РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
Председательствующего Ковальчук Л.Н.,
при секретаре Акимовой Ю.Н.,
с участием помощника прокурора Центрального района г.Тулы Шумской С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1287/2020 по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г.Тулы о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Центрального района г.Тулы в соответствии с правилами ч. 1 ст. 39, ст.ст. 265.1-265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Центрального района г.Тулы осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории Российской Федерации. В результате мониторинга выявлена страница с доменным именем: <данные изъяты> на которой содержится информация о способах легализации (отмывания) доходов, добытых преступным путем, с указанием приемов отмывания «грязных» денег через криптовалюты и т.п. Ресурсы носят свободный характер, доступ к ним у пользователей свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ограничения на передачу, копирование и распространение которой отсутствуют. Таким образом, в целях недопущения нарушения требований действующего законодательства, а так же законодательства, направленного на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, доступ к указателю страницы сайта: http: <данные изъяты>/ полагал, что доступ к указанной информации следует ограничить. На основании изложенного просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Помощник прокурора Центрального района г.Тулы Шумская С.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила административный иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле в порядке ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения помощника прокурора Центрального района г. Тулы Шумскую С.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ).
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации с применением информационных технологий регулируются Федеральным законом от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ).
На основании ст. 9 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.п. 1, 2, 6 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на следующих принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; достоверности информации и своевременность ее предоставления.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а так же регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
Официальной денежной единицей РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ). Аналогичный запрет на введение на территории РФ других денежных единиц, помимо рубля, и выпуск денежных суррогатов установлен и ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Согласно информационного письма Банка России от 27.01.2014 "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн", от 04.09.2017 "Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)" в настоящее время у биткоина нет официально установленного статуса на территории РФ. Биткоин как криптовалюта не имеет единого эмиссионного центра, выпуск биткоина децентрализован, не контролируется Центральным банком РФ или иным эмиссионным центром - регулятором иностранного государства. Криптовалюты не гарантируются и не обеспечиваются ЦБ РФ. В связи с этим биткоин и иные криптовалюты могут быть отнесены к особого рода денежным суррогатам.
При этом Банк России подчеркивает, что в силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалют граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. По виртуальным валютам отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты. Операции по ним носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых виртуальных биржах и несут высокий риск потери стоимости.
Банк России предостерегает граждан и юридических лиц, прежде всего кредитные организации и некредитные финансовые организации, от использования виртуальных валют для их обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте.
Согласно ст. 27 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов запрещается. При этом в законодательстве Российской Федерации не закреплены такие понятия, как "денежный суррогат", "криптовалюта", "виртуальная валюта".
В связи с анонимным характером деятельности по выпуску виртуальных валют неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Аналогичная позиция отмечена в письме Министерства финансов РФ 02.10.2017 N 03-11-11/63996 "О регулировании выпуска и оборота криптовалют": криптовалюты выпускаются неограниченным кругом анонимных субъектов.
Операции с криптовалютами несут в себе высокие риски как при проведении обменных операций, в том числе из-за резких колебаний обменного курса, так и в случае привлечения финансирования через ICO (Initial Coin Offering - форма привлечения инвестиций граждан в виде выпуска и продажи инвесторам новых криптовалют/токенов).
Кроме этого, существуют технологические риски при выпуске и обращении криптовалют и риски фиксации прав на виртуальные валюты. Это может привести к финансовым потерям граждан и к невозможности защиты прав потребителей финансовых услуг в случае их нарушения.
Согласно комментариям к судебно-арбитражной практике рассмотрения экономических споров выпуск №26 под ред. ФИО1 виртуальные валюты (криптовалюты) не имеют централизованного эмитента, единого центра контроля за транзакциями и характеризуются анонимностью платежей. Процесс выпуска и обращения наиболее распространенных криптовалют полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства. Одной из ключевых особенностей использования криптовалют является анонимность их пользователей. В данном случае пользователи имеют дело с цифровыми продуктами, полученными в результате эксплуатации созданных частными лицами электронных платежных систем, которые подчинены определенным протоколам передачи данных в сочетании с использованием криптографических методов шифрования.
В процессе функционирования этих систем данные о транзакциях группируются в блоки, которые, в свою очередь, один за другим составляют единую цепь. Информация обо всех транзакциях, совершаемых в рамках этих платежных систем, как правило, находится в открытом доступе. Однако при этом сохраняется анонимность их участников, ведь электронные (криптовалютные) кошельки, используемые для передачи криптовалют, не позволяют идентифицировать соответствующих пользователей, поскольку изначально не персонифицируются.
Кроме этого, криптовалюта не требует ведения специальной отчетной документации. По этим причинам и в силу децентрализации выпуска криптовалюты не имеют субъекта, обеспечивающего их условную платежеспособность.
В 2014 г. Росфинмониторинг выпустил информационное сообщение, в котором указал на то, что анонимность платежа и другие особенности использования криптовалют обусловили их активное использование в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности. По мнению службы, данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивания служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалют в схемы, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Далее Росфинмониторинг заключает, что, учитывая увеличившееся информационное присутствие криптовалют в средствах массовой информации, использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок к сделкам, направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Таким образом, сделки с использованием криптовалюты сегодня являются своеобразным "маячком", привлекающим внимание Росфинмониторинга.
Кроме того, ст.ст.174, 174.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем.
Постановлением Пленума ВС РФ №1 от 26.02.2910 «О внесении изменений в постановление Пленума ВС РФ от 07.07.2015 №32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» постановление дополнено тезисом о том, что предметом преступлений, предусмотренных ст.ст.174 и 174.1 УК РФ, могут выступать, в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления.
Из материалов дела следует, что на сайте: http: ru/ihodl/com/opinion/2018-09-11/kto-i-kak-otmyvaet-dengi-s-pomoshyu-kriptovalyut/ размещены сведения о криптовалюте, представляющие собой виртуальное средство платежа и накопления. Указанная валюта не обеспечена реальной стоимостью и не содержит информации о ее держателях. Процесс выпуска и обращения названной валюты полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в т.ч. со стороны государства, что противоречит №86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации», №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно акту проверки от дата помощником прокурора осуществлен вход - выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» с применением браузера «Яндекс» и операционный системы «WindowsXP».
В материалы дела представлен скриншот со страницы сайта, где предлагается информация о вышеперечисленной услуге и указано, что владелец сайта зарегистрирован в Германии IP диапазон <данные изъяты>
Исходя из анализа указанных правовых норм и информации, размещенной на сайте, которую административный истец полагает подлежащей признанию запрещенной к распространению, имеются основания согласиться с доводами административного иска о том, что в размещенной на «Интернет» странице <данные изъяты>/ информации идет речь о способах о легализации (отмывании) денежных средств через криптовалюты. С учетом изложенного, суд полагает, что представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что на странице сайта <данные изъяты>-<данные изъяты>, содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, суд приходит к в выводу, что распространение такой информации противоречит запрету на введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, что имеет юридическое значение для включения информации, содержащейся на сайте: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.15.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.04.2015 № 327 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях», контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами в форме выездных и документарных проверок.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, ст. 265. 1 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Центрального района г. Тулы о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по URL – адресу: <данные изъяты>
Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: