ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-128/2016 от 07.04.2016 Пристенского районного суда (Курская область)

№ 2а-128/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 апреля 2016 года

пос. Пристень

Пристенский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Дмитричевой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пристенского района Курской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Среднеольшанский сельсовет» Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Среднеольшанский сельсовет» Пристенского района Курской области, выразившееся в необеспечении предоставления заявителю муниципальных услуг в электронной форме и возложении на администрацию муниципального образования «Среднеольшанский сельсовет» Пристенского района Курской области обязанность обеспечить возможность получения информации о порядке предоставления муниципальных услуг в электронной форме и получения муниципальных услуг в электронной форме,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Пристенского района Курской области, в порядке ст.39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Среднеольшанский сельсовет» Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Среднеольшанский сельсовет» Пристенского района Курской области, выразившееся в необеспечении предоставления заявителю муниципальных услуг в электронной форме и возложении на администрацию муниципального образования «Среднеольшанский сельсовет» Пристенского района Курской области обязанность обеспечить возможность получения информации о порядке предоставления муниципальных услуг в электронной форме и получения муниципальных услуг в электронной форме, указав, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования законодательства, регулирующего предоставление муниципальных услуг, в том числе возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В ходе проверки было установлено, что предоставление услуг в электронной форме администрацией муниципального образования «Среднеольшанский сельсовет» не обеспечено. В связи с чем, прокурор вынужден обратиться в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебное заседание административный истец прокурор Пристенского района Курской области не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Административный ответчик администрация муниципального образования «Среднеольшанский сельсовет», Пристенского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 286 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 1 и 3 ст. 1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 4 вышеуказанному закону, основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 5 закона, при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, получение муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

То есть, гражданам и иным лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, и само по себе в системе действующего правового регулирования, предусматривающего выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления,

Данному праву заявителя корреспондирует обязанность органов, предоставляющих муниципальные услуги, обеспечить предоставление муниципальной услуги в электронной форме (п. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Таким образом, предоставление услуг, с учетом приведенных положений законодательства РФ, должно быть обеспечено, в том числе, и в электронной форме, с учетом того, что получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя.

Требования к организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме установлены ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представления прокуратуры Пристенского района Курской области от 28 октября 2015 года, вынесенного в адрес главы администрации муниципального образования «Среднеольшанский сельсовет» усматривается, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Среднеольшанский сельсовет» законодательства, регулирующего предоставление муниципальных услуг, в том числе возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Было установлено, что в муниципальном образовании осуществляется предоставление ряда муниципальных услуг, в том числе в сфере земельных правоотношений, которые в реестр предоставляемых муниципальных услуг не включены и не обеспечено их предоставление в электронной форме (л.д.6-9).

Постановлением главы администрации Среднеольшанского сельсовета от 15 мая 2015г. №40 «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Среднеольшанского сельсовета Пристенского района Курской области», подтверждается, что администрацией осуществляется предоставление 5 муниципальных услуг (л.д.15,16).

Администрация муниципального образования "Среднеольшанский сельсовет» на представление прокурора пояснила, что предоставление муниципальных услуг в электронной форме не обеспечено (л.д. 10-14).

Таким образом, администрацией муниципального образования «Среднеольшанский сельсовет» не соблюдаются требования, установленные положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", обязывающие органы, предоставляющие муниципальные услуги, обеспечить возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что невозможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя не только нарушает установленный федеральным законодательством порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, но и нарушает права граждан РФ на получение государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск прокурора Пристенского района Курской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Среднеольшанский сельсовет» Пристенского района Курской области- удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Среднеольшанский сельсовет» Пристенского района Курской области, выразившееся в необеспечении предоставления заявителю муниципальных услуг в электронной форме.

Возложить на администрацию муниципального образования «Среднеольшанский сельсовет» Пристенского района Курской области обязанность обеспечить возможность получения информации о порядке предоставления муниципальных услуг в электронной форме и получения муниципальных услуг в электронной форме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Пристенский районный суд Курской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Мотивированное решение будет изготовлено 11.04.2016 года.

Председательствующий судья В.М.Дмитричева