ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-128/2016 от 18.05.2016 Пачелмского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2а- 128/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Пачелма 18 мая 2016 года

Пачелмский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Гореловой Е.В.,

при секретаре Мещеряковой А.Г.,

с участием прокурора Борисова В.Е.,

представителя административного ответчика - Главы администрации Белынкого сельсовета Пачелмского района Халюкина Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала суда административное исковое заявление прокурора Пачелмского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины протяженностью 105,9 м инв. № 56:254:002:000072040 лит. Г, Г1 адрес местонахождения объекта – Пензенская область, Пачелмский район, с. Веденяпино, в 5 400 м на северо-восток от СДК с. Белынь, расположенного по адресу: с. Белынь, ул. Советская, 12, а также возложении на администрацию Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области обязанность по принятию мер обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины протяженностью 105,9 м инв. № 56:254:002:000072040 лит. Г, Г1 адрес местонахождения объекта – <адрес>, в 5400 м. на северо-восток от СДК <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пачелмского района Пензенской области обратился в суд с названным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой Пачелмского района в ходе рассмотрения информации Нижне-Волжского управления Ростехнадзора проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений администрацией Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии со свидетельством о праве собственности от 10.09.2012 года 58 АБ № 249878 муниципальному образованию «Белынский сельсовет Пачелмского района Пензенской области» на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение: плотина протяженностью 105,9 м. Инв. № 56:254:002:000072040 лит. Г,Г1 адрес местонахождения объекта – <адрес>, в 5400 м. на северо-восток от СДК <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. Какому-либо лицу или организации данное гидротехническое сооружение администрацией Белынского сельсовета Пачелмского района в пользование не передавалось.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при эксплуатации, гидротехнических сооружений, регламентированы Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее по тексту - Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ).

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

С 14.07.2015 года по 22.07.2015 года государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Пензенской области Нижне-Волжского управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзора) проведена проверка соблюдения требований закона в сфере обеспечения безопасности гитротехнических сооружений в администрации Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области.

В ходе проверки выявлено, что в отношении гидротехнического сооружения: плотины протяженностью 105,9 м. Инв. № 56:254:002:000072040 лит. Г,Г1 адрес местонахождения объекта – <адрес>, в 5400 м. на северо-восток от СДК <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области допущены нарушения закона, а именно: не разработаны и не утверждены в органах Ростехнадзора критерии безопасности указанного гидротехнического сооружения, в администрации Белынского сельсовета отсутствуют лица, аттестованные органами Ростехнадзора в области безопасности гидротехнических сооружений, отсутствуют и не согласованы с органами Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС, отсутствует инструкция эксплуатации ГТС, отсутствует приказ о назначении ответственного за безопасную эксплуатацию ГТС, отсутствует приказ о создании службы эксплуатации ГТС, отсутствуют лица, прошедшие специальные курсы по безопасности эксплуатации ГТС, не проводится анализ причин снижения безопасности ГТС, отсутствуют журналы визуальных и инструментальных наблюдений за состоянием ГТС, отсутствует журнал учета ремонтов и работ по поддержанию и реконструкции ГТС, отсутствует оперативный журнал по ликвидации аварий узла ГТС, не осуществляется капитальный ремонт ГТС. Выявлено, что на ГТС имеет место просадка грунта по гребню платины, а обводной канал ГТС зарос растительностью.

На основании выявленных нарушений государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Пензенской области Нижне-Волжского управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзора) 22.07.2015 года администрации Белынского сельсовета Пачелмского района выдано предписание № 168-20/2015 года, в котором срок устранения выявленных нарушений установлен до 22.01.2016 года.

В указанный в предписании срок администрация Белынского сельсовета Пачелмского района меры по устранению ранее выявленных нарушений при эксплуатации ГТС не приняла, в связи с чем заместитель руководителя Средне-Волжского управления Ростехнадзора обратился в органы прокуратуры для принятия по данному факту мер прокурорского реагирования.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что до настоящего времени администрацией Белынского сельсовета Пачелмского района меры по устранению вышеуказанных нарушений закона при эксплуатации гидротехнического сооружения: плотины протяженностью 105,9 м. Инв. № 56:254:002:000072040 лит. Г,Г1 адрес местонахождения объекта – <адрес>, в 5400 м. на северо-восток от СДК <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, не устранены.

Непринятие администрацией Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области мер по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины протяженностью 105,9 м. Инв. № 56:254:002:000072040 лит. Г,Г1 адрес местонахождения объекта – <адрес>, в 5400 м. на северо-восток от СДК <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, может привести к возникновению чрезвычайных ситуации, что создает опасность причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, вред окружающей среде. Своим бездействием администрация Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании вышеизложенного административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины протяженностью 105,9 м. Инв. № 56:254:002:000072040 лит. Г,Г1 адрес местонахождения объекта – <адрес>, в 5400 м. на северо-восток от СДК <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> и возложить на администрацию Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской <адрес> обязанность по принятию мер обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины протяженностью 105,9 м. Инв. № 56:254:002:000072040 лит. Г,Г1 адрес местонахождения объекта – <адрес>, в 5400 м. на северо-восток от СДК <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

- разработать и утвердить в органах Ростехнадзора критерии безопасности указанного гидротехнического сооружения;

- издать приказ о назначении лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию ГТС;

- обеспечить аттестацию лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию ГТС органами Ростехнадзора в области безопасности гидротехнических сооружений и получение документов о прохождении ответственными лицами соответствующей аттестации;

- обеспечить прохождение лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию ГТС, специальных курсов по безопасности эксплуатации ГТС;

- разработать и согласовать с органами Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС;

- разработать и утвердить инструкцию по эксплуатации ГТС;

- издать приказ о создании службы эксплуатации ГТС;

- провести анализ причин снижения безопасности ГТС;

- оформить журнал визуальных и инструментальных наблюдений за состоянием ГТС;

- оформить журнал учета ремонтов и работ по поддержанию и реконструкции ГТС;

- оформить оперативный журнал по ликвидации аварий узла ГТС;

- провести капитальный ремонт ГТС;

- устранить просадку грунта по гребню платины;

- расчистить обводной канал ГТС.

