ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1289/19 от 04.07.2019 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

КОПИЯ

Дело № 2а-1289/2019

УИД: 70RS0003-01-2019-002787-62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2019 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Кучеренко А.Ю.,

при секретаре Артёмовой Е.В., Литвиновой Д.А.,

с участием представителя административного истца Гусельникова Е.В., действующего на основании доверенности от 21.01.2019 сроком до 31.12.2019, диплома 107018 0225421, регистрационный номер 377 от 25.06.2014,

административного ответчика Пономаренко Н.В., представителя административного ответчика Пономаренко Д.В. по письменному заявлению, диплом 107724 0136437, регистрационный номер 666 от 04.07.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску к Пономаренко Надежде Васильевне о взыскании задолженности по налогу, пени,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее - ИФНС по г.Томску) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пономаренко Н.В., в котором просит взыскать с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 3213,15 рублей, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 2799 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 414,15 рублей (за период с 01.12.2015 по 08.11.2017 (за 2014 год), с 20.12.2016 по 08.11.2017 (за 2015 год), с 02.12.2017 по 07.02.2018 (за 2016 год)).

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является собственником объектов: квартиры, расположенной по адресу: ..., кадастровый номер: ..., площадью 78,2 кв.м., дата регистрации права 11.04.2002 и квартиры, расположенной по адресу: ..., кадастровый номер ..., площадью 57,6 кв.м., дата регистрации права 28.11.2012 и налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. На основании ст.ст. 403, 404, 408 НК РФ ИФНС России по г. Томску налогоплательщику проведено исчисление налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате за 2014 год со сроком уплаты не позднее 01.10.2015 в сумме 515 рублей за 2015 год со сроком уплаты не позднее 01.12.2016 в сумме 2416,00 рублей за 2016 год со сроком уплаты не позднее 01.12.2017 в сумме 2799 рублей. На основании п.2 ст.409 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление №4111279 от 02.07.2017 с извещением на уплату налога. В установленный срок налог на имущество физических лиц за 2014 год со сроком уплаты не позднее 01.10.2015 в сумме 515 рублей, за 2015 год со сроком уплаты не позднее 01.12.2016 в сумме 2416 рублей, за 2016 год со сроком уплаты не позднее 01.12.2017 в сумме 2799 рублей уплачен не был. В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме 414,15 рублей, направлены требования №55532 от 23.11.2017, №12288 от 08.02.2018 об уплате налога и пени в срок до 03.04.2018. В установленный срок налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 2799 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 414,15 рублей уплачены не были. ИФНС России по г. Томску было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки с Пономаренко Н.В. в размере 3272,55 рублей. 14.11.2018 от налогоплательщика поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. 16.11.2018 мировой судья судебного участка №7 Октябрьского судебного района г. Томска вынес определение об отмене судебного приказа. Согласно данным карточки расчета с бюджетом, в настоящий момент, сумма задолженности частично погашена. В настоящий момент сумма задолженности по отмененному судебному приказу с учетом частичной оплаты и ст. 12 ФЗ №436-ФЗ от 28.12.2017 «О внесении изменений в ч.1 и 2 НК РФ», составляет 3213,15 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление несостоятельны, поскольку административный ответчик должна была самостоятельно, до подачи иска в суд, обратиться в налоговый орган с заявлением установленной формы и документами, подтверждающими наличие льготы, для предоставления ей льготы как малоимущей семье. Документы, свидетельствующие о своевременном направлении заявления о вынесении судебного приказа мировому судье представить не представляется возможным. Срок обращения в суд считал не пропущенным. Уважительных причин пропуска срока не привел.

Административный ответчик Пономаренко Н.В., представитель административного ответчика Пономаренко Д.В., поддержали письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просили отказать административному истцу в заявленных требованиях в полном объеме. Требования мотивированы тем, что административным истцом пропущен срок предъявления заявленных требований, поскольку как видно из самого текста исковых требований, предельная дата заявленных требований, превышающий 3000 рублей ограничена 07.02.2018, и это даже исключая тот факт, что периоды заявленных начислений неустоек являются произвольно взятыми налоговым органом, а равно факт исключения из расчета просроченных начислений за предыдущий период. Соответственно, срок предъявления означенных исковых требований ограничен 07.08.2018. Между тем, налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа за пределами указанного срока, а именно: 02.11.2018. Соответственно, сроки были пропущены еще при взыскании в рамках приказного производства. Более того, осознавая, что административным истцом пропущены сроки давности по требованиям налоговых платежей за 2014-2015 г.г., административный истец пытается взыскать неустойку за указанные периоды. Однако, неустойка является дополнительным требованием по отношению к самой сумме налога за эти годы, соответственно, не может быть взыскана в исковом порядке без прохождения процедуры приказного производства в отношении означенных налоговых периодов, так и с истечением срока давности по главному требованию. Кроме указанного, административный ответчик указала, что является малоимущей и на основании пп. а п.1 ч.4 Решения Думы г. Томска от 11.11.2014 №1145 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Томск» налога на имущество физических лиц» имеет налоговую льготу, которую налоговый орган не применил.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу положений ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как видно из материалов дела, Пономаренко Н.В. является плательщиком налога на доходы физических лиц.

Из сведений об имуществе налогоплательщика, налогового уведомления №4111279 от 02.07.2017, следует, что Пономаренко Н.В. в 2016 году являлась собственником квартир, расположенных по адресу:

- ..., кадастровый номер: ..., площадью 78,2 кв.м., дата регистрации права 11.04.2002;

- ..., кадастровый номер ..., площадью 57,6 кв.м., дата регистрации права 28.11.2012.

