ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1283/2023 от 11.07.2023 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

*****а-1283/2023

УИД *****RS0*****-24

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

11 июля 2023 года <адрес>

Ессентукский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Жуковой В.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России ***** по <адрес> к Захаровой ФИО6 о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России ***** по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности на общую сумму 43 125 рублей 99 копеек, из них: единый налог на вменяемый доход отдельных видов деятельности в размере 2 055 рублей 00 копеек за КВ.04.2019 года, налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 32 448 рублей 00 копеек за 2021 год, налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей 00 копеек за 2021 год, пени по ЕНВД в размере 163 рублей 57 копеек за период с <дата> по <дата>, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 33 рублей 42 копеек за период с <дата> по <дата>.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО2, ИНН 262608595817, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>, утратила свой статус ИП <дата>.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ до <дата> регулировались Федеральным законом от <дата>*****- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Согласно статье 5 Федерального закона от <дата>*****- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей до 01.01.2017г.), страхователи, в том числе - индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с положениями Федерального закона от <дата> № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с <дата>, ФНС России осуществляет полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральным законом от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Статьей 6 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Статьей 11 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному медицинскому страхованию.

На основании статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, индивидуальными предпринимателями производится самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии с положениями статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия его с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от <дата>*****- ФЗ (в редакции, действующей до <дата>) и статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты причитающихся сумм налогов или сборов производится начисление пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (расчет пени прилагается).

На основании выше изложенного, административному ответчику необходимо было произвести уплату страховых взносов и соответствующие ей пени за несвоевременную уплату страховых взносов, а также пеню за несвоевременную уплату страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетный период, начиная с <дата>.

Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пенсионное страхование и пени составила 40 907,42 руб., в том числе:

На обязательное пенсионное страхование:

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с <дата>), в размере 32 448,00 руб. за 2021 г.

На обязательное медицинское страхование:

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <дата>, в размере 8 426,00 руб. за 2021 г.

Пени на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <дата>, в размере 33,42 руб. за период с <дата> по <дата>.

Пункт 2 статьи 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

На момент подачи заявления о выдачи судебного приказа обязанность налогоплательщика по уплате налога в соответствии с пунктом 3 статьи 44 НК РФ не прекращена, что подтверждается учетными данными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД):

В соответствии с п. 1 ст. 346.28 НК РФ ФИО2 являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

На основании положения ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода, уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

На момент подачи заявления о выдачи судебного приказа обязанность налогоплательщика по уплате налога в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Налогового Кодекса РФ не прекращена, что подтверждается учетными данными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Общая сумма задолженности, подлежащая уплате в бюджет на основании требования и налоговой декларации об уплате налога, составляет: налог по ЕНВД – 2 055,00 руб. за КВ.04.2019.

Определением от <дата> мировой судья судебного участка *****<адрес> края, отменил ранее вынесенный в отношении административного ответчика судебный приказ от <дата>*****а-249-09-431/2022 о взыскании недоимки и пени в размере 43 254,70 руб.

В связи с не поступлением в срок сумм налогов Межрайонная ИФНС России ***** по СК в порядке досудебного регулирования и на основании ст. 69, 70 НК РФ направила требования: от <дата>*****, от <дата>*****.

Вышеуказанные требования налогоплательщиком исполнены частично, в связи с чем, сумма задолженности составляет:

Налог по ЕНВД в размере 2 055,00 руб. за КВ.04.2019.

Налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: в размере 32 448,00 руб. за 2021 г.;

Налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: в размере 8 426,00 руб. за 2021 г.

За неуплату сумм налогов в срок, установленный законодательством, в порядке ст. 75 НК РФ налогоплательщику начисляется пеня. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

В связи с тем, что сумма налога своевременно не уплачена, Инспекцией начислена:

пеня по ЕНВД в размере 163,57 руб. за период с <дата> по <дата>.

пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 33,42 руб. за период с <дата> по <дата>.

Согласно ст. 23 НК РФ, истечение срока взыскания налога не является основанием для прекращения обязанности по его уплате. Срок, по окончании которого задолженность по налогу и пене не может быть взыскана, законодательством прямо не установлен. В общем случае срок принудительного взыскания налога определяется суммированием указанных процессуальных сроков.

