ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1284/20 от 29.06.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2020 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1284/2020 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании незаконным бездействия в области охраны окружающей среды, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области, в котором, с учетом уточнения предмета требований просил:

признать незаконным бездействие Правительства Иркутской области по не определению уполномоченного государственного органа на реализацию функций по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области;

обязать Правительство Иркутской области определить уполномоченный государственный орган на реализацию функций по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области;

обязать Правительство Иркутской области обеспечить нормативное регулирование принятия расходных обязательств, а также порядка их реализации, в отношении полномочий Иркутской области по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде;

признать незаконным бездействие Правительства Иркутской области в не определении порядка реализации функций по выявлению, оценке, организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде уполномоченным органом исполнительной власти Иркутской области;

обязать Правительство Иркутской области определить порядок реализации функций по выявлению, оценке, организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде уполномоченным органом исполнительной власти Иркутской области.

В обоснование административного искового заявления указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, органами местного самоуправления требований законодательства об охране окружающей среды при ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде. В ходе проверки установлено, что предусмотренные ст.ст.80.1, 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» полномочия по выявлению, оценке, учету и организации работ по ликвидации накопленного экологического вреда на территории Иркутской области органами госвласти субъекта и органами местного самоуправления не реализуются. Так, за Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, являющимся профильным региональным исполнительным органом власти, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды не закреплены функции по выявлению, оценке, учету и организации работ по ликвидации накопленного экологического вреда на территории области. Не организована указанная работа и на муниципальном уровне. Правительством Иркутской области, как высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации до настоящего времени не обеспечено правовое регулирование вопросов ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области. Не определен уполномоченный на то орган исполнительной власти, осуществляющий названные полномочия и не разработан нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок реализации указанных полномочий на местном и региональном уровне. Так, с 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вышеуказанными изменениями Федеральный закон от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») дополнен главой XIV. 1. «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде», которой введены статьи 80.1 «Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде»; 80.2 «Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде». Согласно п.2 ст. 8 ФЗ «Об охране окружающей среды», органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации. Так, согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп «О министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области», Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.05.2012 № 244-пп «О службе по охране природы и озера Байкал Иркутской области» Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области (далее - Служба) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляющим функции в сфере регионального государственного экологического надзора, а также контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе, организации контроля за радиационной обстановкой и участия в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Между тем, анализ вышеперечисленных нормативных актов Правительства Иркутской области свидетельствует об отсутствии закрепленных за вышеуказанными органами исполнительной власти функций по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области. По смыслу вышеперечисленных норм, реализация функций по выявлению, оценке, учету, а также организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде отнесена федеральным законодателем к государственным полномочиям, в том числе, субъектов Российской Федерации, поскольку решение данной проблемы непосредственно относится к сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере общественных отношений. Вместе с тем, по информации Управления министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений федерального регистра на территории Иркутской области отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, регламентирующий правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления при ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде. Согласно информации <адрес> государственного учреждения «Институт законодательства и правовой информации имени ФИО2» от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Иркутской области нет муниципальных правовых актов, регулирующих правоотношения по ликвидации накопленного экологического вреда на территориях муниципальных образований. Отсутствие специально уполномоченного органа исполнительной власти Иркутской области, влечет неорганизованность осуществления административно-управленческих процессов по реализации предусмотренных федеральным законодателем функций по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области, в следствие чего, способствует бездействию в решении вышеуказанных вопросов как на уровне субъекта, так и на местном уровне. Факт непринятия нормативно-правового акта, регулирующего реализацию функций по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области создает правовой пробел и делает невозможным решение вопроса о своевременном включении выявленных объектов накопленного вреда окружающей среде в реестр таких объектов, что исключает проведение необходимых процедур по категорированию таких объектов и определению приоритетных, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке, а также препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности в Российской Федерации, в том числе, определенной национальным проектом «Экология». Неисполнение Правительством Иркутской области норм федерального законодательства нарушает права Российской Федерации, Иркутской области, а также интересы неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на которую гарантировано ст.42 Конституции Российской Федерации.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Братского межрайонного прокурора Анциферов К.С. требования поддержал.

Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области в судебном заседании Бруслина А.С. требования не признала по основаниям и доводам, указанным в письменных возражениях.

Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Литвинова Т.Г., Замш Е.Х. в судебном заседании требования полагали не подлежащими удовлетворению, по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно пункту «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) закреплены принципы охраны окружающей среды, согласно которым установлена ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 254-ФЗ, дополнен главой XIV. 1. «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде», которой введены статьи 80.1 «Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде»; 80.2 «Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде».

