ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1288/19 от 21.03.2019 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-1288/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2019 года город Владивосток,

ул. Адмирала ФИО1, д.23А

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Куприковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (заинтересованное лицо ГСК «Садко») о признании решения незаконным, и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 14285 кв.м из земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, <адрес><адрес>, возложение обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов» на «причалы для маломерных судов (размещение сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов)» и направить его в орган кадастрового учета.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что по договору аренды от дата, соглашению от дата о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от дата истец является одним из арендаторов земельного участка с кадастровым номером площадью 14285 кв.м из земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, <адрес><адрес> для использования в целях «для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов (лит.В, лит.Д, лит.Е) сроком на 49 лет. На указанном земельном участке истец эксплуатирует гаражные боксы , , , находящиеся в собственности истца, в гаражно-строительном кооперативе «Садко», членом которого она является. дата ГСК «Садко» от имени всех членов ГСК, в том числе истца, на основании решения от дата обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением изменить установленный департаментом вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов» на «причалы для маломерных судов (размещение сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов)», а также внести изменения в договор аренды земельного участка от дата в части наименования цели использования земельного участка. Письмом от дата департамент уведомил заявителя ГСК «Садко» о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:63901 находится в границах запретной зоны военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории запретной зоны военного объекта, по мнению департамента, обладает Министерство обороны Российской Федерации, в связи с чем принять решение по обращению не представилось возможным. Полагает, что указанное решение является незаконным и нарушающим права истицы, как одного из арендаторов земельного участка, а также собственника гаражных боксов, расположенных на данном участке. Постановлением Администрации Приморского края -па от дата «О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края», для указанного земельного участка с кадастровым номером установлена территориальная зона Т5 - зона объектов водного транспорта. В соответствии со статьей 3.4 главы III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных распоряжением департамента градостроительства Приморского края от дата к видам разрешенного использования земельных участков в зоне объектов водного транспорта относится вид разрешенного использования «причалы для маломерных судов», вида разрешенного использования «для эксплуатации гаражных боксов» в данной зоне правила землепользования и застройки не содержат. Таким образом, изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка «для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов» в указанной зоне Т5 на «причалы для маломерных судов» необходимо в соответствии с действующими на данный момент правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа с целью соблюдения градостроительных норм. Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка действующим правилам землепользования и застройки лишает собственников гаражных боксов, в частности истца, права на полноценное пользование и распоряжение гаражными боксами, находящимися в их собственности, в том числе получить разрешение на реконструкцию гаражных боксов, построенных еще в 90-е годы.

ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО9 требования административного искового заявления поддержала в полном объеме.

В судебное заседание административный ответчик – представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по доверенности ФИО6 с требованиями административного искового заявления не согласилась, указав, что согласно публичной кадастровой карте, размещенной на портале Управления Росреестра по Приморскому краю, и информации предоставленной департаментом градостроительства Приморского края от дата земельный участок с кадастровым номером <...> Арендатор не вправе изменить вид разрешенного использования. Просила в заявленных требованиях отказать.

Привлеченный судом к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица представитель ФГКУ «1976 Отдел морской инженерной службы» Министерства обороны РФ по доверенности ФИО7 в судебном заседании полагал, что административное исковое заявление не может быть удовлетворено, поскольку земельный участок с кадастровым номером площадью 14285 кв.м. с разрешённым видом использования — для размещения объектов транспорта, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, входит в границы земельного участка с кадастровым номером , площадью <...> кв.м., предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования <...>

Привлеченный судом к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управления имущественных отношений» Минобороны России в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором с требованиями административного искового заявления не согласился, указав, что частично земельный участок с кадастровым номером расположен в запретной зоне военного объекта – Владивостокское лесничество Минобороны России. Спорный земельный участок является изъятым из оборота.

Привлеченные судом к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц представители Департамента имущественных отношений Минобороны России, Владивостокского лесничества Министерства обороны России, ГСК «Садко» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что дата между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и собственниками нежилых помещений в здании ГСК «Садко» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м из земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, в районе <адрес> для использования в целях «для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов» (лит.В, лит.Д, лит.Е) <...>

По договору аренды от дата, соглашению от дата о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от дата ФИО2 является одним из арендаторов земельного участка, на указанном земельном участке в гаражно-строительном кооперативе «Садко», членом которого она является, административный истец эксплуатирует гаражные боксы , , , находящиеся в ее собственности.

дата ГСК «Садко» от имени всех членов ГСК, в том числе административного истца, на основании решения от дата, обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением об изменении установленного департаментом вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов» на «причалы для маломерных судов (размещение сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов)», а также внесения изменений в договор аренды земельного участка от дата в части наименования цели использования земельного участка.

Письмом от дата Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> уведомил заявителя ГСК «Садко» о том, что земельный участок с кадастровым номером находится в границах запретной зоны военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории запретной зоны военного объекта, по мнению департамента, обладает Министерство обороны Российской Федерации, в связи с чем принять решение по обращению не представилось возможным.

Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.

В силу пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 года N 135 было утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.

Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных на территории Приморского края определены в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю".

дата принято Постановление Правительства РФ N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", которым утверждено Положение "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (Далее - Положение).

Указанным Постановлением Правительства с дата признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от дата N 135 "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов", во исполнение которого Губернатором Приморского края было принято оспариваемое постановление.

Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных на территории Приморского края, установленные постановлением Губернатора Приморского края от дата N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" не отменены, являются действующими.

Согласно публичной кадастровой карте, размещенной на портале Управления Росреестра по Приморскому краю, и информации предоставленной Департаментом градостроительства Приморского края от дата земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:63901 в границах запретной зоны военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установленной на основании приказа "Об изменении границы запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации" от 2018-04-06, и частично в границах охранной зоны памятника природы регионального значения "Ячеистые скалы", установленной на основании решения исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов от <...>

Указом Президента Российской Федерации от дата «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с которым Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от дата «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Учитывая вышеизложенное, полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории «Запретная зона военного объекта -Владивостокское лесничество» обладает Министерство обороны Российской Федерации.

<...>

<...>

Отсутствие в отношении земельного участка сведений о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в лице Минобороны России не исключает право федеральной собственности на него.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить следующее.

В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков вправе использовать их в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.

Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.

В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.

ФИО2, являясь арендатором, не вправе изменить договор в одностороннем порядке и не может обязать Департамент, выступающий арендодателем по договору аренды, изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора.

Предметом договора дата является земельный участок с видом разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации гаражных боксов (лит. В, лит. Д, лит. Е)». Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, административный истец выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ.

Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, отличным от установленного в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права публично-правового образования, распоряжающегося земельными участками государственная собственность на которые не разграничена. Иное толкование положений статьи 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края дата. об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка основано на требованиях действующего законодательства.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Анализируя ответ Департамента, суд приходит к выводу, что решение принято Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий, предоставленных данному органу.

В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения.

Требование заявителя о возложении на административного ответчика обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, противоречит действующему законодательству, а именно, согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе предрешать существа решения, которое должно быть принято, а так же вмешиваться в деятельность государственных органов и подменять своими решениями уполномоченный орган.

Предоставление земельных участков невозможно без последовательного соблюдения установленной законом процедуры, предусматривающей формирование испрашиваемых объектов и его документальное оформление.

Учитывая, что в судебном заседании не установлено нарушение закона и прав истца, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (заинтересованные лица ГСК «Садко», ФГКУ «1976 ОМИС» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ) о признании незаконным решения от 20.09.2018г. об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, и возложении обязанности, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 26.03.2019г.

Судья Н.А.Буланова