Дело 2а-1289/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2022 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Ерш Е.Н.,
при секретаре Алексеевой А.Н.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Оренбургского района Зайцевой О.Р.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о возложении обязанности по созданию муниципального маневренного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился с иском в суд к администрации МО Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, указав, что прокуратурой Оренбургского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой были выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования Чкаловкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области. В собственности муниципального образования имеется муниципальный специализированный жилищный фонд, состоящий из муниципальных жилых помещений. Вместе с тем, в собственности сельсовета отсутствуют жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания граждан в случаях, установленных ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.3, 6, 8, 9 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Закон Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» в ст. 4 за сельскими поселениями закрепил, в том числе, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Аналогичные полномочия закреплены в Уставе МО Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области. Отсутствие маневренного фонда на территории МО Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области нарушает конституционное право граждан на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации, что является недопустимым.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по созданию маневренного жилищного фонда; обязать администрацию муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области создатьманевренный жилищный фонд в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Зайцева О.Р. исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме, на основании доводов, изложенных в иске.
Представитель ответчика администрации МО Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании административный иск прокурора признала частично, однако полагала, что 6-месячный срок для исполнения требований является недостаточным.
Заслушав пояснения представителя административного истца помощника прокурора Оренбургского района Зайцевой О.Р., представителя административного ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В ст.12Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст.132 КонституцииРоссийской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена насозданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), и закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище (ч. 1 ст. 40).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
На основании ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10. 2003 № 131-ФЗ (далее также Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» указано, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.
По смыслу приведенных положений законов и исходя из содержания п.6 ч.1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, разрешение вопросов обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, закреплено за сельскими поселениями.
В соответствии с частью 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначаются для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории сельских поселений Оренбургской области, относятся к компетенции административного ответчика.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 5 Устава МО Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» в его взаимосвязанном толковании с положениями Закона № 131-ФЗ и ЖК РФ, разрешение вопросов организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, закреплено за сельскими поселениями.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки соблюдения администрацией муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлено, что в нарушение ст. ст. 14, 92, 95 ЖК РФ в муниципальном образовании отсутствуют жилые помещения, относящиеся к маневренному фонду, меры к его созданию не приняты.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Так, из ответа главы администрации муниципального образования Чкаловский сельсовет следует, что на территории муниципального образования Чкаловский сельсовет отсутствует муниципальный маневренный жилищный фонд.
В адрес административного ответчика 16.02.2022 года прокурором Оренбургского района вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений.
Разрешая требования административного истца, суд соглашается с позицией прокурора Оренбургского района Оренбургской области о том, что отсутствие маневренного жилищного фонда на территории МО Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территориях указанного муниципального образования и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст.95 ЖК РФ. Отсутствие маневренного фонда создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц, установленных ст. 40 Конституции РФ.
Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, администрация МО Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обязана создать на территории поселения маневренный жилищный фонд, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения). До настоящего времени, несмотря на обращение внимания прокурора на сложившуюся проблему, маневренный фонд в поселении, не создан.
Кроме того, суд считает должным отметить, что обязанность по созданию маневренного жилищного фонда законом не поставлена под условие реальной нуждаемости и необходимости создания в каждом МО маневренного фонда, а отсутствие надлежащего финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенной законом на нее указанной обязанности и не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу о бездействии административного ответчика администрации МО Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской, выразившегося в отсутствии маневренного фонда и непринятию должных мер по его созданию.
В связи с изложенным, требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, подлежат удовлетворению.
Учитывая, что для создания маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования потребуется значительное время, суд полагает возможным установить срок его создания в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и допустимым для возможности создания маневренного фонда.
Каких-либо объективных доказательств, обосновывающих невозможность исполнения решения суда в указанный срок, административным ответчиком представлено не было. Кроме того, административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии к тому оснований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по созданию муниципального маневренного жилищного фонда.
Обязать администрацию муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд в соответствии с требованиям законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.Н. Ерш
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2022 года.