность не относилась к должности муниципальной службы.

С 03 декабря 2012 года Щергина Ю.В. была переведена на должности муниципальной службы в Управление ЖКХ – главного специалиста отдела эксплуатации жилищного фонда, заместите начальника отдела муниципального жилищного контроля и обращений граждан (с 15 января 2013) (л.д. 84-90).

Приказом № от 17 ноября 2017 года Управления ЖКХ включила в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами Челябинской области и уставами муниципальных образований Щергиной Ю.В. был засчитан стаж работы в ООО «<данные изъяты>» с 11 августа 2006 года по 17 марта 2007 года и в должностях старшего инженера Управления ЖКХ с 08 июля 2008 года по 30 ноября 2012 года общей продолжительностью 5 лет (л.д. 16).

10 декабря 2018 года Щергина Ю.В. обратилась в Комитет с заявлением о приватизации квартиры № в доме <адрес>.

25 января 2019 года Комитет, рассмотрев заявление Щергиной Ю.В. принял решение об отказе в приватизации квартиры, изложенное в письме № . Отказ в приватизации квартиры был мотивирован тем, что Щергина Ю.В. не имеет установленного пунктом 39 Решение Челябинской городской Думы от 25.04.2006 № 12/11 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений в городе Челябинске" стажа работы в должностях муниципальной службы.

Данное решение обжалуется в рамках настоящего дела.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок предоставления гражданам служебных жилых помещений в городе Челябинске регламентируется Решением Челябинской городской Думы от 25.04.2006 № 12/11 (далее также - Порядок).

Пунктом 39 указанного порядка предусмотрены условия для приватизации жилого помещения, предоставленного после 01 марта 2005 года.

Так одним из условий приватизации жилого помещения является то, что на день обращения с заявлением о приватизации служебного жилого помещения гражданин является сотрудником муниципального учреждения образования, здравоохранения, культуры, системы социального обслуживания населения, физической культуры и спорта, органа местного самоуправления города Челябинска (работником - лицом, замещающим должность муниципальной службы), по ходатайству которого предоставлено служебное жилое помещение, имеющим на день обращения с заявлением о приватизации занимаемого служебного жилого помещения стаж работы по основному месту работы в одном из ходатайствующих муниципальных учреждений, органе местного самоуправления города Челябинска, в связи с трудовыми отношениями в котором предоставлено служебное жилое помещение, не менее 10 лет.

Также в данном пункте законодатель определил порядок того, какой стаж учитывается для принятия решения о приватизации жилого помещения, так для лиц, замещающих должности муниципальной службы в органе местного самоуправления города Челябинска, включаются (зачитываются) периоды замещения должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления города Челябинска.

Согласно стать 22 Устава города Челябинска в состав органов местного самоуправления муниципального образования, в том числе входит исполнительно-распорядительный орган города Челябинска - администрация города Челябинска

В структуру Администрации города Челябинска, согласно Решения Челябинской городской Думы от 27.11.2018 № 46/2. входит Управление ЖКХ.

В соответствии с Постановлением Администрации города Челябинска от 12.09.2011 N 224-п Управление жилищно-коммунального хозяйства является отраслевым (функциональным) органом управления Администрации города Челябинска. Согласно пункту 8 указанного Постановления должности руководителей и специалистов Управления относятся к должностям муниципальной службы. Структура и штатное расписание Управления утверждаются правовым актом Администрации города либо иного должностного лица Администрации города. В штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы.

Таким образом, Управление ЖКХ является одним из структурных подразделений органов местного самоуправления города Челябинска, в штате которой могут быть трудоустроены как работники, так и муниципальные служащие.

Действительно приказом № от 17 ноября 2017 года Управления ЖКХ включила в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами Челябинской области и уставами муниципальных образований Щергиной Ю.В. был засчитан стаж работы в ООО «<данные изъяты>» с 11 августа 2006 года по 17 марта 2007 года и в должностях старшего инженера Управления ЖКХ с 08 июля 2008 года по 30 ноября 2012 года общей продолжительностью 5 лет.

С учетом данного приказа стаж муниципальной службы на момент обращения в Комитет с заявлением о приватизации превышал 10 лет.

Основанием для вынесения названного приказа послужила часть 2 статьи 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в соответствии с которой в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, помимо периодов замещения должностей, указанных в ч. 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Право на приватизацию жилья предусмотрено как федеральными законами так местными нормативно правовыми актами.

Вместе с тем суд отмечает, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 № 9-П было определено, что как следует из части первой статьи 217 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 14 и 15 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества в отношении тех объектов, приватизация которых допускается федеральным законодательством. Реализуя свою компетенцию в сфере имущественных отношений, органы местного самоуправления вправе определять - исходя из объективных показателей развития муниципального образования и потребностей жителей - и необходимый состав муниципального имущества, порядок и условия его использования и дальнейшее предназначение. Такие решения должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений.

Из указанного следует, что критерии приватизации жилья, условия приватизации и субъектный состав определяется органами местного самоуправления самостоятельно.

В рассматриваемом деле Решением Челябинской городской Думы от 25.04.2006 № 12/11 было установлен особый порядок определения продолжительности муниципальной службы необходимой для приватизации служебного жилья. Эта особенность заключается в том, что в стаж засчитываются только периоды замещения должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления города Челябинска.

Из системного толкования положений части 2 статьи 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и пункта 39 Порядка следует, что включение в стаж муниципальной службы периодов работы, в должностях не отнесенных к муниципальной службы не предоставляет дополнительных гарантий по получению права на приватизацию служебного жилого помещения.

Из буквального толкования пункта 39 Порядка следует, что право на приватизацию возникает только у людей замещающих должности муниципальной службы более 10 лет, а не у тех, кому был засчитан иной период работы в стаж муниципальной службы.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ является законным и обоснованным. Щергина Ю.В. не лишена права на получение жилого помещения в порядке приватизации после наступления соответствующего стажа.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Щергиной Ю.В. о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 25 января 2019 года № 2019 № и возложении обязанности о принятии решения о приватизации жилого помещения – квартиры № в доме <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: И.И. Волуйских