ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1282/202114АП от 14.04.2021 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

47RS0018-02-2021-000502-83

Дело №2а-1282/2021 14 апреля 2021 года

в г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием представителя административного истца Хохловой Л.П.,

при помощнике судьи Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Трубникоборского сельского поселения к судебному приставу-исполнителю Тосненского районного отделения УФССП России по Ленинградской области Шихахмедову Э.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

администрация Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Тосненского районного отделения УФССП России по Ленинградской области Шихахмедову Э.И. об освобождении административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 19.02.2021.

В обоснование административного иска указала, что административный истец является должником в исполнительном производстве №51281/18/47035-ИП от 18.10.2018, возбужденного на основании исполнительного листа ФС №027559360 от 02.10.2018, выданного Тосненским городским судом по делу №2а-662/2017, вступившем в законную силу 12.04.2017. Предметом исполнения является обязанность администрации Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области организовать проведение межевания земельных участков, используемых под размещение кладбищ в деревнях Бабино, Большая Кунесть, Вороний Остров, Померанье, Трубников Бор, путём заключения договора с кадастровым инженером; поставить на кадастровый учёт земельные участки, используемые под размещение перечисленных кладбищ.

Административным ответчиком вынесено постановление от 19.02.2021 о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по мотивам того, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не исполнен.

Административным истцом были совершены следующие действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока:

Администрация поставила на кадастровый учёт земельные участки, используемые под размещение кладбищ, по следующим адресам: Ленинградская область, Тосненский район, дер.Бабино, ул.Набережная, уч.3, с кадастровым номером 47:26:1102003:127; дер.Большая Кунесть, ул.Павловская, уч.1а, с кадастровым номером 47:26:1037001:192; дер.Трубников Бор, ул.Железнодорожная, уч.12, с кадастровым номером 47:26:1101003:71. Направила обращения в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 06.03.2017 №№59, 61; получила ответ от 18.10.2017 №№364/17, 367/17. Направила заявления в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области от 24.01.2019 №№17, 18, 19, получила ответ от 04.02.2019 №02-1578/2019. Направила обращение в комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 30.03.2020 №128, получила ответ от 01.04.2020 №799. Частично решение суда исполнено, однако своевременно исполнить решение суда в части постановки на кадастровый учёт земельных участков, используемых под размещение кладбищ в дер.Вороний Остров, в дер.Померанье не представляется возможным по следующим причинам: указанные кладбища находятся на землях лесного фонда. Администрация обращалась в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области об обеспечении выбора земельного участка лесного фонда под размещение кладбища, получены ответ и разъяснения, что единственно возможный путь постановки на кадастровый учёт земельного участка под кладбищем, расположенным в лесном фонде, это перевод земельных участков в категорию земель – земли населенных пунктов путем изменения границ населенных пунктов. Информация об этом была сообщена административному ответчику неоднократно (письма от 01.11.2018 №214, от 25.07.2019 №324; от 18.11.2020 №409, от 18.02.2021 №47, от 25.02.2021 №53). Представленные документы указывают, что вина административного истца в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа отсутствует (л.д.3-7).

В судебном заседании представитель административного ответчика Хохлова Л.П. поддержала административный иск, пояснила, что в административном исковом заявлении перечислена вся работа, которая была проделана для постановки на кадастровый учет земельных участков под кладбищами. Было пять кладбищ и по каждому необходимо было провести работу, как по постановке на кадастровый учёт объектов недвижимости, так и земельного участка. Всё, что могла сделать администрация на землях поселения, было сделано практически сразу. Были заключены договоры на межевание и постановку на кадастровый учёт. Уже в 2017 году у сельских поселений отсутствовали полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Обратились в департамент, и только он разъяснил, что исключение возможно только после изменения границ населенного пункта, внесения изменений в генеральный план. На сегодняшний момент невозможно поставить на кадастровый учёт эти земельные участки, пока район не внесёт изменения в генеральный план, департамент не выведет из категории земель лесного фонда и так далее. То есть от администрации Трубникоборского поселения вообще ничего не зависит по исполнению. В законе чётко указано, что исполнительский сбор это исключительно штрафные санкции за неисполнение, за вину. Отсутствует вина. Администрация сделала всё возможное, чтобы решение суда было исполнено.