Согласно п. 4 ст. 123.4 КАС РФ, отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа по указанным основаниям препятствует повторному обращению в суд с таким же заявлением в порядке приказного производства. Однако если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ (п. 2 ст. 123.4 КАС РФ) в течение шести месяцев после вынесения судом определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

В порядке ст. 48 НК РФ о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, не являющегося индивидуальным предпринимателем Инспекция обращается в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности.

Просит суд:

Восстановить срок на предъявление в суд административного искового заявления.

Взыскать с ФИО2, ИНН 262608595817, задолженность на общую сумму 43 125 рублей 99 копеек, из них: единый налог на вменяемый доход отдельных видов деятельности в размере 2 055 рублей 00 копеек за КВ.04.2019 года, налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 32 448 рублей 00 копеек за 2021 год, налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей 00 копеек за 2021 год, пени по ЕНВД в размере 163 рублей 57 копеек за период с <дата> по <дата>, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 33 рублей 42 копеек за период с <дата> по <дата>.

Представитель административного истца МИФНС ***** России по СК в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В просительной части административного искового заявления содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика ФИО2 по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила суду возражения на административное исковое заявление, содержащее ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в ее отсутствие, согласно которым указала следующее.

После ознакомления с материалами дела <дата>, было выяснено, что Административным истцом пропущен срок подачи административного искового заявления в суд о взыскании с Административного ответчика обязательных платежей.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Административный ответчик ФИО2, ИНН: 262608595817, прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя <дата>.

Административным истцом в суд представлены и имеются в материалах дела требование инспекции ***** об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на <дата>, где за административным ответчиком числится задолженность в общей сумме – 2 218 рублей 57 копеек, в том числе: единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (КБК 18*****, ОКТМО 07710000): налог в размере – 2 055 рублей, пени в размере - 163 рубля 57 копеек.

Срок исполнения требования до <дата>, шестимесячный срок истекает <дата>.

Требованием инспекции ***** установлен срок для добровольной уплаты задолженности до <дата>, установленный п. 3 ст. 46, п. 1 ч. 3 и ч. 4 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением истек <дата>.

Требование инспекции ***** об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на <дата>, где за Административным ответчиком числится задолженность в общей сумме – 41 036 рублей 83 копейки, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <дата> (КБК 18*****, ОКТМО 07710000): налог в размере – 8 426 рублей 00 копеек, пени в размере - 33 рубля 42 копейки, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с <дата>) (КБК 18*****, ОКТМО 07710000): налог в размере – 32 448 рублей 00 копеек, пени в размере - 128 рублей 71 копейка,

Срок исполнения требования до <дата>, срок 6 месяцев истекает <дата>.

Требованием инспекции ***** установлен срок для добровольной уплаты задолженности до <дата>, установленный п. 3 ст. 46, п. 1 ч. 3 и ч. 4 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением истек <дата>.

Согласно определению мирового судьи судебного участка *****<адрес> края от <дата> заявление на выдачу судебного приказа о взыскании с административного ответчика ФИО2 недоимки и пени в общей сумме – 43 254 рубля 70 копеек, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <дата> (КБК 18*****, ОКТМО 07710000): налог в размере – 8 426 рублей 00 копеек, пени в размере - 33 рубля 42 копейки, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с <дата>) (КБК 18*****, ОКТМО 07710000): налог в размере – 32 448 рублей 00 копеек, пени в размере - 128 рублей 71 копейка, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (КБК 18*****, ОКТМО 07710000): налог в размере – 2 055 (две тысячи пятьдесят пять) рублей, пени в размере - 163 рубля 57 копеек, было подано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы ***** мировому судье судебного участка *****<адрес> края <дата>, за пределами срока взыскания обязательных платежей в судебном порядке, то есть после истечения шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований ***** и ***** об уплате обязательных платежей и санкций.

