ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1288/2017 от 14.11.2017 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-1288/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 14 ноября 2017 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Ковешникова В.И.,

при секретаре Жорник Е.П.,

с участием:

административного истца: представителя муниципального образования Приморско-Ахтарский район – ФИО1, действующего на основании доверенности,

административного ответчика: представителя администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района – ФИО2,

заинтересованного лица: начальника Территориального отдела №15 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю ФИО5, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район к администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании недействительным решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район обратилась в суд с административным иском к администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании недействительным решения органа местного самоуправления, мотивируя его тем, что на основании договора о передаче имущества из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования Приморско-Ахтарский район на безвозмездной основе от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование Приморско - Ахтарский район приняло в собственность имущество, расположенное по адресу: <адрес>, у <адрес> - берегоукрепительное сооружение, назначение нежилое, общая площадь застройки 33293,4 кв.м., готовность 80%, инвентарный , литер: I, этажность-подземная этажность, кадастровый (далее- имущество).

Указанное имущество было создано на основании разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Администрацией Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, на основании разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, за муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район было зарегистрировано право собственности на вышеуказанное имущество, что подтверждается записью о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и было выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, была произведена государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом № 15 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю имущество было поставлено ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера

Разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Администрацией Бородинского сельского поселения Приморско- Ахтарского района является не соответствующим закону и является недействительным по следующим основаниям.

Технический паспорт на имущество, изготовленный ДД.ММ.ГГГГ ГУП КК «Крайтехинвентаризация-краевое БТИ», раздел «Материал и конструкция элементов», содержит информацию о составных элементах имущества-защита коренного берега в виде волногасящего искусственного пляжа и откосного покрытия в виде набросок из камня.

Указанная информация послужила основанием для обращения администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район ДД.ММ.ГГГГ исх. в специализированную организацию <данные изъяты> (Техническое заключение) о проведении обследования имущества с целью установления принадлежности его к движимому или недвижимому имуществу.

По результатам обследования объекта: Берегоукрепительные сооружения у <адрес> в октябре 2017 г. <данные изъяты> было составлено Техническое заключение, согласно которому берегоукрепительные сооружения у <адрес> являются движимым имуществом. Согласно Техническому заключению, имущество состоит из вдольбереговой оградительной дамбы, длиной 704 м., выполненной из уплотненного суглинистого грунта, незатопляемой береговой бермы шириной до 10 м., выполненной из несортированной скальной породы, волногасящего рекреационного пляжа от ПК 0+70 до ПК 1+65 шириной 20 м, выполненного из гравийно-галечной смеси и намытого морем песка-ракушки., а так же из пляжеудерживающей буны на ПК 1+65, выполненной из штучного камня, длина буны 34 м.

Анализ Проекта «Берегоукрепительные сооружения у <адрес> на длине 630 м.», подготовленного Государственным унитарным специализированным научно-производственным предприятием «Краснодарберегозащита» в 2002 г. полностью подтверждает выводы, указанные в Техническом заключении.

В соответствии с ч.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство не требуется в случаях, установленных пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской федерации, в том числе строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

В п.13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ приводится понятие строительства: строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В п.10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ приводится понятие объекта капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно п.23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 13-102- 2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 153) несущие конструкции - строительные конструкции, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающие пространственную устойчивость здания. Таким образом, как следует из Технического заключения, во взаимосвязи с вышеперечисленными нормативными актами, имущество не имеет в своей основе несущих конструкций, воспринимающих эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающих пространственную устойчивость, фактически представляет собой мощение земельного участка, выполненное из строительных материалов - суглинистого грунта, скальной породы, гравийно-галечной смеси, намытого морем песка- ракушки, штучного камня, что исключает отнесение имущества к категорий сооружений и объектов капитального строительства, а соответственно и не является объектом недвижимого имущества.

Вышеуказанное означает, что разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ было выдано Администрацией Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района в нарушение требований законодательства, на имущество, не относящееся к категории сооружений и объектов капитального строительства, а соответственно и не являющееся объектом недвижимого имущества.

При этом факт выдачи разрешения на строительство сам по себе не означает, что объект автоматически является недвижимым имуществом и обладает признаками сооружения и объекта капитального строительства.

Согласно п.6,7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно п. 1,2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в т.ч. акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Как следует из п.1,2 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Вышеуказанное означает, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на имущество Берегоукрепительное сооружение, литер: I не требовалась.

