ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1283/2016 от 05.12.2016 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-1283/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2016 года г.Советский

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Рыбалкина А.А.,

при секретаре Багаевой О.И.,

с участием ответчика Зарубина С.В.,

представителя ответчика Южаниной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «КристалГеоСтрой» к инспектору Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды З.С.В., Советскому отделу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ( Природнадзор Югры) об оспаривании предписания (номер) от (дата) об устранении нарушений в области лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

ООО «КристалГеоСтрой» обратилось в суд с административным иском к инспектору ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды З.С.В. (далее по тексту также Инспектор), Советскому отделу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры (далее по тексту - Советский отдел), Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ( Природнадзор Югры), в котором просило признать предписание (номер) от (дата), вынесенное Инспектором, незаконным и отменить его.

В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что (дата) инспектором вынесено предписание (номер) об устранении нарушения в области лесного законодательства в отношении ООО «КристалГеоСтрой». С данным предписанием истец не согласен, так как на момент его вынесения не установлена вина ООО «КристалГеоСтрой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. Согласно договору между ООО «КристалГеоСтрой» (Подрядчик) и ООО (наименование) от (дата) подрядчик обязуется за свой счет выполнять условия договора аренды лесных (земельных) участков, кроме денежных расчетов между Генеральным заказчиком и Арендодателем, в установленные сроки и в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также нести ответственность за из неисполнение (ненадлежащее исполнение) и ограждать Генерального заказчика и его должностных лиц от всех видов ответственности, претензий, потерь убытков и всех иных расходов, вызванных (возникающих) действиями (бездействием) подрядчика при выполнении последним обязательств по договору аренды лесных (земельных) участков. Подрядчик обязан качественно и в установленные сроки произвести очистку земель от лесорубочных остатков и подготовить земли к сдаче. Подрядчик несет полную ответственность за исполнение природоохранного, лесного и земельного законодательства, а также как исполнитель работ осуществляет взаимодействие с контролирующими органами, в объеме прав и обязанностей, предоставленных доверенностью, выданной Заказчиком.

Между тем, непосредственно ООО «КристалГеоСтрой» на патрулируемом лесном земельном участке работы никогда не осуществляло, для выполнения работ (дата) общество заключило договор субподряда с П.В.В., который обязался выполнить работу по созданию планово-высотного обоснования и выноса трассы по объекту (наименование).

Выполнить оспариваемое предписание не представляется возможным, так как ООО «КристалГеоСтрой» работы по рубке лесных насаждений не производило, не является ни собственником данного лесного участка, ни стороной договора аренды лесного участка.

Дело рассмотрено в отсутствие стороны истца, извещенной о месте и времени судебного разбирательства и представшей ходатайство о проведении судебного заседания без ее участия.

Административный ответчик З.С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требования ООО «КристалГеоСтрой» и пояснил, что при проведении им маршрутного патрулирования по соблюдению требований природоохранного законодательства на означенном участке лесного фонда установлено хаотичное складирование срубленной древесины и порубочных остатков древесины хвойных пород (стволы деревьев не очищенные от хвои, сучьев, хвойный молодняк, хвойные сучья, вершины от деревьев) на расстоянии менее 1 метра от лесных насаждений без обустроенной минерализованнй полосы, без опашки. Разрубка произведена выборочно, ширина разрубки составляет 1 метр, протяженность просеки- 3,8 км. Участок лесного фонда, на котором обнаружены порубочные остатки, передан Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры в аренду ООО (наименование) под объект (наименование). ООО «КристалГеоСтрой» по договору на выполнение изыскательских работ от (дата) обязалось выполнить работы по объекту (наименование). Однако заключило (дата) договор о выполнении работ с П.В.В. о выполнении им работ в рамках реконструкции трубопровода. Рубкой леса занимался П.В.В., однако в договоре между ним и ООО «КристалГеоСтрой» отсутствуют какие-либо обязанности П.В.В. по очистке земель от лесорубочных остатков.

Представитель административного ответчика Природнадзхора ХМАО-Югры Ю.Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требования ООО «КристалГеоСтрой», прости признать оспариваемое предписание законным и обоснованным.

Для выполнения проектно-изыскательских работ по указанному объекту ООО (наименование) и ООО (наименование) заключен договор от (дата). В свою очередь ООО (наименование), в целях исполнения вышеуказанного договора, заключило договор на выполнение изыскательских работ от (дата) с ООО «КристалГеоСтрой», которое в числе прочего приняло на себя обязательство по очистке лесного участка от порубочных остатков и нести ответственность за исполнение требований природоохранного, лесного и земельного законодательства.

В силу ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (далее по тексту- Федеральный закон от 10.01.2002г.), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г., хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Частью 1 ст.51 Лесного кодекса РФ определено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно п.1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства ХМАО - Югры от 24.08.2012г. №299-п (далее по тексту - Положение), Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В пределах предоставленных полномочий Природнадзор Югры имеет право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания: об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства; о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу… (п.6 Положения).