В судебном заседании прокурор Борисов В.Е. доводы искового заявления поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить, полагал необходимым определить срок в течение которого необходимо устранить выявленные нарушения –до 01 октября 2016 года.

Представитель административного ответчика – администрации Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, Глава сельсовета Халюкин Г.В. в судебном заседании доводы и требования искового заявления признал, указал, что для исполнения его требований необходимо определенное время и материальные затраты, в связи с чем просил определить максимальный срок исполнения решения суда.

Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ критерии безопасности гидротехнического сооружения – это предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; осуществлять капитальный ремонт, гидротехнического сооружения.

Судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права 58 АБ № 249878, выданного 10.09.2012 года Муниципальному образованию Белынский сельсовет Пачелмского района Пензенской области на праве собственности принадлежит названное выше гидротехническое сооружение.

Согласно предписанию № 168-20/2015 от 22.07.2015 Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Акту проверки Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора юридического лица № 168-20/2015 выявлены следующие нарушения: отсутствуют критерии безопасности ГТС; Критерии безопасности ГТС не утверждены в органах Ростехнадзора; отсутствуют лица аттестованные органами Ростехнадзора в области безопасности ГТС; отсутствуют документы подтверждающие аттестацию лиц ответственных за безопасную эксплуатацию ГТС; отсутствуют правила эксплуатации ГТС; правила эксплуатации ГТС не согласованы с органами Ростехнадзора; отсутствует утвержденная инструкция эксплуатации ГТС; отсутствует приказ о назначении ответственного за безопасную эксплуатацию ГТС; отсутствует приказ о создании службы эксплуатации; отсутствуют лица прошедшие специальные курсы; не проводится анализ причин снижения безопасности ГТС; отсутствует журнал визуальных и инструментальных наблюдений за состоянием ГТС; отсутствует журнал учета ремонтов и работ по поддержанию и реконструкции; отсутствует оперативный журнал по ликвидации аварий узла ГТС; не осуществляется капитальный ремонт ГТС; просадка грунта по гребню плотины; обводной канал зарос растительностью.

В связи с проведением прокуратурой района проверки соблюдения на территории Пачелмского района требований законодательства об обеспечения безопасности гидротехнических сооружений Главе администрации Белынского сельсовета прокурором в порядке ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» направлено требование о предоставлении информации об исполнении требований, изложенных в предписании Нижневолжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.07.2016 года № 168-20/2015.

И.о. главы администрации Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области исх. № 54/02-18 от 15.04.2016 года в ответ на названное требование направлялся ответ, согласно которому нарушения норм и правил обнаруженных 17.07.2015 года в ходе проверки ГТС, не устранены.

При вынесении решения по делу суд учитывает позицию административного ответчика, не возражавшего против доводов административного искового заявления и не представившего доказательства, опровергающие доводы искового заявления.

Согласно положениям ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно положениям ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Кроме того, в решении суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд принимает во внимание доводы административного истца, считает их обоснованными, поскольку бездействие администрации Белынского сельсовета <адрес>, выразившееся нарушений закона при эксплуатации гидротехнического сооружения: плотины протяженностью 105,9 м. Инв. № 56:254:002:000072040 лит. Г,Г1 адрес местонахождения объекта – <адрес>, в 5400 м. на северо-восток от СДК <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> и об итогах исполнения этих планов установлено в ходе рассмотрения дела.

Установленное бездействие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а потому требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 179 и 227 КАС РФ, суд -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Пачелмского района Пензенской области к администрации Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины протяженностью 105,9 м. Инв. № 56:254:002:000072040 лит. Г,Г1 адрес местонахождения объекта – <адрес>, в 5400 м. на северо-восток от СДК <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области в срок до 01 октября 2016 года исполнить обязанность по принятию мер обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины протяженностью 105,9 м. Инв. № 56:254:002:000072040 лит. Г,Г1 адрес местонахождения объекта – <адрес>, в 5400 м. на северо-восток от СДК <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

- разработать и утвердить в органах Ростехнадзора критерии безопасности указанного гидротехнического сооружения;

- издать приказ о назначении лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию ГТС;

- обеспечить аттестацию лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию ГТС органами Ростехнадзора в области безопасности гидротехнических сооружений и получение документов о прохождении ответственными лицами соответствующей аттестации;

- обеспечить прохождение лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию ГТС, специальных курсов по безопасности эксплуатации ГТС;

- разработать и согласовать с органами Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС;

- разработать и утвердить инструкцию по эксплуатации ГТС;

- издать приказ о создании службы эксплуатации ГТС;

- провести анализ причин снижения безопасности ГТС;

- оформить журнал визуальных и инструментальных наблюдений за состоянием ГТС;

- оформить журнал учета ремонтов и работ по поддержанию и реконструкции ГТС;

- оформить оперативный журнал по ликвидации аварий узла ГТС;

- провести капитальный ремонт ГТС;

- устранить просадку грунта по гребню платины;

- расчистить обводной канал ГТС.

Разъяснить административному ответчику – администрации Белынского сельсовета Пачелмского района Пензенской области обязанность сообщить суду и административному истцу – прокурору Пачелмского района Пензенской области об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня его исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пачелмский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Горелова Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2016 года.