В соответствии с п. 1 ст. 80.2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующей организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 80.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п. 1 ст. 80.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

В соответствии с п. 2 ст. 80.1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление: объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель; уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков; наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти (п. 3 ст. 80.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в п. 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде (п. 4 ст. 80.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Правовой статус и полномочия Правительства Иркутской области установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) и Уставом Иркутской области.

В соответствии с Уставом Иркутской области (статья 9), Законом Иркутской области от 11 мая 2010 года № 30-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» (статья 5) Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органам государственной власти Иркутской области, входящим в систему органов государственной власти Иркутской области.

Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления определены в статьях 5-7 Федерального закона № 7-ФЗ, к ним относятся в том числе:

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды в соответствий со статьей 6 Федерального закона № 7-ФЗ, относятся:

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;

информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта Российской Федерации;

право принятия и реализации региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;

организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и проведения государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

установление целевых показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории субъекта Российской Федерации и сроков их снижения.

В силу ч. 1 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

В силу п. 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542) организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542) организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда (далее - проект); в) согласование и утверждение проекта; г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда; д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.

Таким образом, по смыслу норм ч. 3, ч.4 ст.80.1, ч.2 ст.80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445, а также п.2 Постановления Правительства РФ от 04.05.2018 № 542 за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления закреплены функции по выявлению, оценке и учету объектов накопленного вреда окружающей среде, а также по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на соответствующей территории субъекта Российской Федерации.

Как установлено прокурорской проверкой, до настоящего времени на территории Иркутской области отсутствуют закрепленные за органами исполнительной власти функции по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области, а также какой-либо нормативно-правовой акт, регламентирующий правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления при ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, что подтверждается представленными в материалы дела информационными письмом Министерства юстиции Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, информационным письмом ИОГКУ Институт законодательства и правовой информации имени ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, Актом о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не было представлено доказательств осуществления полномочий по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области, а также по не разработке нормативно-правового акта, регулирующего порядок выявления, оценки, учета и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области.

Доводы административного ответчика, что все вышеуказанные функции и полномочия осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области не состоятельны.

Так, в соответствии Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ N392/171-пп, у Министерства отсутствуют полномочия по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области, а также по не разработке нормативно-правового акта, регулирующего порядок выявления, оценки, учета и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Отсутствие специально уполномоченного органа исполнительной власти Иркутской области, влечет неорганизованность осуществления административно-управленческих процессов по реализации предусмотренных федеральным законодателем функций по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области.

Не представлено суду и доказательств наличия правового регулирования в Иркутской области порядка реализации функций по выявлению, оценке, организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде уполномоченным органом исполнительной власти Иркутской области.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица сводятся к нецелесообразности разработки такого правового регулирования, однако не свидетельствует о законности такой правовой позиции.

Кроме того, проверкой установлено, что в Иркутской области не обеспечено нормативное регулирование принятия расходных обязательств, а также порядка их реализации, в отношении полномочий Иркутской области по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Законом Иркутской области от 11.06.2008 № 23-оз «Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в Иркутской области» определены полномочия органов государственной власти области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

К полномочиям Правительства Иркутской области в сфере отношений,
связанных с охраной окружающей среды относятся:

1) участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории области;

2) участие в реализации федеральной политики в сфере экологического развития Российской Федерации на территории области;

3) организация разработки и реализации государственных программ области и ведомственных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;

4) обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды;

5) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды;

6) участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории области;

7) определение порядка ведения регионального кадастра отходов;

8) согласование мест размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение;

9) ведение Красной книги Иркутской области, в том числе занесение в нее редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов;

10) ведение Красной книги почв Иркутской области, в том числе занесение в нее редких и находящихся под угрозой исчезновения почв;

11) создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;

12) установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

13) организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

13(1)) организация ведения государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

14) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

В соответствии со ст.6 Закона № 23-оз финансовое обеспечение
осуществления органами государственной власти области полномочий в
сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в соответствии с
настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (ст.14 Бюджетного кодекса РФ).

В силу ст.85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений).