Однако факт выдачи разрешения на строительство и отсутствие на момент государственной регистрации права и постановки имущества на кадастровый учет Технического заключения специалиста не позволили органам, осуществляющим функции государственной регистрации права и постановки имущества на кадастровый учет вынести отказ, поскольку данное разрешение никем не оспаривалось.

В настоящее время действует Свод правил СП 58.13330.2012 "СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Основные положения" Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 623), согласно которому к основным гидротехническим сооружениям относятся, в т.ч. берегоукрепительные (внепортовые), регуляционные и оградительные сооружения.

Таким образом, имущество - Берегоукрепительное сооружение, литер: I в силу наличия государственной регистрации и постановки на кадастровый учет стало относиться к гидротехническим сооружениям.

Наличие факта государственной регистрации и постановки на кадастровый учет имущества накладывает на муниципальное образование Приморско-Ахтарский район, как на собственника гидротехнического сооружения обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения в виде разработки и осуществления мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Указанные обязанности следуют из статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Наличие государственной регистрации и постановки на кадастровый учет имущества накладывает на собственника земельного участка, на котором оно находится, определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, в том числе по предоставлению под таким объектом земельного участка в пользование или в собственность в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Кроме того, имущество, не обладает соответствующими признаками недвижимой вещи, сам факт государственной регистрации права собственности такое имущество нарушает права муниципального образования Приморско- Ахтарский район как собственника земельного участка, поскольку значительно ограничивает возможность реализации последним имеющихся у него правомочий.

Как указал Верховный Суд РФ в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.

При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).

Верховный Суд РФ в Определении по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 303-ЭС15-5520 так же указал, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

При этом замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133ГК РФ).

Указанная правовая позиция, связанная с применением п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" была подтверждена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 апреля 2016 г.), из которого следует, что поскольку спорный объект, права на который в ЕГРП зарегистрированы как на недвижимость, не обладает соответствующими признаками недвижимой вещи, сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на такое имущество нарушает права собственника земельного участка, поскольку значительно ограничивает возможность реализации последним имеющихся у него правомочий.

Нарушенное право может быть восстановлено путем исключения из реестра записи о праве собственности ответчика на объект.

Ранее постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, которым в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" был внесен пункт 24, было также разъяснено, что если объект незавершенного строительства как самостоятельная недвижимая вещь отсутствует (например, на объекте не полностью завершены фундаментные работы и т.п.), то отказ в государственной регистрации права на него является правомерным.

Позиция, согласно которой гидротехнические насыпные сооружения, включая дамбы и обвалования, валы не отнесены к объектам недвижимого имущества применительно к Приморско-Ахтарскому району нашли свое отражение в решении Арбитражного суда Краснодарского края от 18 декабря 2015 г. по делу N А32-21513/2015 и Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2016 г. N 15АП-1920/16.

Из представленных документов, в том числе Технического заключения. Технического паспорта, исходя из конструктивных элементов, приведенных при его описании (суглинистый грунт, скальная порода, гравийно-галечная смесь, намытый морем песок-ракушка, штучный камень), спорный объект ввиду отсутствия неразрывной связи с землей следует признать замощением земельного участка, которое является его частью и согласно пункту 38 Постановлению Пленума N 25, не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью.

Таким образом, как следует из Технического заключения <данные изъяты> во взаимосвязи с вышеперечисленными нормативными актами, имущество не имеет в своей основе несущих конструкций, воспринимающих эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающих пространственную устойчивость, фактически представляет собой мощение земельного участка, выполненное из строительных материалов - суглинистого грунта, скальной породы, гравийно-галечной смеси, намытого морем песка- ракушки, штучного камня, что исключает отнесение имущества к категории сооружений и объектов капитального строительства, а соответственно, и не является объектом недвижимого имущества.