(дата) в ходе патрулирования участков лесного фонда в границах ТО - (наименование) лесничества, (адрес) в направлении от кустовой площадки (номер), до кранового узла (номер), на вышеуказанных участках лесного фонда установлено хаотичное складирование (размещение) срубленной древесины и порубочных остатков древесины хвойных пород на расстоянии менее 1 м. от лесных насаждений. В непосредственной близости со срубленной древесиной, на стволах, поврежденных до прекращения роста деревьев породы сосна, краской нанесены надписи (наименование). Разрубка производилась выборочно, шириной 1 м. протяженность просеки составила 3,8 км. Составлен акт (номер) от (дата) маршрутного патрулирования, фототаблица.

Установлено, что ООО «КристалГеоСтрой» при выполнении работ (наименование) допустило нарушение лесного и природоохранного законодательства, разместив срубленную древесину и порубочные остатки хвойных пород, которые являются горючим материалом, на площади 0,38 га, в непосредственной близости от лесных насаждений (на расстоянии менее 1 метра).

В связи с выявленными нарушениями лесного законодательства инспектором З.С.В. в адрес ООО «КристалГеоСтрой» внесено предписание (номер), согласно которому Обществу было предписано в срок до (дата) выполнить следующие работы: произвести очистку от срубленной древесины о порубочных остатков древесины участка лесного фонда площадью 0,38 га, расположенного в границах ТО - (наименование) лесничества, (адрес) в направлении от кустовой площадки (номер), до кранового узла (номер).

Истец полагает, что данное предписание является незаконным, так как он не несет ответственность за очистку леса от срубленной древесины.

В силу ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров.

Согласно п.35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ №417 от 30.06.2007г., при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередач, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов. Требования Правил пожарной безопасности являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно договору (номер) от (дата), заключенному между ООО (наименование) и ООО «КристалГеоСтрой» (Подрядчик), последний обязался по поручению Заказчика провести, а Заказчик принять и оплатить работы по объекту (наименование), заключающиеся в следующем: подготовка материалов и оформление договора аренды земельного участка для выполнения инженерных изысканий; изыскания (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрологические); инженерно-экологические изыскания (п.1.1).

Согласно п.1.6 указанного договора ООО «КристалГеоСтрой» обязуется за свой счет выполнять условия договора аренды лесных (земельных) участков, кроме денежных расчетов между Генеральным заказчиком и Арендодателем, в установленные сроки и в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также нести ответственность за из неисполнение (ненадлежащее исполнение) и ограждать Генерального заказчика и его должностных лиц от всех видов ответственности, претензий, потерь убытков и всех иных расходов, вызванных (возникающих) действиями (бездействием) подрядчика при выполнении последним обязательств по договору аренды лесных (земельных) участков. Подрядчик обязан качественно и в установленные сроки произвести очистку земель от лесорубочных остатков и подготовить земли к сдаче. Подрядчик несет полную ответственность за исполнение природоохранного, лесного и земельного законодательства, а также как исполнитель работ осуществляет взаимодействие с контролирующими органами, в объеме прав и обязанностей, предоставленных доверенностью, выданной Заказчиком.

Таким образом, установлено, что ответственность за нарушение лесного и природоохранного законодательства при выполнении работ на объекте (наименование) несет ООО «КристалГеоСтрой».

Довод стороны истца о том, что ООО «КристалГеоСтрой» на лесном участке работы никогда не осуществляло, а для выполнения работ Общество заключило договор субподряда с П.В.В., который обязался выполнить работу по созданию планово-высотного обоснования и выноса трассы по объекту (наименование), несостоятелен.

Из представленного в материалы дела договора на выполнение работ, заключенного (дата) между П.В.В. (Исполнитель) и ООО «КристалГеоСтрой» (Заказчик) следует, что Исполнитель обязуется по поручению Заказчика создать планово-высотное обоснование и вынос трасс в натуру по объекту (наименование). При это в договоре нет сведений, что Исполнитель принял на себя обязательства качественно и в установленные сроки произвести очистку земель от лесорубочных остатков и подготовить земли к сдаче, нести полную ответственность за исполнение природоохранного, лесного и земельного законодательства, то есть те обязательства и ответственность, которые приняло на себя ООО «КристалГеоСтрой» согласно договору (номер) от (дата).

Таким образом, в ходе рассмотрения данного административного дела установлено, что оспариваемое предписание соответствует требованиям лесного законодательства и вынесено Инспектором в пределах предоставленных ему полномочий, в связи с чем суд не усматривает оснований для признания его незаконным. Нарушений прав и законных интересов административного истца вынесением указанного предписания при рассмотрении настоящего дела не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «КристалГеоСтрой» к инспектору Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в области охраны окружающей среды З.С.В., Советскому отделу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ( Природнадзор Югры) об оспаривании предписания (номер) от (дата) об устранении нарушений в области лесного законодательства - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья А.А. Рыбалкин