Статьей 65 БК РФ предусмотрено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Вместе с тем, как установлено проверкой, Закон Иркутской области от 11.06.2008 № 23-оз «Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в Иркутской области» не раскрывает ни содержание деятельности, ни составляющие ее меры, ни правовые инструменты, применяемые для охраны окружающей среды в Иркутской области. В законе не конкретизированы расходные обязательства Иркутской области в сфере охраны окружающей среды, не определены основные направления охраны окружающей среды на территории Иркутской области и механизмы участия в реализации федеральной политики в сфере экологического развития Российской Федерации на территории Иркутской области.

Также Закон Иркутской области от 11.06.2008 № 23-оз «Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в Иркутской области» не предусматривает исполнение органами государственной власти Иркутской области полномочий по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

При этом отсутствие правового регулирования этих обязательств Правительством
Иркутской области влечет невозможность возникновения расходных обязательств Иркутской области по перечисленным вопросам в сфере организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, их выявлению, учету и оценке, что в результате делает невозможным формирование расходов бюджета области на очередной финансовый год и плановый период на осуществление таких полномочий, на территории области.

Эти нарушения выявлены Контрольно-счетной палатой Иркутской области и изложены в отчете от ДД.ММ.ГГГГ по результатам контрольного мероприятия «Проверка финансового обеспечения исполнения полномочий субъекта Российской Федерации в сферах экологии, охраны окружающей среды».

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» вопрос создания современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда определен в качестве одного из приоритетных, подлежащих включению в перечень задач, подлежащих разрешению посредством разработки национального проекта в сфере экологии.

Во исполнение названного Указа Президента РФ президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден паспорт национального проекта «Экология». Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда определена среди целей национального проекта на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

Отсутствие определено уполномоченного государственного органа на реализацию функций по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области, нормативного регулирование принятия расходных обязательств, а также порядка их реализации, в отношении полномочий Иркутской области по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, порядка реализации функций по выявлению, оценке, организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде уполномоченным органом исполнительной власти Иркутской области делает невозможным решение вопроса о своевременном включении выявленных объектов накопленного вреда окружающей среде в реестр таких объектов, что исключает проведение необходимых процедур по категорированию таких объектов и определению приоритетных, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке, а также препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности в Российской Федерации, в том числе, определенной национальным проектом «Экология».

Неисполнение Правительством Иркутской области норм федерального законодательства нарушает права Российской Федерации, Иркутской области, а также интересы неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на которую гарантировано ст.42 Конституции Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Не влияют на выводы суда доводы административного ответчика, что имеются на территории Иркутской области выявленные объекты накопительного вреда, поскольку данное обстоятельство не освобождает государственный орган от возложенной федеральным законодательством на них обязанности.

В силу положений ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в целях устранения нарушения законодательства об охране окружающей среды при ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, суд полагает правомерным возложить на административного ответчика Правительство Иркутской области обязанность определить уполномоченный государственный орган на реализацию функций по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области, обеспечить нормативное регулирование принятия расходных обязательств, а также порядка их реализации, в отношении полномочий Иркутской области по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, определить порядок реализации функций по выявлению, оценке, организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде уполномоченным органом исполнительной власти Иркутской области.

Доводы административного ответчика, что полномочия по принятию нормативно-правовых актов Иркутской области отнесены к Законодательному собранию Иркутской области, а не к полномочиям Правительства Иркутской области, а также о необоснованном вмешательстве в компетенцию исполнительных и представительных органов субъекта не состоятельны, поскольку требований о принятии какого-либо конкретного нормативно-правового акта на административного ответчика не возлагается.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд полагает правомерным установить Правительству Иркутской области срок для устранения выявленных нарушений.

Учитывая, предмет заявленных требований, возложенные на административного ответчика судом обязанности по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства, суд полагает разумным и достаточным установить срок выполнения этих обязанностей до ДД.ММ.ГГГГ.

Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что бездействие административного ответчика на день рассмотрения дела судом не устранено, в связи с чем, срок обращения в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, прокурором не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Иркутской области по не определению уполномоченного государственного органа на реализацию функций по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области.

Обязать Правительство Иркутской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить уполномоченный государственный орган на реализацию функций по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Иркутской области.

Обязать Правительство Иркутской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить нормативное регулирование принятия расходных обязательств, а также порядка их реализации, в отношении полномочий Иркутской области по выявлению, оценке, учету и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Признать незаконным бездействие Правительства Иркутской области в не определении порядка реализации функций по выявлению, оценке, организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде уполномоченным органом исполнительной власти Иркутской области.

Обязать Правительство Иркутской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить порядок реализации функций по выявлению, оценке, организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде уполномоченным органом исполнительной власти Иркутской области.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 03.07.2020. Н.Н. Исакова