Судебный пристав-исполнитель Шихахмедов Э.И. извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился (л.д.61).

Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, заинтересованное лицо – Тосненский городской прокурор извещены о времени и месте судебного разбирательства, не направили в суд своих представителей (л.д.155-156).

Выслушав объяснение представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1).

В силу ч. 7 названной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со ст.401 ГК Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (п.1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).

Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя Тосненского районного отдела Управления ФССП России по Ленинградской области Абдуловой Т.А. от 18.10.2018 на основании исполнительного листа ФС №027559360 от 02.10.2018, выданного Тосненским городским судом Ленинградской области по делу №2а-662/2017, возбуждено исполнительное производство №51281/18/47035-ИП в отношении должника администрации Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области. Предметом исполнения является обязанность администрации Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области организовать проведение межевания земельных участков, используемых под размещение кладбищ в деревнях Бабино, Большая Кунесть, Вороний Остров, Померанье, Трубников Бор, путём заключения договора с кадастровым инженером; поставить на кадастровый учёт земельные участки, используемые под размещение кладбищ в перечисленных деревнях Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области (л.д.66-70).

Письмом от 01.11.2018 в адрес Тосненского районного отдела Управления ФССП России по Ленинградской области администрация Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области сообщила о том, что решение суда исполнено частично, осуществлено межевание и постановка на кадастровый учёт земельных участков, используемых под размещение кладбищ в д.Большая Кунесть и Трубников Бор; документы по д.Бабино находятся в разработке; документы по д.Вороний Остров и Померанье находятся на рассмотрении в комитете по природным ресурсам Ленинградской области (л.д.72).

6 марта 2017 г. администрация Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области обратилась в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков под кладбища в дер.Померанье и дер.Вороний Остров в постоянное бессрочное пользование (л.д.18-19).

Из ответов администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 18.10.2017 следует, что вышеуказанные участки находятся на землях лесного фонда, поэтому их невозможно сформировать под размещение муниципального кладбища. Было предложено обратиться в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области для получения документов (л.д. 20-21).

Из ответа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 04.02.2019 на обращение администрации Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области следует, что размещение кладбищ возможно в категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, на землях историко-культурного назначения (ст.99 ЗК Российской Федерации) или в категории земель – земли населенных пунктов, в границах зон специального назначения (ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Далее в ответе разъяснены процедуры перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов и земли населенных пунктов. Указано, что заявления об обеспечении выбора участка земель лесного фонда оформлены неправильно (л.д.24-25).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Тосненского районного отдела Управления ФССП России по Ленинградской области Олейник Е.С. должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.12.2019 (л.д.122-123).

Администрация Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области письмом от 30.03.2020 просила комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области сообщить, на какой стадии находится вопрос о внесении изменений в Генеральный план Трубникоборского сельского поселения и учесть при работе с изменениями в генеральный план вопрос о включении земельных участков, занятых под кладбища, в деревнях Апраксин Бор, Вороний Остров и Померанье в черту населенных пунктов (л.д.26).

В ответе комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 01.04.2020 указано, что при разработке проекта внесения изменений в генеральный план Трубникоборского сельского поселения вопрос изменения категории земель земельных участков под гражданскими кладбищами в деревнях Апраксин Бор, Вороний Остров и Померанье будет учтён (л.д.27).

2 июня 2020 г. администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области принято постановление №954-па «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» (л.д.28).

21 сентября 2020 г. администрация Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области заключила договор подряда с ООО «ГеоПроект», предметом которого является изготовление подрядчиком и передача заказчику технических планов объектов недвижимости территории кладбищ, в том числе, в деревнях Вороний Остров и Померанье (л.д.29-31).