За указанное недвижимое имущество административному ответчику начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год со сроком уплаты до 01.12.2017 в размере 2799 рублей из расчета:

за 2016 год:

- 1186 817 рублей (инвентаризационная стоимость объекта) * 1/4 доли * 0,45 % (налоговая ставка)* 12/12 (квартира по адресу: ...);

- 976 212 рублей (инвентаризационная стоимость объекта) * 1/3 доли * 0,45 % (налоговая ставка)* 12/12 (квартира по адресу: ...).

В адрес налогоплательщика налоговым органом, в соответствии со ст. 52 НК РФ, направлялось налоговое уведомление №4111279 от 02.07.2017 об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год, что подтверждается списком направления № 386 от 11.07.2017.

Поскольку в указанный срок налог уплачен не был, налогоплательщику в связи с нарушением срока его уплаты налоговым органом начислены пени и направлены требования № 55532 от 23.11.2017, №12288 от 08.02.2018 об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в размере 414,15 рублей (за период с 01.12.2015 по 08.11.2017 (за 2014 год), с 20.12.2016 по 08.11.2017 (за 2015 год), с 02.12.2017 по 07.02.2018 (за 2016 год)), что подтверждается требованиями № 55532 от 23.11.2017, №12288 от 08.02.2018, списком №569 от 01.12.2017, №960 от 13.02.2018.

Требования налогового органа в установленный срок Пономаренко Н.В. не исполнены, доказательств обратного в материалах дела не представлено.

В установленные в требованиях сроки, обязанность по уплате налога, пени административным ответчиком не была исполнена, что послужило основанием для обращения административного истца в суд с указанным административным иском.

Принудительный порядок взыскания недоимки по налогу с физических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (ред. от 28.06.2013), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ред. от 28.09.2010, от 28.11.2009), в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Согласно п. 2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации (ред. от 03.07.2016) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что административным истцом в адрес Пономаренко Н.В. были направлены требования №55532 от 23.11.2017, №12288 от 08.02.2018 с указанием об уплате имеющейся задолженности по НДФЛ, пени по НДФЛ в срок до 23.01.2018, до 03.04.2018.

В соответствии с ч. 1 ст. 126 ГПК РФ судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.

Шестимесячный срок на обращение в суд по указанным требованиям истек 03.10.2018, вместе с тем ИНФС по г. Томску обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа 01.11.2018, который был вынесен 02.11.2018, т.е. административный истец обратился по истечении установленного законом срока, при этом не указана причина уважительности пропуска срока обращения в суд. Кроме того, суд учитывает, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему известны нормы и сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, и, требований о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени по налогу на имущество физических лиц.

К доводу административного ответчика о том, что в удовлетворении административных исковых требований должно быть отказано в связи с тем, что административный ответчик является малоимущим, о чем предоставлены справки из органов социальной защиты, суд относится критически в силу следующего.

П.1 ч.4 Решения Думы Города Томска от 11.11.2014 № 1145 (ред. от 28.05.2019) «Об установлении на территории муниципального образования "Город Томск" налога на имущество физических лиц» предусмотрено, что помимо налоговых льгот, предусмотренных ст. 407 НК РФ, налоговая льгота предоставляется следующим категориям граждан:

1) малоимущим гражданам, проживающим на территории муниципального образования "Город Томск", среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, устанавливаемой Губернатором Томской области, в виде уменьшения налоговой ставки - в размере, установленном приложением 2 к настоящему решению в отношении одного объекта налогообложения, указанного в разделе 1 данного приложения, и одного объекта налогообложения, указанного в разделе 2 данного приложения, по выбору налогоплательщика. Для целей установления права на получение налоговой льготы отнесение граждан к категории малоимущих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Граждане, имеющие несовершеннолетних детей, могут быть отнесены к категории малоимущих в соответствии с Законом Томской области от 16.12.2004 N 253-ОЗ "О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей".

Малоимущие граждане с заявлением о предоставлении налоговой льготы вправе представить в налоговый орган один из следующих документов, подтверждающих статус малоимущего гражданина:

а) документ, подтверждающий получение налогоплательщиком в течение налогового периода мер социальной поддержки в качестве малоимущего (при условии получения соответствующих мер), выданный учреждениями социальной защиты населения по месту жительства гражданина;

б) документ, подтверждающий статус малоимущего налогоплательщика, выданный в установленном муниципальным правовым актом администрации Города Томска порядке уполномоченным органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере экономического развития муниципального образования "Город Томск".

Учитывая вышеизложенное, применение налоговой льготы носит заявительный характер. Между тем, Пономаренко Н.В. не обращалась в налоговый орган с заявлением о применении к ней налоговых льгот и не представляла документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

При изложенных обстоятельствах, и учитывая, что документы, подтверждающие наличие вышеуказанной льготы Пономаренко Н.В. в налоговый орган не представлялись, представлены только в Октябрьский районный суд г. Томска при рассмотрении настоящего административного дела, у налогового органа отсутствовали основания для предоставления Пономаренко Н.В. налоговых льгот за спорный период.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску к Пономаренко Надежде Васильевне о взыскании с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета задолженности в размере 3213,15 рублей, в том числе: налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 2799 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 414,15 рублей (за период с 01.12.2015 по 08.11.2017 (за 2014 год), с 20.12.2016 по 08.11.2017 (за 2015 год), с 02.12.2017 по 07.02.2018 (за 2016 год)), оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Судья: /подпись/

Мотивированный текст решения изготовлен 09.07.2019

Копия верна.

Судья: А.Ю.Кучеренко

Секретарь:

«__» _____________ 20 __ года

Оригинал хранится в деле № 2а-1289/2019 в Октябрьском районном суде г.Томска.