ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1283/19 от 11.04.2019 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2019 года г.Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-1283/2019 по административному исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1, УФССП России по Иркутской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1, УФССП России по Иркутской области с требованием освободить министерство лесного комплекса Иркутской области от взыскания исполнительского сбора, в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1 от 09.11.2018г., в рамках исполнительного производства № 25809/18/38052-ИП от 24.05.2018г.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Западно-Байкальский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) о признании незаконным бездействия, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Заларинского лесничества по обустройству пожарных наблюдательных пунктов, обязании устранить допущенные нарушения. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 24.05.2017г. по делу № 2а-1771/2017 требования административного истца удовлетворены в полном объеме. Решение вступило в законную силу 30.06.2017г. 24.05.2018г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1 (далее - судебный пристав-исполнитель ФИО1) на основании исполнительного листа № ФС019924132 от 04.05.2018 г. (далее - исполнительный документ), выданного Кировским районным судом г. Иркутска по делу № № 2а-1771/2017, в отношении министерства возбуждено исполнительное производство № 25809/18/38052-ИП (№ 59939/18/38021-ИП). Требованием судебного пристава-исполнителя ФИО1 министерству установлен 3-дневный срок с момента получения министерством указанного требования (министерством требование получено 01.10.2018 г., для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления судебному приставу-исполнителю ФИО1 документов, подтверждающих исполнение указанного решения. 13.11.2018г. в министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) поступило постановление судебного пристава-исполнителя ФИО1 (от 09.11.2018г.) о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в рамках исполнительного производства № 25805/18/38052-ИП (№ 59951/18/38021-ИП) от 24.05.2018г. Вместе с тем, как указывает административный истец, возможность исполнения судебного акта по делу № 2а-1771/2017 у министерства фактически отсутствовала. В соответствии с пунктом 14 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018г. № 155-пп (далее - Положение о министерстве), министерство финансируется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых в установленном порядке на счет областного бюджета. Министерству в 2019 году не было выделено финансирование на осуществление строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов, в частности на территории Заларинского лесничества. При этом, п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 г. № 837 предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Рослесхозом целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В соответствии со статьями 158, 160.1, 169 Бюджетного кодекса РФ, в целях согласования плановых целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период ежегодно в Рослесхозе проходит защита бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений, на очередной финансовый год и плановый период. По результатам проведения защиты бюджетных проектировок ежегодно Рослесхозом утверждается сумма средств, выделяемых на очередной год для осуществления деятельности уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в области лесных отношений. По результатам защиты бюджетных проектировок на 2018-2019 гг. министерству не были выделены средства на закупку работ по проведению мероприятий по очистке от загрязнения отходами производства и потребления лесных участков. В соответствии с пунктом 15 Положения о министерстве, министерство расходует полученные из областного бюджета средства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств. Учитывая изложенное, у министерства фактически отсутствует возможность исполнить решение Кировского районного суда г. Иркутска по делу № 2а-1771/2017. При этом, министерство не уклоняется от исполнения указанного судебного акта, принимает меры для его надлежащего исполнения. В целях исполнения вступившего в силу судебного акта, министерством 30.08.2018г. министерством направлена служебная записка в министерство финансов Иркутской области о необходимости дополнительного финансирования на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов (исх. № СЛ-91-2139/18). Кроме того, министерством издан приказ от 24.07.2018 № 55-мпр «Об утверждении критериев определения потребности в пожарных наблюдательных пунктах на территории лесничества». Также министерством в лесохозяйственные регламенты лесничеств Иркутской области приказом от 11.09.2018 № 73-мпр были внесены изменения в части количества пожарных наблюдательных пунктов, подлежащих строительству и вводу в эксплуатацию. Таким образом, министерство не уклоняется от исполнения указанного решения Кировского районного суда г. Иркутска по делу № 2а-1771/2017, совершает действия, подтверждающие намерение исполнить судебный акт в добровольном порядке. Учитывая невозможность исполнения министерством решения Кировского районного суда г. Иркутска по делу № 2а-1771/2017 в срок, установленный требованием судебного пристава-исполнителя ФИО1, министерством принимались меры по отсрочке исполнения указанного судебного акта, а именно в Кировский районной суд г. Иркутска поданы заявления о предоставлении отсрочки исполнения указанного судебного акта (от 04.06.2018г. и 04.10.2018г.), о чем судебный пристав-исполнитель ФИО1 была извещена письмами от 05.06.2018г. № 02-91-4881/18, от 04.10.2018г. № 02-91-9423/18, от 20.11.2018г. № 02-91-11076/18. Таким образом, учитывая, что министерством принимались меры по получению отсрочки исполнения решения Кировского районного суда г. Иркутска по делу № 2а-1771/2017, а также меры по исполнению указанного судебного акта, указанное решение Кировского суда г. Иркутска не исполнено министерством по объективным причинам. По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной.

Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что все стороны уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной, настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства № 25809/18/38052-ИП от 24.05.2018г., суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2 ст. 105).