Письмами от 18.11.2020 и от 18.02.2021 в адрес Тосненского районного отдела Управления ФССП России по Ленинградской области администрация Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области сообщила о том, что решение суда исполнено частично, осуществлено межевание и постановка на кадастровый учёт земельных участков, используемых под размещение кладбищ в деревнях Бабино, Большая Кунесть и Трубников Бор. Произвести межевание и постановку на кадастровый учёт земельных участков, используемых под размещение кладбищ в деревнях Вороний Остров и Померанье пока невозможно, так как земельные участки расположены на землях лесного фонда. Администрацией заключен договор подряда №144 от 21.09.2020 с ООО «ГеоПроект» на изготовление технических планов для постановки на кадастровый учёт объектов недвижимости территорий кладбищ (л.д.126, 136).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Тосненского районного отделения УФССП России по Ленинградской области Шихахмедова Э.И. от 19.02.2021 с администрации Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. (л.д.153-154).

11 и 15 марта 2021 г. сооружения – кладбища в деревнях Вороний Остров и Померанье поставлены на кадастровый учет (л.д.50-57).

24 февраля 2021 г. администрация Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области запросила комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о ходе работ по внесению изменений в Генеральный план Трубникоборского сельского поселения и получила аналогичный ответ от 25.02.2021 о том, что администрация района будет проводить процедуру согласования конкурсной документации для проведения открытого конкурса в электронном виде на право заключения муниципального контракта (л.д.33-34).

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (пункт 74).

Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 19 января 2017 года N 1-П, определения от 2 апреля 2015 года N 654-О, от 27 февраля 2018 года N 517-О, от 24 апреля 2018 года N 1027-О).

Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (пункт 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).

Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Из представленных должником материалов следует, что земельный участок площадью 4150 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, дер.Большая Кунесть, ул.Павловская, уч.1а, с кадастровым номером 47:26:1037001:192, поставлен на кадастровый учёт 13.02.2018 (л.д.11-14);

земельный участок площадью 10 700 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, дер.Трубников Бор, ул.Железнодорожная, уч.12, с кадастровым номером 47:26:1101003:71, поставлен на кадастровый учёт 24.04.2018 (л.д.15-17);

земельный участок площадью 12 200 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, дер.Бабино, ул.Набережная, уч.3, с кадастровым номером 47:26:1102003:127, поставлен на кадастровый учёт 13.04.2020 (л.д.8-10).

Таким образом, решение суда частично исполнено. Суд находит, что администрацией Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области предпринимались меры к исполнению решения суда в оставшейся части, а именно: должник неоднократно обращался в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с запросом об учете при работе с изменениями в генеральный план Трубникоборского сельского поселения вопроса о включении земельных участков, занятых под кладбища, в деревнях Апраксин Бор, Вороний Остров и Померанье в черту населенных пунктов; 21 сентября 2020 г. заключил договор подряда с ООО «ГеоПроект», предметом которого является изготовление подрядчиком и передача заказчику технических планов объектов недвижимости территории кладбищ, в том числе, в деревнях Вороний Остров и Померанье; 11 и 15 марта 2021 г. поставил сооружения – кладбища в указанных деревнях на кадастровый учет. Постановка земельных участков в деревнях Вороний Остров и Померанье, занятых кладбищами, на кадастровый учёт невозможна до включения кладбищ в черту этих населенных пунктов, которая производится путём внесения изменений в генеральный план. Внесение изменений в генеральный план Трубникоборского сельского поселения не находится в компетенции административного истца. Поэтому суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа (в оставшейся части) в установленные сроки, что является основанием для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск администрации Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области удовлетворить.

Освободить администрацию Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Тосненского районного отделения УФССП России по Ленинградской области Шихахмедова Э.И. от 19.02.2021 о взыскании исполнительского сбора, по исполнительному производству №51281/18/47035-ИП от 18.10.2018.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (23 апреля 2021 года) путем подачи апелляционной жалобы или представления, через Тосненский городской суд.

Судья: подпись