Налоговым органом пропущен установленный НК РФ шестимесячный срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Ошибочная выдача мировым судьей судебного приказа на основании поданного налоговым органом заявления с пропуском срока на его подачу, не свидетельствует о соблюдении налоговым органом установленного НК РФ срока, и не может учитываться судом при рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей после отмены судебного приказа.

Административный истец должен был обратиться с настоящим административным исковым заявлением в срок не позднее <дата>, то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа <дата>.

Административное исковое заявление направлено Административным истцом в Ессентукский городской суд <дата>, что подтверждается конвертом с отметкой о принятии в отделении связи <адрес> почтового отправления, то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока после отмены судебного приказа.

Одновременно с подачей административного искового заявления Административный истец заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Доказательств того, что Административный истец был лишен возможности своевременно обратиться в суд, не представлено и в материалах дела нет.

Ссылка Административного истца на уважительность причины пропуска срока для обращения в суд в связи с тем, что <дата> Мировым судьей судебного участка *****<адрес> края вынесено определение об отмене судебного акта. Однако определение пришло по почте в Инспекцию по истечению срока периода для возможности исправления недостатков отреагировать на указанные в определении недостатки в указанные сроки, ввиду длительной доставки почтового отправления не представилось возможным (дата получения определения об отмене судебного приказа канцелярией <дата>, отметка о дате получения стоит на первом листе определения об отмене судебного приказа, определение об отмене судебного приказа передано правовому отделу для обращения в суд с административным исковым заявлением <дата>) является несостоятельной.

Нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с суд, исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 34 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 99 "О процессуальных сроках", пункте 15 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>***** "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска процессуального срока.

При этом уважительными причинами пропуска срока признаются обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, которые при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка, не позволили ему своевременно обратиться в суд.

Согласно пункту 60 Постановления ***** при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

В тоже время не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

В данном случае соблюдение срока для обращения с заявлением о взыскании задолженности по обязательным платежам находится в пределах контроля Административного истца, который, зная о существовании установленного законодательством шестимесячного срока для взыскания налогов, сборов в судебном порядке, исчисляемого с момента истечения срока для исполнения требования о добровольной уплате налогов, сборов, обратился в суд с административным исковым заявлением за пределами установленного шестимесячного срока - <дата>.

При этом в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока Административный истец не привел доводы, обосновывающие объективную невозможность обращения с заявлением в суд в более ранние сроки.

Довод Административного истца о том, что <дата> Мировым судьей судебного участка *****<адрес> края вынесено определение об отмене судебного акта, однако определение пришло по почте в Инспекцию по истечению срока периода для возможности исправления недостатков отреагировать на указанные в определении недостатки в указанные сроки, ввиду длительной доставки почтового отправления не представилось возможным (дата получения определения об отмене судебного приказа канцелярией <дата>, отметка о дате получения стоит на первом листе определения об отмене судебного приказа, определение об отмене судебного приказа передано правовому отделу для обращения в суд с административным исковым заявлением <дата>) и о необходимости соблюдения баланса интересов между обязанностью налогового органа своевременно совершать предусмотренные законом действия по взысканию задолженности и обязанностью налогоплательщика добровольно и добросовестно уплачивать обязательные для него платежи в бюджет, а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления, не свидетельствуют об уважительности пропуска срока на обращение в суд, а также не являются обстоятельствами, реабилитирующими бездействие Административного истца в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требований об уплате налогов, сборов.

В связи с этим оснований для удовлетворения требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ***** не имеется.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей административный ответчик ФИО2, ИНН 262608595817, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>, утратила свой статус ИП <дата>.

В соответствии с положениями ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании п. 16 ч. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги сборы.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации лица в качестве предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от <дата>*****, Определение Верховного Суда РФ от <дата> N 306-КГ15-11061 по делу № А12-25999/2014, Постановление ФАС <адрес> от <дата> по делу № А53-22530/2011).

Предприниматель должен уплачивать пенсионные взносы и в случае временного приостановления деятельности (без прекращения деятельности в установленном законом порядке) и отсутствия доходов от такой деятельности (Письмо Минэкономразвития России от <дата><адрес>, Апелляционное определение Московского городского суда от <дата> по делу *****).