Вышеуказанное означает, что разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ было выдано Администрацией Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района в нарушение требований законодательства на имущество, не относящееся к категории сооружений и объектов капитального строительства, и не являющееся объектом недвижимого имущества. Поэтому администрация МО Приморско-Ахтарский район обратилась в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца - ФИО3, действующий на основании доверенности, просит суд признать незаконным и недействительным разрешение на строительство № от 04.11.2008 г., выданное Администрацией Бородинского сельского поселения <адрес>. Снять с государственного кадастрового учета имущество, расположенное по адресу: <адрес> у <адрес> сооружение, назначение нежилое, общая площадь застройки 33293,4 кв.м., готовность 80%, инвентарный , литер: I, этажность-подземная этажность, кадастровый , путем исключения из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости сведений о данном объекте. Аннулировать в государственном реестре прав на недвижимость и едином государственном реестре недвижимости запись о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием Приморско- Ахтарский район от ДД.ММ.ГГГГ на имущество, расположенное по адресу: <адрес> у <адрес> сооружение, назначение нежилое, общая площадь застройки 33293,4 кв.м., готовность 80%, инвентарный , литер: I, этажность-подземная этажность, кадастровый .

Представитель административного ответчика - ФИО4, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения административного иска.

Заинтересованное лицо – начальник Территориального отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю ФИО6, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения административного иска.

Заинтересованное лицо – представитель Межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому района Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица, в соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ.

Заинтересованное лицо – предстаивтель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ротехнадзор) Северо-Кавказское управление в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица, в соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ.

Суд, выслушав административного истца, административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав материалы административного дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора о передаче имущества из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования Приморско-Ахтарский район на безвозмездной основе от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование Приморско- Ахтарский район приняло в собственность имущество, расположенное по адресу: <адрес>, у <адрес> - берегоукрепительное сооружение, назначение нежилое, общая площадь застройки 33293,4 кв.м., готовность 80%, инвентарный , литер: I, этажность-подземная этажность, кадастровый (далее- имущество).

Указанное имущество было создано на основании разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрацией Бородинского сельского поселения <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, на основании разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, за муниципальным образованием <адрес> было зарегистрировано право собственности на вышеуказанное имущество, что подтверждается записью о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и было выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, была произведена государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> имущество было поставлено ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера

Технический паспорт на имущество, изготовленный ДД.ММ.ГГГГ ГУП КК «Крайтехинвентаризация-краевое БТИ», раздел «Материал и конструкция элементов», содержит информацию о составных элементах имущества-защита коренного берега в виде волногасящего искусственного пляжа и откосного покрытия в виде набросок из камня.

Указанная информация послужила основанием для обращения администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район ДД.ММ.ГГГГ исх. в специализированную организацию <данные изъяты>» (Техническое заключение) для проведения обследования имущества с целью установления принадлежности его к движимому или недвижимому имуществу.

По результатам обследования объекта: «Берегоукрепительные сооружения у <адрес>» в октябре 2017 г. <данные изъяты> было составлено Техническое заключение, согласно которому берегоукрепительные сооружения у <адрес> являются движимым имуществом.

Согласно Техническому заключению, имущество состоит из вдольбереговой оградительной дамбы, длиной 704 м., выполненной из уплотненного суглинистого грунта, незатопляемой береговой бермы шириной до 10 м., выполненной из несортированной скальной породы, волногасящего рекреационного пляжа от ПК 0+70 до ПК 1+65 шириной 20 м, выполненного из гравийно-галечной смеси и намытого морем песка-ракушки., а так же из пляжеудерживающей буны на ПК 1+65, выполненной из штучного камня, длина буны 34 м.

Анализ Проекта «Берегоукрепительные сооружения у <адрес> на длине 630 м.», подготовленного Государственным унитарным специализированным научно-производственным предприятием «Краснодарберегозащита» в 2002 г. полностью подтверждает выводы, указанные в Техническом заключении.

В соответствии с ч.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство не требуется в случаях, установленных пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской федерации, в том числе строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Согласно п.13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В соответствии с п.10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек- объекты капитального строительства.

Согласно п.23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;

Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 13-102- 2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 153) несущие конструкции - строительные конструкции, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающие пространственную устойчивость здания.

Однако, как следует из Технического заключения, во взаимосвязи с вышеперечисленными нормативными актами, имущество не имеет в своей основе несущих конструкций, воспринимающих эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающих пространственную устойчивость, фактически представляет собой мощение земельного участка, выполненное из строительных материалов - суглинистого грунта, скальной породы, гравийно-галечной смеси, намытого морем песка- ракушки, штучного камня, что исключает отнесение имущества к категорий сооружений и объектов капитального строительства, а соответственно и не является объектом недвижимого имущества.

