ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1282/2018 от 10.05.2018 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-1282/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 10 мая 2018 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Долговой С.О., с участием административного истца Жукова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Жукова Александра Васильевича к администрации города Ялты Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, заинтересованное лицо: Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым,

установил:

Жуков А.В. обратился в суд с административным иском к администрации города Ялты Республики Крым об обязании признать его льготный статус «Дети войны» и выполнить в 2018 году постановление Ялтинского городского суда АРК от 03 апреля 2013 года по делу № 121/1951/13а, 2а/121/173/13, исключив незаконную формулировку «несоответствие места расположения».

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он имеет льготный статус «Дети войны», пользуется льготами коммунальных организаций, транспорта, пенсионного фонда. Вместе с тем, администрация города Ялты не признает в отношении него действие ст. 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», что следует из сообщения от 02.03.2018 № Ж-1/1307/2, и не предоставляет в собственность испрашиваемый им земельный участок. Кроме того, ответчик до настоящего времени не выполнил вступивший в законную силу судебный акт.

Определением суда от 16 апреля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представители административного ответчика и заинтересованного лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщены.

В соответствии с положениями ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы данного дела и административных дел №№ 2а-986/2016, 2а-2574/2017, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу постановлением Ялтинского городского суда АРК от 03 апреля 2013 года по административному делу № 121/1951/13-а, 2-а/121/173/13 признано противоправным и отменено решение Ялтинского городского совета АРК от 26 декабря 2012 года № 487 об отказе Жукову А.В. в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,06 га в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>, на Ялтинский городской совет возложена обязанность на ближайшей сессии после получения постановления суда для исполнения рассмотреть заявление Жукова А.В. о предоставлении указанного земельного участка в собственность.

На основании выданного судом исполнительного документа постановлением главного государственного исполнителя отдела принудительного исполнения решений Управления государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республики Крым от 18 октября 2013 года было открыто исполнительное производство .

23 октября 2013 года Ялтинским городским советом во исполнение требований постановления суда от 03 апреля 2013 года вынесено решение № 132, которым Жукову А.В. отказано в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,0600 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>, в связи с несоответствием места расположения указанного земельного участка требованиям градостроительной документации города.

Постановлением главного государственного исполнителя отдела принудительного исполнения решений Управления государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республики Крым от 28 января 2014 года исполнительное производство по принудительному исполнению исполнительного листа окончено в связи с исполнением решения суда в полном объеме.

Вступившим в законную силу решением Ялтинского городского суда Республики Крым по делу № 2а-986/2016 от 27 июля 2016 года отказано в удовлетворении административного иска Жукова А.В. к администрации города Ялты, Ялтинскому городскому совету об отмене решения Ялтинского городского совета от 23 октября 2013 года № 132, обязании принять постановление.

Постановлением администрации города Ялты Республики Крым № 1211-п от 16 июля 2015 года утверждена на землях населенных пунктов схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории площадью 600 кв.м, в границах кадастрового квартала , расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель – «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «малоэтажная жилая застройка – (код 2.1)».

05 февраля 2018 года в Аппарат Совета министров Республики Крым поступило обращение Жукова А.В. о дооформлении передачи в собственность земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, со ссылкой на то, что все необходимые документы были им предоставлены в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.

В своем обращении Жуков А.В. просил также учесть, что он подпадает под действие Закона Украины «О детях войны», предусматривающего льготу – первоочередное выделение в собственность земельного участка, которая не может быть ухудшена, что предусмотрено ст. 11 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов» от 18 марта 2014 года.

На указанное обращение, поступившее из Аппарата Совета министров Республики Крым, администрацией города Ялты Республики Крым 02 марта 2018 года за № Ж-1/1307/2 в адрес Жукова А.В. было сообщено, что администрацией города будет подготовлен проект постановления об отмене постановления администрации города Ялты от 16.07.2015 № 1211-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, расположенного по адресу: <адрес>» в связи с его несоответствием требования ст. 39.20 ЗК РФ. Одновременно разъяснены положения ст. 39.18 ЗК РФ и сообщено, что согласно ст. 4 Законом Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» предусмотрено предоставление земельных участков гражданам, отнесенным к льготной категории.

Аналогичные разъяснения даны Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в адрес Жукова А.В. в сообщении от 26.02.2018 № 04-11/509/2. Дополнительно сообщено, что при наличии документов, подтверждающих право на бесплатное получение земельного участка, Жуков А.В. вправе обратиться с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты.

Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон Республики Крым N 35-ЗРК/2014 от 17.12.2014 г. "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" (далее Закон N 35-ЗРК/2014) устанавливает правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Крым, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь и активную деятельность.

Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014 г. принят Закон N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений" (далее Закон N 66-ЗРК/2015), который в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".

В ст. 2 Закона N 66-ЗРК/2015 указаны органы, уполномоченные рассматривать, в том числе, заявления о предоставлении земельных участков, к которым относится уполномоченный орган местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.

В ст. 4 Закона N 66-ЗРК/2015 приведен список льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым относятся совершеннолетние граждане Российской Федерации из числа: 1) ветеранов Великой Отечественной войны; 2) инвалидов Великой Отечественной войны; 3) ветеранов боевых действий; 4) инвалидов боевых действий; 5) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации или полных кавалеров ордена Славы; 6) лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации либо пострадавших от политических репрессий; 7) бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); (п. 7 в ред. Закона Республики Крым от 12.01.2016 N 209-ЗРК/2016) 8) инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы; 9) лиц, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет; 10) лиц, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Порядок предоставления земельных участков льготным категориям граждан оговорен в ст. 6 Закона N 66-ЗРК/2015.

Постановлением Совета министров Республики Крым N 41 от 10.02.2015 г. определен Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее Порядок N 41), который устанавливает правила постановки заявителя в очередь на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, снятия его с очереди.

Изучив материалы дела, в том числе содержание вышеуказанного письма администрации города Ялты от 02.03.2018 № Ж-1/1307/2, направленного в адрес Жукова А.В. по результатам рассмотрения его обращения, суд приходит к выводу о том, что органом, уполномоченным рассматривать заявления о предоставлении земельных участков, даются исключительно разъяснения по вопросу представления земельного участка в собственность льготным категориям граждан. При этом обстоятельства возможности отнесения Жукова А.В. к льготной категории не выяснялись, поскольку необходимые для этого документы заявителем не предоставлялись.

При таких обстоятельствах, исковые требования Жукова А.В. к администрации города Ялты об обязании признать его льготный статус, удовлетворению не подлежат.

Что касается требований административного истца об обязании ответчика исполнить в 2018 году вступивший в законную силу судебный акт, то возможное нарушение прав истца в данном случае подлежит защите иным способом, а не в порядке главы 22 КАС РФ.

Согласно ч. 2 ст. 16 КАС РФ неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применении мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом суд считает необходим отметить, что принудительное исполнение постановления Ялтинского городского суда АРК от 03 апреля 2013 года уже окончено с вынесением государственным исполнителем соответствующего постановления от 28 января 2014 года, которое никем не отменено.

Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Жукова Александра Васильевича к администрации города Ялты Республики Крым о возложении обязанности признать льготный статус «Дети войны», выполнить постановление Ялтинского городского суда АРК от 03 апреля 2013 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья О.И. Кулешова

Решение суда изготовлено

в окончательной форме 14.05.2018 г.