Только при окончательном прекращении индивидуальными предпринимателями своей деятельности и утрате государственной регистрации прекращается их обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа (ч. 4.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 8 НК РФ, под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Как предусмотрено ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.

На основании ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в под.2 п.1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней, с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствии с п.5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ ФИО2 являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Утрата статуса предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Кроме того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица, и после прекращения им предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ).

В соответствии с порядком, установленным ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В сроки, установленные НК РФ, сумма налога в бюджет не уплачена.

Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.21 НК РФ сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Пунктом 6 статьи 346.21 НК РФ установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 7 статьи 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 346.23 НК РФ).

Плательщику в порядке и сроки, предусмотренные ст. 69, 70 НК РФ, направлено налоговое требование от <дата>*****, от <дата>***** с указанием срока уплаты задолженности.

На основании статей 31, 48 НК РФ, статьи 17, части 3 статьи 22, части 1 статьи 182, статей 286, 287, 290, 293 и части 3 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка *****<адрес> края с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ФИО2 о взыскании задолженности по уплате налога, пени в размере 43 254 рублей 70 копеек, а также государственной пошлины в размере 748 рублей 82 копеек.

В соответствии со ст. 123.7 КАС РФ, судебный приказ *****а-249-09-431/2022 от <дата> отменен судьей, так как от должника поступили возражения относительно его исполнения и вынесено определение <дата> об отмене судебного приказа.

Сумма задолженности в размере 43 125 рублей 99 копеек по уплате налога, пени, числящаяся за налогоплательщиком ФИО2, до настоящего времени в бюджет не оплачена.

Факт направления уведомлений и требований подтверждается реестрами почтовых отправлений.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от <дата>*****-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Суд, с учетом, установленных по административному делу обстоятельств, принятия налоговым органом мер по взысканию с ответчика задолженности в установленном законом порядке, приведенные в ходатайстве Межрайонной ИФНС России ***** по <адрес> причины пропуска срока на обращение с административным исковым заявлением, находит уважительными, а пропущенный незначительно налоговым органом срок обращения в суд подлежащим восстановлению.

Факт наличия у ФИО2 задолженности на общую сумму 43 125 рублей 99 копеек, из них: единый налог на вменяемый доход отдельных видов деятельности в размере 2 055 рублей 00 копеек за КВ.04.2019 года, налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 32 448 рублей 00 копеек за 2021 год, налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей 00 копеек за 2021 год, пени по ЕНВД в размере 163 рублей 57 копеек за период с <дата> по <дата>, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 33 рублей 42 копеек за период с <дата> по <дата>, нашел подтверждение в судебном заседании. Сумма задолженности подтверждается требованием об уплате страховых взносов и расчетом, на основании чего признается судом обоснованной и подлежащей взысканию.

Согласно ст.104 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец при подаче административного искового заявления на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, сведений о наличии льгот и/или имущественной несостоятельности для уплаты государственной пошлины у административного ответчика у суда не имеется, она подлежит взысканию с административного ответчика. Ее размер согласно п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, составляет 1 493 рубля 78 копеек.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство Межрайонной ИФНС России ***** по <адрес> о восстановлении срока на предъявление настоящего искового заявления к Захаровой ФИО7 в суд - удовлетворить.

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России ***** по <адрес> к Захаровой ФИО8 о взыскании обязательных платежей, - удовлетворить.

Взыскать с Захаровой ФИО9, ИНН 262608595817, задолженность на общую сумму 43 125 рублей 99 копеек, из них: единый налог на вменяемый доход отдельных видов деятельности в размере 2 055 рублей 00 копеек за КВ.04.2019 года, налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 32 448 рублей 00 копеек за 2021 год, налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей 00 копеек за 2021 год, пени по ЕНВД в размере 163 рублей 57 копеек за период с <дата> по <дата>, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 33 рублей 42 копеек за период с <дата> по <дата>.

Взыскать с Захаровой ФИО10, ИНН 262608595817 государственную пошлину в размере 1 493 рубля 78 копеек в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд, в течение месяца через Ессентукский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья В.В. Жукова

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.