Указанное выше означает, что разрешение на строительство от 04.11.2008 г. было выдано Администрацией Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района в нарушение требований законодательства на имущество, не относящееся к категории сооружений и объектов капитального строительства, а соответственно и не являющееся объектом недвижимого имущества.

При этом факт выдачи разрешения на строительство сам по себе не означает, что объект автоматически является недвижимым имуществом и обладает признаками сооружения и объекта капитального строительства.

Согласно п.6,7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно п. 1,2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в т.ч. акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Как следует из п.1,2 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на имущество - Берегоукрепительное сооружение, литер: I не требовались.

Однако факт выдачи разрешения на строительство и отсутствие на момент государственной регистрации права и постановки имущества на кадастровый учет Технического заключения специалиста не позволили органам, осуществляющим функции государственной регистрации права и постановки имущества на кадастровый учет вынести отказ, поскольку данное разрешение никем не оспаривалось.

В настоящее время действует Свод правил СП 58.13330.2012 "СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Основные положения" Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 623), согласно которому к основным гидротехническим сооружениям относятся, в т.ч. берегоукрепительные (внепортовые), регуляционные и оградительные сооружения.

Таким образом, имущество - Берегоукрепительное сооружение, литер: I в силу наличия государственной регистрации и постановки на кадастровый учет стало относиться к гидротехническим сооружениям.

Наличие факта государственной регистрации и постановки на кадастровый учет имущества накладывает на муниципальное образование Приморско-Ахтарский район, как на собственника гидротехнического сооружения, обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения в виде разработки и осуществления мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения, указанные из статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Кроме того, наличие государственной регистрации и постановки на кадастровый учет имущества накладывает на собственника земельного участка, на котором оно находится, определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, в том числе по предоставлению под таким объектом земельного участка в пользование или в собственность в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Имущество, не обладает соответствующими признаками недвижимой вещи, поэтому сам факт государственной регистрации права собственности на такое имущество нарушает права муниципального образования Приморско- Ахтарский район, как собственника земельного участка, поскольку значительно ограничивает возможность реализации имеющихся у него правомочий.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

Закон, в целях обеспечения стабильности гражданского оборота, устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.

При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).

При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам (Определение Верховного Суда РФ по экономическим спорам от 30 сентября 2015 г. N 303-ЭС15-5520).

При этом замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).

Поскольку спорный объект, права на который в ЕГРП зарегистрированы как на недвижимость, не обладает соответствующими признаками недвижимой вещи, сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на такое имущество нарушает права собственника земельного участка, поскольку значительно ограничивает возможность реализации последним имеющихся у него правомочий. Нарушенное право может быть восстановлено путем исключения из реестра записи о праве собственности ответчика на объект.

Из представленных документов, в том числе Технического заключения, Технического паспорта, исходя из конструктивных элементов, приведенных при его описании (суглинистый грунт, скальная порода, гравийно-галечная смесь, намытый морем песок-ракушка, штучный камень), спорный объект не имеет в своей основе несущих конструкций, воспринимающих эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающих пространственную устойчивость, фактически представляет собой мощение земельного участка, выполненное из строительных материалов - суглинистого грунта, скальной породы, гравийно-галечной смеси, намытого морем песка- ракушки, штучного камня, что исключает отнесение имущества к категории сооружений и объектов капитального строительства, а соответственно, и не является объектом недвижимого имущества.

Таким образом, разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ было выдано Администрацией Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района в нарушение требований законодательства на имущество, не относящееся к категории сооружений и объектов капитального строительства, и не являющееся объектом недвижимого имущества, а потому является недействительным.

Поэтому административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 226-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район к администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании недействительным решения органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным и недействительным разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Администрацией Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района.

Снять с государственного кадастрового учета имущество, расположенное по адресу: <адрес> у <адрес> сооружение, назначение нежилое, общая площадь застройки 33293,4 кв.м., готовность 80%, инвентарный , литер: I, этажность-подземная этажность, кадастровый , путем исключения из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости сведений о данном объекте.

Аннулировать в государственном реестре прав на недвижимость и едином государственном реестре недвижимости запись о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием Приморско - Ахтарский район от ДД.ММ.ГГГГ на имущество, расположенное по адресу: <адрес> у <адрес> сооружение, назначение нежилое, общая площадь застройки 33293,4 кв.м., готовность 80%, инвентарный , литер: I, этажность-подземная этажность, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда В.И. Ковешников