В судебном заседании установлено, что решением Кировского районного суда г.Иркутска от 24.05.2017г. исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворены. Суд решил: признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Заларинского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и другие наблюдательных пунктов) в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012г. №174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве. Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области осуществить строительство и ввод в эксплуатацию 17 пожарных наблюдательных пунктов на территории Заларинского лесничества.

Решение Кировского районного суда г.Иркутска от 24.05.2017г. не было обжаловано административным ответчиком и вступило в законную силу 30.06.2017г.

На основании исполнительного листа, выданного Кировским районным судом г. Иркутска от 04.05.2018г. Межрайонным ОСП по исполнению особых производств УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство № 59949/18/38021-ИП от 24.05.2018г. в отношении должника - Министерства лесного комплекса Иркутской области. Предмет исполнения: обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области осуществить строительство и ввод в эксплуатацию 17 пожарных наблюдательных пунктов на территории Заларинского лесничества.

05.07.2018г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области в адрес Министерства лесного комплекса Иркутской области направлено требование № 38052/18/37817 об исполнении исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 25809/18/38052-ИП от 24.05.2018г. и предупреждение в адрес министра об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного решения.

21.09.2018г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области в адрес Министерства лесного комплекса Иркутской области направлено требование № 38052/18/45077 об исполнении исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 25809/18/38052-ИП от 24.05.2018г. и предупреждение в адрес министра об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного решения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области от 09.11.2018г. с Министерства лесного комплекса Иркутской области взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в сумме 50 000 рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ Министерством лесного комплекса Иркутской области не исполнен без уважительных причин, а также отсутствуют доказательства подтверждающих уважительность причин неисполнения документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области от 09.11.2018г. должнику Министерству лесного комплекса Иркутской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 20.11.2018г.

09.11.2018г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области в адрес Министерства лесного комплекса Иркутской области вновь направлено требование № 38052/18/48902 об исполнении исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 25809/18/38052-ИП от 24.05.2018г. и предупреждение в адрес министра об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного решения, полученное министром 19.11.2018г.

Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области от 07.11.2018г. Министерство лесного комплекса Иркутской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

11.12.2018г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области в адрес Министерства лесного комплекса Иркутской области вновь направлено требование № 38052/18/53789 об исполнении исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 25809/18/38052-ИП от 24.05.2018г. и предупреждение в адрес министра об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного решения, полученное министром 18.12.2018г.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области от 05.02.2019г. должнику Министерству лесного комплекса Иркутской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 18.02.2019г.

05.02.2019г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области в адрес Министерства лесного комплекса Иркутской области вновь направлено требование № 38052/18/6212 об исполнении исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 25809/18/38052-ИП от 24.05.2018г. и предупреждение в адрес министра об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного решения, полученное министром 12.02.2019г.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

При разрешении заявленных требований, суд учитывает положения пункта 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016г. № 178-пп, согласно которому, Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.

В соответствии с пунктом 14 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 г. № 155-пп (далее - Положение о министерстве), министерство финансируется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых в установленном порядке на счет областного бюджета.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

В подтверждение своих доводов об отсутствии умысла злостного неисполнения решения суда в материалах исполнительного производства имеются служебная записка за исх. № СЛ-91-2129/18 от 30.08.2018г., направленная в Министерство финансов Иркутской области о необходимости дополнительного финансирования в 2019 году на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, письма от 29.10.2018г. и 20.02.2019г., направленные судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1 с просьбой не совершать исполнительские действия в связи с подачей Министерством лесного комплекса Иркутской области в суд заявлений об отсрочке исполнения решения суда, о чем судебный пристав-исполнитель ФИО1 была извещена письмами от 05.06.2018г. № 02-91-4881/18, от 04.10.2018г. № 02-91-9423/18, от 20.11.2018г. № 02-91-11076/18.

В соответствии со статьями 158, 160.1, 169 Бюджетного кодекса РФ, в целях согласования плановых целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период ежегодно в Рослесхозе проходит защита бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений, на очередной финансовый год и плановый период. По результатам проведения защиты бюджетных проектировок ежегодно Рослесхозом утверждается сумма средств, выделяемых на очередной год для осуществления деятельности уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 15 Положения о министерстве, министерство расходует полученные из областного бюджета средства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, принимая во внимание, что п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 г. № 837 предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Рослесхозом целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также то, что по результатам защиты бюджетных проектировок на 2018-2019 гг. Министерству лесного комплекса Иркутской области не были выделены средства н на осуществление строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов, в частности на территории Кировского лесничества, добровольно исполнить исполнительный документ в 5-дневный срок не представлялось возможным по объективным обстоятельствам, суд полагает, что имеются основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Министерства лесного комплекса Иркутской области - удовлетворить.

Освободить Министерство лесного комплекса Иркутской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением от 09.11.2018г. по исполнительному производству № 25809/18/38052-ИП от 24.05.2018г. в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий судья Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 11.04.2019г. Н.Н. Исакова